Меню

Курс на электрификацию. Автомир изменился и прежним уже не будет

Фото: фото автора, открытые источники, hi-news.ru, techinsider.ru, malankabn.by, byd.com, bmw.de

В последние годы в мире все более популярными становятся экологически чистые автомобили – гибриды (сочетающие традиционные моторы и электрические двигатели) и полноценные электрокары. И если первые уже давненько всем знакомы, то вторые активно прокладывают себе путь. Оно и понятно: запас невозобновляемых природных ресурсов, в частности – нефти и газа – ограничен, экологическая ситуация на планете постоянно ухудшается, прогресс не стоит на месте, а инженеры придумывают все более изощренные узлы и агрегаты, которым уже «тесно» внутри машин с двигателями внутреннего сгорания.

Спрос на транспортные средства, приводимые в движении электромоторами, растет не только в Азии, но и США, и Европе. И если раньше у всех на слуху был только бренд Tesla, то сегодня практически все автоконцерны предлагают модели на электротяге. Цены подобных моделей постепенно снижаются, и они становятся доступны широкому кругу потребителей.

Экскурс в историю

Несмотря на то, что мир начал массово пересаживаться на «зеленые» транспортные средства совсем недавно, первые такие машины появились в XIX веке и спрос на них менялся волнообразно – тогда изобретатели Роберт Андерсон, Уильям Моррисон, Аньош Йедлик, Густав Труве, Томас Паркер и другие конструировали первые интересные электрифицированные «повозки» (по-другому их не назвать).  И вполне успешно: шутка ли – в 1895 г. в Америке в ходе первого автопробега победителем стал электромобиль!

Разработки Томаса Эдисона и Фердинанда Порше уже в начале XX века популяризировали электротранспорт, как удобный и беспроблемный.

До 30-ых годов интерес к подобным авто был велик, а после (в течение, примерно, 40 лет) шел на спад. До следующего этапа развития технической мысли: в 1973 году американский концерн General Motors разработал прототип относительно доступного городского электромобиля. Следом подтянулись и другие компании.

С 1979 года «электрички» снова остались не у дел, так как потребителей огорчали их малая мощность, небольшой запас хода и медленная зарядка.

Окончательно понимание в необходимости перехода на электрический транспорт к обществу пришло, вероятно, в 2006 году, когда американская компания Tesla представила свою модель Roadster: относительно дорогую, но уже отвечающую запросам рядового автолюбителя машину – мощность ее четырехполюсного асинхронного мотора составляла 288 л. с. (215 кВт), запас автономного хода – почти 400 км, а время зарядки батарей – около 4 часов.

С началом серийного производства в 2008 году машины «Родстер» и развитием современной инфраструктуры для электромобилей, Tesla открыла для всех новую эру. Автомир изменился и прежним уже не будет.

А что сейчас?

Республика Беларусь не хуже других уловила современный тренд последних лет и сегодня парк электрокаров и инфраструктура для них растут как на дрожжах. Запуск в эксплуатацию первого и второго энергоблоков Бел АЭС лишь ускорил эти процессы.

В стране продаются как новые электрокары, так и подержанные – из Европы, Японии и Китая: салоны различных электрических марок растут, как грибы после дождя. И белорусы их активно покупают: по данным Автомобильной ассоциации «БАА», доля «электричек» в апреле текущего года почти сравнялась с отметкой 4% от общего объема продаж на рынке, что в два раза превышает долю за аналогичный месяц прошлого года.

Автомобильный локомотив Республики – завод «БЕЛДЖИ» тоже идет в ногу со временем: на базе популярного кроссовера X50 совместно с НАН Беларуси ведется разработка электромобиля. Первую опытную партию машин могут выпустить уже до конца 2024 года.

Не отстают и нефтехимические компании: государственная «Белоруснефть» скоро планирует представить свой собственный опытный образец зарядной станции для электрокаров. Серийный выпуск такого устройства может начаться в следующем году.

В чем же причина популярности электрического транспорта среди соотечественников?

Во-первых, и это – главное, государство всеми способами поддерживает экологически чистый транспорт – его владельцы получают отдельный вид регистрационных знаков и освобождены от уплаты транспортного налога до 2025 года; юридические лица, ввозящие в страну машины не старше 5 лет с электромоторами и автокомпоненты для них, освобождены от уплаты НДС; участникам дорожного движения на «электричках» разрешено ездить по полосам для движения общественного транспорта.

Во-вторых, климат Республики отлично подходит для эксплуатации «нежных» электромобилей – сильных морозов, создающих повышенную нагрузку на узлы таких машин, нет. Жары, в принципе, тоже.

В-третьих, финансовые затраты на зарядку электрокаров чуть ли не в 2 раза ниже заправки авто с традиционными моторами – бензиновыми и дизельными. И это выгодно не только частным лицам, но и таксопаркам, службам доставки, каршерингу.

И, в-четвертых, инфраструктура сервисных станций и зарядных модулей в Беларуси едва ли не ежедневно ширится – открываются новые станции по ремонту и обслуживанию авто, а парк популярных зарядок «Маланка» уже сегодня насчитывает на территории страны около 700 шт.

Уже сегодня многие автовладельцы, приезжающие из стран постсоветского пространства, называют Беларусь раем для электромобилей.

Что дальше?

Если сегодня «электрические реалии» в мире в целом и в Республике – в частности, так прекрасны, то каким будет завтрашний день?

Думается, власть, бизнес и потребители пойдут рука об руку и дальше, так как это выгодно всем. Число зарядных станций и станет расти, будет больше сверхбыстрых устройств; возможно, председатели горисполкомов разрешат бесплатную парковку электрокаров везде; могут появиться дополнительные налоговые преференции для покупателей и продавцов «электричек», а также субсидии на приобретение таких машин. В будущем, вероятно, стоит ожидать введение запрета на въезд автомобилей с обычными моторами в зеленые зоны крупных городов (по аналогии со странами Европы), туда смогут попасть только автомобилисты на электрокарах.

Кажется, что электрическое будущее планеты и страны безоблачно. Но нет… Были и остаются три проблемы:

  • Экологическая (как ни странно). При производстве электричества на АЭС остается отработанное ядерное топливо. А оно значительно отправляет экологию. Обычные электростанции (на которых ради получения электроэнергии сжигают нефть, газ, уголь) тоже выделяют вредные вещества, которые ухудшают «здоровье» планеты. Не стоит забывать и об утилизации/переработке отработавших свой срок батареях электрокаров. А таких аккумуляторов скоро будут миллионы. Что с ними делать?
  • Техническая. Рост продаж электромобилей уже сегодня приводит к огромному росту нагрузки на электросети. Дальше – больше. И оборудование этих сетей нужно постоянно модернизировать, обновлять. А это очень непросто. И получится ли делать на постоянной основе?
  • Экономическая. Увеличение автопарка электромобилей рано или поздно приведет к росту тарифов на электроэнергию. Что логично: есть спрос – будут расти цены. До каких цифр? Не обгонят ли (особенно — лет через 50-70, когда нефть и газ закончатся на Земле) цены на бензин и солярку?

 Получится ли у человечества решить эти задачки? Возможно. Но это уже совсем другая история…

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59