Кино в Солигорске: от пленки до цифры
Александра Горчанина можно сравнить с героем Баталова из легендарного фильма «Москва слезам не верит». Помните, Гоша рассказывал, что когда он приходит на работу в институт, там «начинает крутиться то, что без него не крутилось». Наш герой трудится не в институте, но тоже запускает огромную махину. Он — тот самый человек, благодаря которому в кинотеатре «Зорка Венера» Солигорска уже почти 20 лет идут фильмы.
Фильм весом в 10 кг
В «Зорку» Александр Горчанин пришел работать, когда там еще «крутили» киноленты — в прямом смысле этого слова. Не было ни современной «цифры», ни 5D: а был пленочный проектор и фильмы весили 5-6 кг!
— Вообще-то я по профессии геолог, — улыбается мужчина. — Занимался разведкой, бурением скважин. Но в кино был влюблен с детства. В кинотеатр впервые попал года в три: не помню, какой фильм тогда смотрел, вроде что-то про войну — и остался под впечатлением! Выпрашивал у родителей 10 копеек, чтобы купить билет на «Подвиг разведчика» или «Чапаева». Тогда ведь телевизоры мало у кого были — и увидеть настоящее кино на большом экране для маленького ребенка было сродни чуду.
Когда работу по профессии пришлось оставить, Александр устроился в кинотеатр «Зорка Венера» инженером. Его привели в аппаратурную, показали киноустановку и предупредили: через пару часов начнется сеанс. Так что время научиться обращаться с проектором у тебя есть. Действуй!
— Подготовиться к сеансу — это не просто включить кнопку и настроить звук. Пленочные фильмы тогда приходили в больших металлических коробках, или яуфах: одна весила 2-3 кг. Моя задача состояла в том, чтобы до начала показа вручную склеить три куска пленки для бобины одного проектора, и еще три куска пленки для второго проектора, — вспоминает Александр. — Когда первая часть фильма прокручивалась, надо было вручную переключаться на второй проектор.
Случаев, чтобы пленка рвалась, наш герой не припомнил. Но вот ксеноновые лампы, которые стояли в проекторах, время от времени взрывались. Их нужно было срочно поменять: на все про все не больше минуты. А иначе зритель начнет возмущаться.
— Мне обычно хватало 15-20 секунд, чтобы поменять лампу и снова запустить фильм. Свою работу знал хорошо! — не без гордости отмечает мужчина.
Кстати, если фильм был премьерным, в Солигорск привозили новую, незаезженную копию ленты. Она была без повреждений, царапин. Смотреть такую картину — одно удовольствие.
— Казалось, было все просто и понятно: склеиваешь пленки, наматываешь на катушки — и фильм пошел. Но не менее важно было не допустить технических повреждений пленки. Царапины, пятна, приклеившиеся пылинки — все это могло сказаться на качестве фильма. Поэтому любые повреждения были недопустимы: ведь после города пленка путешествовала дальше по району. И если я недобросовестно к ней отнесусь: в каком качестве увидит картину сельский житель?
Кассовые «Пираты XX века» и «Кинг-Конг»
Александр уверяет: у солигорчан отношение к кинематографу всегда было особенное — здесь «синема» обожали.
— Сколько, к примеру, кинотеатров обычно работало в райцентре? Как правило, один, плюс в крупных деревнях были свои киноустановки. А в Солигорске первый кинозал при ДК открылся еще в 1958 году — одновременно с датой основания города! Вмещал он 300 человек, и все равно многим не доставались заветные билетики на «Девушку без адреса», «Дело было в Пенькове», «Девушку с гитарой»…
В 1962 году местной администрацией было принято разумное решение — построить отдельное здание кинотеатра. Так в городе шахтеров появился «Солигорск». А еще через пару лет открылась «Зорка Венера».
Кинотеатр «Солигорск» закрылся еще в 90-е. Сегодня в этом здании работает детская школа искусств.
–— Два кинотеатра работали одновременно: в райцентр из Минска привозили 2-3 фильма. Один показывали в «Зорке Венере», второй в это время шел в «Солигорске». Через неделю кинотеатры менялись репертуаром: так у зрителей было гораздо больше шансов попасть на заветный сеанс. Правда, если хватало терпения и сил выстоять километровую очередь за билетом.
Были случаи, когда цепочка из людей чуть ли не перекрывала дорожное движение. Водители возмущались, но что толку: в город привезли «Экипаж» с Леонидом Филатовым и Георгием Жженовым. А сколько шуму наделали «Пираты XX века»! Люди ходили на ленту по 5-6 раз! Был свой поклонник и зарубежной «синема».
— Если в ролях значился Ален Делон, Жерар Депардье или Луи де Фюнес — успех картине был обеспечен. Многие даже не читали, о чем фильм: просто брали билеты, занимая очередь за несколько дней до сеанса. А когда к нам приехал «Кинг-Конг», тут творилась что-то невероятное: всем хотелось посмотреть на монстра! Картину показывали 5 раз в день — и на каждом сеансе были аншлаги. Наверное, если бы «Кинг-Конг» шел не две недели, а два месяца, его все равно бы смотрели с таким же интересом. Лента долго держала первенство по кассовым сборам, пока в прокат не вышли «Титаник» и «Аватар», «Анастасия Слуцкая».
Нет одного любимого фильма для всех: у каждой эпохи — свое время, у каждого времени — свои фильмы. В 70-е обожали «Зиту и Гиту», в 80-е — «Звездные войны» и «Вокзал для двоих», в 90-е — «Брата», в начале 2000-х — «Бумер»…
Уточнила у мужчины: сколько за время работы в «Зорке Венере» он пересмотрел фильмов? Ответ удивил.
— Если понимать под «просмотреть»: насладиться картиной с первого кадра и до последнего — то ни одного! Я ведь должен смотреть фильмы с технической точки зрения: с пленкой в этом плане было много мороки.
Рудольф был не прав…
В начале 2012 года солигорский кинотеатр «Зорка Венера» пережил в каком-то смысле техническую революцию — на смену пленочным проекторам пришла «цифра». Старая добрая киноустановка с бобинами навсегда осталась в прошлом. Но сам Александр Горчанин об этом нисколько не жалеет. Говорит, работать теперь проще. Да и зритель не остался в накладе.
Традиционными в кинотеатре были встречи с известными режиссерами, актерами. В «Зорку Венеру», к примеру, приезжали Станислав Говорухин, Николай Еременко-младший.
— Цифровой кинопроектор компактнее по размеру и проще в обслуживании: только кнопочки нажимай, — с улыбкой говорит мужчина. — Да, у пленки есть история, душа, если хотите. Но цифра удобнее, да и качество цифровых фильмов не хуже, чем пленочных. Хотя у пленки разрешение все-таки выше. С другой стороны, в прошлом году нам поставили лазерный проектор, там яркость картинки в два раза выше: и качество, соответственно, тоже.
И все же в каком виде теперь фильмы приезжают в кинотеатр? По словам Александра, это что-то вроде небольшого диска-флешки, на который записан фильм. Его нужно скачать на сервер, чтобы потом начать показ на большом экране.
— А перед этим необходимо получить специальный цифровой ключ или код, который дает право демонстрировать кинокартину. Приходит он по почте и «работает» в строго определенное время. Так что показы «для своих» или дополнительные сеансы исключены.
… Раз уж начала с фильма «Москва слезам не верит», им и надо закончить. Напомнила Александру еще одну цитату из картины. Герой Юрия Васильева — Рудольф — уверял, что придет время, когда «не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Александр Григорьевич слова своего киношного собрата раскритиковал в пух и прах.
— Кино всегда было и будет! Да, сегодня в кинотеатры ходят не так массово, как 20 лет назад, но есть люди, которым интересно смотреть фильм именно на большом экране. И это правильно. Оно тогда вызывает другие ощущения что ли, иначе воспринимается. Вопреки всем пророчествам, и сегодня есть кассовые фильмы, которые собирают большие залы. Только из последних — «Т-34», «На том берегу», «Холоп», «Чебурашка», мультфильмы про «Трех богатырей». Заметьте, в этом списке ни одного зарубежного кино, что тоже хороший признак: сейчас много снимается отечественного и российского кино очень высокого качества. Если эта тенденция сохранится, кинотеатры будут востребованы!