Меню

Кино в Солигорске: от пленки до цифры

кинотеатр Солигорск
Фото: Вячеслав Цуранов

Александра Горчанина можно сравнить с героем Баталова из легендарного фильма «Москва слезам не верит». Помните, Гоша рассказывал, что когда он приходит на работу в институт, там «начинает крутиться то, что без него не крутилось». Наш герой трудится не в институте, но тоже запускает огромную махину. Он — тот самый человек, благодаря которому в кинотеатре «Зорка Венера» Солигорска уже почти 20 лет идут фильмы.

Фильм весом в 10 кг

В «Зорку» Александр Горчанин пришел работать, когда там еще «крутили» киноленты — в прямом смысле этого слова. Не было ни современной «цифры», ни 5D: а был пленочный проектор и фильмы весили 5-6 кг!

— Вообще-то я по профессии геолог, — улыбается мужчина. — Занимался разведкой, бурением скважин. Но в кино был влюблен с детства. В кинотеатр впервые попал года в три: не помню, какой фильм тогда смотрел, вроде что-то про войну — и остался под впечатлением! Выпрашивал у родителей 10 копеек, чтобы купить билет на «Подвиг разведчика» или «Чапаева». Тогда ведь телевизоры мало у кого были — и увидеть настоящее кино на большом экране для маленького ребенка было сродни чуду.

кинотеатр Солигорск

Когда работу по профессии пришлось оставить, Александр устроился в кинотеатр «Зорка Венера» инженером. Его привели в аппаратурную, показали киноустановку и предупредили: через пару часов начнется сеанс. Так что время научиться обращаться с проектором у тебя есть. Действуй!

— Подготовиться к сеансу — это не просто включить кнопку и настроить звук. Пленочные фильмы тогда приходили в больших металлических коробках, или яуфах: одна весила 2-3 кг. Моя задача состояла в том, чтобы до начала показа вручную склеить три куска пленки для бобины одного проектора, и еще три куска пленки для второго проектора, — вспоминает Александр. — Когда первая часть фильма прокручивалась, надо было вручную переключаться на второй проектор.

Случаев, чтобы пленка рвалась, наш герой не припомнил. Но вот ксеноновые лампы, которые стояли в проекторах, время от времени взрывались. Их нужно было срочно поменять: на все про все не больше минуты. А иначе зритель начнет возмущаться.

— Мне обычно хватало 15-20 секунд, чтобы поменять лампу и снова запустить фильм. Свою работу знал хорошо! — не без гордости отмечает мужчина.

Кстати, если фильм был премьерным, в Солигорск привозили новую, незаезженную копию ленты. Она была без повреждений, царапин. Смотреть такую картину — одно удовольствие.

— Казалось, было все просто и понятно: склеиваешь пленки, наматываешь на катушки — и фильм пошел. Но не менее важно было не допустить технических повреждений пленки. Царапины, пятна, приклеившиеся пылинки — все это могло сказаться на качестве фильма. Поэтому любые повреждения были недопустимы: ведь после города пленка путешествовала дальше по району. И если я недобросовестно к ней отнесусь: в каком качестве увидит картину сельский житель?

Кассовые «Пираты XX века» и «Кинг-Конг»

Александр уверяет: у солигорчан отношение к кинематографу всегда было особенное — здесь «синема» обожали.

— Сколько, к примеру, кинотеатров обычно работало в райцентре? Как правило, один, плюс в крупных деревнях были свои киноустановки. А в Солигорске первый кинозал при ДК открылся еще в 1958 году — одновременно с датой основания города! Вмещал он 300 человек, и все равно многим не доставались заветные билетики на «Девушку без адреса», «Дело было в Пенькове», «Девушку с гитарой»…

В 1962 году местной администрацией было принято разумное решение — построить отдельное здание кинотеатра. Так в городе шахтеров появился «Солигорск». А еще через пару лет открылась «Зорка Венера».

кинотеатр Солигорск

Кинотеатр «Солигорск» закрылся еще в 90-е. Сегодня в этом здании работает детская школа искусств.

–— Два кинотеатра работали одновременно: в райцентр из Минска привозили 2-3 фильма. Один показывали в «Зорке Венере», второй в это время шел в «Солигорске». Через неделю кинотеатры менялись репертуаром: так у зрителей было гораздо больше шансов попасть на заветный сеанс. Правда, если хватало терпения и сил выстоять километровую очередь за билетом.  

Были случаи, когда цепочка из людей чуть ли не перекрывала дорожное движение. Водители возмущались, но что толку: в город привезли «Экипаж» с Леонидом Филатовым и Георгием Жженовым. А сколько шуму наделали «Пираты XX века»! Люди ходили на ленту по 5-6 раз! Был свой поклонник и зарубежной «синема».

— Если в ролях значился Ален Делон, Жерар Депардье или Луи де Фюнес — успех картине был обеспечен. Многие даже не читали, о чем фильм: просто брали билеты, занимая очередь за несколько дней до сеанса. А когда к нам приехал «Кинг-Конг», тут творилась что-то невероятное: всем хотелось посмотреть на монстра! Картину показывали 5 раз в день — и на каждом сеансе были аншлаги. Наверное, если бы «Кинг-Конг» шел не две недели, а два месяца, его все равно бы смотрели с таким же интересом. Лента долго держала первенство по кассовым сборам, пока в прокат не вышли «Титаник» и «Аватар», «Анастасия Слуцкая».  

Нет одного любимого фильма для всех: у каждой эпохи — свое время, у каждого времени — свои фильмы. В 70-е обожали «Зиту и Гиту», в 80-е — «Звездные войны» и «Вокзал для двоих», в 90-е — «Брата», в начале 2000-х — «Бумер»…

Уточнила у мужчины: сколько за время работы в «Зорке Венере» он пересмотрел фильмов? Ответ удивил.

кинотеатр Солигорск

— Если понимать под «просмотреть»: насладиться картиной с первого кадра и до последнего — то ни одного! Я ведь должен смотреть фильмы с технической точки зрения: с пленкой в этом плане было много мороки.

Рудольф был не прав…

В начале 2012 года солигорский кинотеатр «Зорка Венера» пережил в каком-то смысле техническую революцию — на смену пленочным проекторам пришла «цифра». Старая добрая киноустановка с бобинами навсегда осталась в прошлом. Но сам Александр Горчанин об этом нисколько не жалеет. Говорит, работать теперь проще. Да и зритель не остался в накладе.

кинотеатр Солигорск

Традиционными в кинотеатре были встречи с известными режиссерами, актерами. В «Зорку Венеру», к примеру, приезжали Станислав Говорухин, Николай Еременко-младший.

— Цифровой кинопроектор компактнее по размеру и проще в обслуживании: только кнопочки нажимай, — с улыбкой говорит мужчина. — Да, у пленки есть история, душа, если хотите. Но цифра удобнее, да и качество цифровых фильмов не хуже, чем пленочных. Хотя у пленки разрешение все-таки выше. С другой стороны, в прошлом году нам поставили лазерный проектор, там яркость картинки в два раза выше: и качество, соответственно, тоже.

И все же в каком виде теперь фильмы приезжают в кинотеатр? По словам Александра, это что-то вроде небольшого диска-флешки, на который записан фильм. Его нужно скачать на сервер, чтобы потом начать показ на большом экране.

— А перед этим необходимо получить специальный цифровой ключ или код, который дает право демонстрировать кинокартину. Приходит он по почте и «работает» в строго определенное время. Так что показы «для своих» или дополнительные сеансы исключены.

… Раз уж начала с фильма «Москва слезам не верит», им и надо закончить. Напомнила Александру еще одну цитату из картины. Герой Юрия Васильева — Рудольф — уверял, что придет время, когда «не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Александр Григорьевич слова своего киношного собрата раскритиковал в пух и прах.

кинотеатр Солигорск

— Кино всегда было и будет! Да, сегодня в кинотеатры ходят не так массово, как 20 лет назад, но есть люди, которым интересно смотреть фильм именно на большом экране. И это правильно. Оно тогда вызывает другие ощущения что ли, иначе воспринимается. Вопреки всем пророчествам, и сегодня есть кассовые фильмы, которые собирают большие залы. Только из последних — «Т-34», «На том берегу», «Холоп», «Чебурашка», мультфильмы про «Трех богатырей». Заметьте, в этом списке ни одного зарубежного кино, что тоже хороший признак: сейчас много снимается отечественного и российского кино очень высокого качества. Если эта тенденция сохранится, кинотеатры будут востребованы!

кинотеатр Солигорск
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59