Меню

Бунт в «девчачьем» королевстве: как ирано-белорусская семья воспитывает 8 дочек и сына

Бунт в «девчачьем» королевстве: как ирано-белорусская семья воспитывает 8 дочек и сына
Фото: Вячеслав Цуранов

Своего первенца, очаровательную кареглазую доченьку, Яна и Аббас назвали Назанин — с персидского это означает «милая». По традиции Аббас спросил совета у дедушки: тот и предложил дать внучке столь непривычное для Беларуси, но очень красивое имя. Наверное, тогда супруги и думать не думали, что в будущем им придется давать имена… еще семерым дочерям!

Когда созванивались с Яной и Аббасом Гахари, чтобы напроситься в гости и рассказать об их необычной семье, точно знали, что воспитывают они восьмерых девчонок. Но Яна огорошила: «Вообще-то нас уже девять, пару месяцев назад родился сыночек Адриан. Так что теперь у нас не 100% женское царство: наверное, мы вам не подходим?» Поспешили заверить в обратном: конечно, подходите! Диктуйте адрес, едем!

«Маменькин» сынок

Большой, уютный дом в нескольких километрах от Минска — здесь и живет многодетная, а еще интернациональная семья Гахари. Интернациональная, потому что Яна — белоруска, родилась в Борисове. А вот Аббас — иранец. Правда, сам мужчина с такой формулировкой не совсем согласен:

— Я гражданин Беларуси, уже 25 лет живу здесь, стал совсем своим! Но белорус с иранскими корнями! — улыбнулся хозяин дома.

Мы сидим в просторной гостиной, которая плавно переходит в кухню, потом в столовую — и беседуем. Девчонки, которые чуть ли не с утра готовились к приходу корреспондентов, побежали на второй этаж показывать фотографу игрушки и своих домашних питомцев — ящерицу и хомячка-джунгарика. Значит, у нас есть несколько минут для общения в тишине.

— Я человек творческий и профессию выбрала такую же: после 9 класса поехала поступать в Минск, подала документы в архитектурно-строительный колледж. Мечтала стать дизайнером, — рассказывает о себе Яна. — С Аббасом познакомилась, когда уже училась на втором курсе. Пошла как-то с подружкой в кафе, а там он – красивый, обаятельный, неплохо говорит по-русски. Мы обменялись телефонами, стали созваниваться.

К тому моменту Аббас уже несколько лет жил в Минске, учился в медуниверситете на стоматолога. А в Беларусь он приехал в начале 1999 года.

— Когда впервые попал в Минск, это был январь: холодно, сыро! Три месяца не мог привыкнуть к такой погоде, все казалось, что зима никогда не закончится. Да и русского языка совсем не знал. Как тут не впасть в депрессию? Но чем больше общался с однокурсниками, тем лучше понимал русскую речь, осваивался. И сегодня могу сказать, что тогда, 26 лет назад я приехал в замечательную страну, замечательный город. Беларусь меня покорила. И не только она.

18 апреля 2001 года — тот самый день, когда Яна и Аббас познакомились в кафе. Они, не сговариваясь, оба назвали эту дату, когда спросила про первую встречу.

— В иранских семьях матриархат норма, и я могу назвать себя маминым сыном. Так вот Яна очень похожа на мою маму. Когда впервые увидел ее, понял, что она особенная. А еще через три месяца осознал, что это моя будущая жена и надо ехать знакомиться с ее родителями.

Чтобы лучше понимать язык, традиции иранской культуры — Яна начала ходить на курсы фарси. Говорит, проблем с освоением не возникло, все давалась легко. Но времени, да и терпения, чтобы довести начатое до конца, не хватило.

— В плане языка мне много дало общение с родителями Аббаса: полетели к ним в гости, когда на свет уже появилась наша доченька Назанин. Я всем сердцем полюбила Иран, ее культуру, традиции, обычаи. Хотя, когда ты по-настоящему любишь человека, тебе априори дорого все, что близко ему. Поэтому хотелось позаимствовать из иранской культуры как можно больше — это касается и отношения к старшим, и воспитания детей.

Мал мала меньше

Яна вспоминает: когда родилась Назанин — ей, 21-летней девчонке было очень непросто. Как убрать колики в животе, чем сбивать температуру, что делать при заложенности носика? Хорошо, что рядом были родители и муж, который мог всю ночь просидеть у детской кроватки, оберегая сон младенца.

— Я пела Назанин колыбельные на русском, белорусском языках, а муж на фарси. Когда дочка чуть повзрослела, Аббас учил ее готовить национальные персидские блюда, а я наши, белорусские. Старались при дочери общаться и на фарси, и на русском языке, чтобы она знала оба — но потом все равно переключались на русский. Хотя на бытовом уровне все наши детки говорят на фарси, и когда звонят в Иран бабушке и с дедушкой, отлично их понимают!

Назанин уже было 4 года, когда Аббас и Яна решились на второго ребенка. Понимали, что дочери нужна сестричка или братик, чтобы не скучала. Так на свет появилась София. Через полтора года и этого показалось мало — «ситуацию исправила» малютка Мария. А еще через 1,5 года Яна родила красавицу Анютку.

— Если скажу, что с четырьмя детьми-погодками было легко и просто, то слукавлю. Аббас часто уезжал по работе, и если бы не поддержка родителей, не знаю, как справлялась бы. Одно время даже обращалась в территориальный центр с вопросом, не могут ли мне, как маме детей-погодок, предоставить помощь няни. Ответили, что на няню вправе рассчитывать только мамы близнецов.

Время шло, девчонки подрастали, и многие обязанности по дому: помыть посуду, подмести пол, вытереть пыль, застелить кровати — уже могли брать на себя. Больше времени себе могла бы посвящать и Яна, но она чувствовала, что в ее сердце есть очень большой резерв любви, которую она может отдать еще нескольким деткам.

— Дочки становились старше, а мне снова хотелось быть мамой крохи, которая так во мне нуждается… От том, кто это будет: мальчик или девочка, не задумывалась, — но каждый раз, когда шла на УЗИ, слышала от докторов одно и то же: «Поздравляю, у вас девочка». Мы с мужем были счастливы — девочка, значит девочка. Дело ведь не в том, какого пола ребенок: главное, что это плод нашей любви, которому мы, как родители, должны дать все самое лучшее, научить, обучить, воспитать.

Поинтересовалась у супругов: по какому принципу выбирали имена для дочерей? Для старшей имя предложил отец Аббаса, но ведь у остальных — вполне привычные…

— Искали такие, которые распространены и в Беларуси, и в Иране. Мою бабушку, например, тоже зовут София, — говорит хозяин дома. — Наша пятая доченька, Эмилия – милая, Настенька – мисс улыбка, настоящее счастьечко. Ариана с персидского означает благородная. А самая младшенькая дочка, Илария: ее имя с греческого переводится, как журчащий ручеек. Жена выбирала!

Яна на это замечание супруга улыбается и вспоминает, как в мыслях уже подбирала имя и для девятой дочери. О том, что будет девочка, она почти не сомневалась. Тем более, на первом УЗИ врач четко не увидела пол ребенка. Но на втором огорошила многодетных родителей: «У вас мальчик!». Так 8 месяцев назад семья Гахари еще на одного человечка – красавчика Адриана – стала больше.

Мамины и папины помощницы

Девять детей — это почти детский садик, пусть и малогабаритный. И каждому ребенку в нем нужно свое место, свое маленькое личное пространство… Об этом Яна и Аббас позаботились заранее: еще когда ждали третьего ребенка, поняли, что квартира — не совсем то, что нужно ребятам. Поэтому продали квартиру и вложились в строительство дома под Минском. Участок получали по президентской программе!

— Строили жилье, правда, почти 8 лет, несколько раз меняли проект. Родился четвертый ребенок — добавляем комнату. Появился пятый — еще одну. Наконец, перед рождением Арианы переехали в наше семейное гнездышко! — замечает Яна.

С местом все более-менее понятно. Но ведь девять детей — это еще и девять маленьких «моторчиков», которые отдыхают только ночью. Одному скучно и его надо срочно развеселить, другого собрать в школу, третьего покормить, четвертому задали выучить стишок к утреннику, а он никак не учится… Где взять на всех силы и терпение?

— Как раз-таки с двумя-тремя сложно, а когда их девять – уже полегче. Первый выпавший зубик, первая двойка, первая безответная влюбленность: мы через это прошли уже не один раз, поэтому знаем с Аббасом, как реагировать. Во-вторых, наши детки – это и наши помощники. Могу доверить им завтрак и знаю, что со всем справятся. Назанин, например, готовит очень вкусные блинчики. Правда, чтобы сделать 70 (!) штук, ей нужно встать раньше всех на 1,5 часа. Потом дочка едет на учебу в Минск, по дороге может отвезти малышей в школу или садик, — с гордостью говорит Яна. — София тоже большая умница: она уже учится в колледже, живет в общежитии, но на выходные приезжает домой. И сразу к нам с Аббасом: «Чем помочь? Давайте приготовим что-нибудь вместе: я нарежу салатик, а папа сделает шашлыки!»

Семейные обеды и ужины в семье Гахари — это действительно что-то очень масштабное. Попробуй накорми такую кампанию! На плов, наверное, уходит килограмм риса, не меньше.

— Мало, нужно минимум полтора,— поправляет меня Аббас. — Еще килограмм моркови и столько же мяса. Получается 7-ми литровая кастрюля плова, которого хватит всего на один раз: съедается моментально! А если детки захотят курицу с пюрешкой, покупаем 20-25 бедрышек плюс 2,5 кг картофеля. Это с небольшим запасом, к нам часто в гости родственники приезжают, так что готовим на всю нашу большую семью!

Любят в семье Гахари и национальные персидские блюда, хотя они требуют гораздо больше времени и сил. С другой стороны, дети должны знать культуру и традиции, в том числе гастрономические, их родителей.

— У нас интернациональная семья, но специально деткам не навязываем: вы обязаны знать белорусских, русских авторов и обязательно иранских. Уметь готовить белорусские и иранские блюда, слушать музыку двух народов. Старшие девочки уже сами вправе выбирать, и им очень нравится как мамина культура, так и папина, — уверяет Яна.

— Но главное, чем гордимся: научили детей уважать традиции и моральные устои наших народов, слушаться старших — мудро рассуждает Аббас. — Если я сказал, что дома нужно быть до 11 вечера – Назанин придет до 11 вечера, хотя она уже совершеннолетняя. В свое время дочка хотела сделать себе татуировку, но Яна запретила, и Назанин не ослушалась, не побежала тайно, за нашей спиной «украшать тело». И другие детки, видя, что можно или нельзя старшей – понимают: то же самое будет разрешено или запрещено им, поэтому не требуют «хочу, дай».

Жизнь, посвященная детям

Если в большой семье живет счастье, это заметно сразу: по тому, как дети слушаются родителей и заботятся о них; по соблазнительному аромату свежеиспеченного пирога, в котором каждый уже «забронировал» себе свой кусочек; по влюбленному взгляду супруга и счастливым глазам супруги… У Яны они действительно излучают счастье — она реализовалась как замечательная хозяйка, жена, прекрасная мама. Хотя женщина и не скрывает: порой не хватает времени на себя, хочется заняться любимым творчество… но ведь у одного уроки, у второго хобби, третьего надо накормить.

— Даже дочки мне иногда говорят: «Мама, ты бы могла посвятить жизнь себе, путешествовать, а ты посвятила ее детям!» Да, для нас с мужем дети на первом месте, под них подстраиваем свои привычки, вкусы, интересы. Но это наше решение: мы выбрали жизнь и стали родителями. Если Бог даст и в нашей семье появятся еще детки — будем только рады. Как-то считали с Аббасом, что из 12-ти месяцев не занятыми остались лишь 4, в остальные есть чьи-то дни рождения! Надо исправлять ситуацию, — загадочно улыбается многодетная мама.  

Не удивлюсь, если через пару лет Гахари действительно станут самыми многодетными родителями Беларуси. Ведь в их семье есть «душа» — так Аббас говорит о своей Яне. А она в свою очередь называет супруга «стеной», за которой можно спрятаться, на которую можно положиться и знать, что укроет, поможет, поддержит.

— Дети – это счастье, и Беларусь для создания семьи, рождения детей – подходит идеально. Здесь приветствуются традиционные семейные ценности, отношение к многодетным прекрасное, в том числе со стороны государства, — говорит Аббас. — Сегодня наш большой дом полон счастливого детского смеха, но мы понимаем, что когда-нибудь он опустеет: детки улетят из родительского гнезда, пойдут своими дорогами. Хочется, чтобы, повзрослев, они жили дружно, в согласии. Именно поэтому сейчас стараемся заложить прочный фундамент их будущих отношений. Учим делиться, прощать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Но не столько рассказываем, сколько показываем – дети «слушают глазками», им нужен живой пример. Надеемся, что любовь и взаимопонимание, которые вложили в наших детей, помогут им построить и свои крепкие и счастливые семьи.

Р.S. Уже когда собирались уезжать, из спальни послышался детский плач — проснулся Адриан. Девчонки тут де подхватились, побежали к братику — через секунду вернулись с крохотулькой, обнимали его, целовали. Тогда подумала: вот уж кто будет купаться в любви! Но позже поймала себя на мысли: больше всего любви достанется все-таки Яне и Аббасу. Их сегодня любят и уважают 9 прекрасных человечков, а когда супруги станут бабушкой и дедушкой, эта любовь умножится в несколько раз. Иначе и быть не может.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59