Минск, Ханой, Хараре: зачем Беларусь расширяет круг стратегических партнеров

Мировая финансовая система, построенная по лекалам западных планов и канонам заокеанских банкиров, предусматривает лишь два состояния для стран: одни зарабатывают, а другие — оплачивают счета чужой красивой жизни. Инструментарий — разный, но суть — одна. «Золотое» правило белорусской внешней политики — обоюдная выгода в отношениях.
На этой неделе состоялся марафон геополитического сотрудничества. Из зала торжественных церемоний Дворца Независимости белорусские штандарты в первой половине этой недели даже не уносили — меняли только флаги стран: в понедельник — вьетнамские знамена, в среду — Зимбабве. Причем обе страны примечательны своими водопадами. В Зимбабве — самый известный в мире — Виктория, во Вьетнаме — целый каскад таких водных ландшафтов. Но не это самое важное, что объединяет эти страны разных цивилизаций и рас. А именно — борьба за свою жизнь и национальную идею, выраженную словами мыслителя белорусской государственности: «каб людьми зваться».
Идеи борьбы цивилизации Победы
Управленческие круги Вьетнама в белорусском Дворце Независимости подолгу задерживались у выставок картин про нашу героическую историю. Им это близко. Геополитическое противостояние социалистического и капиталистического миров случилось на территории Вьетнама. Это, можно сказать, была война с гибридными элементами и такой же западной американской жестокостью. И сейчас, спустя почти шесть десятилетий, в Ханое помнят о «бойнях в Сонгми» — белорусских Хатынях, и защитниках из Беларуси.
«У нас большая история наших отношений, красивая история нашей совместной борьбы во Вьетнаме за независимость вашего государства и народа. Наблюдая за тем, как развивается спустя десятки лет после той страшной войны Вьетнам, мы радуемся за ваши успехи, готовы сотрудничать во имя того, чтобы эти успехи были еще более весомыми», — приветствовал лидера Вьетнама Президент Беларуси.
Очень важная деталь. Адепты западного мира с иронией смотрят в сторону стран, таких как Вьетнам или Зимбабве: «Это не Запад!» Да, именно богатства — со вкусом крови населения колониальных стран — интересуют Запад. Именно «наглосаксы» и элиты западной Европы вогнали большинство народов планеты в страту «третьего мира». Секрет богатств коллективного Запада прост: отнятое детство и нормальная жизнь у доброй части Земли, а вовсе не в гениальности их политики и модели экономики.
Что касается президента и делегации из Зимбабве, то в Беларуси они были несколько дней. Понятно: сотрудничество основано на взаимных экономических интересах, но не менее важно принятие смыслов. Эммерсон Мнангагва посетил сакральные места Беларуси. И без переводчика для него была понятна история Брестской крепости. В Зимбабве самые высокие сооружения — это мемориалы борцам за независимость. А с нашей победы над нацизмом начиналось их избавление от западного колониализма.
«Мы отдаем дань воинам Беларуси, которые оставили свой след в истории и внесли огромный вклад в мирное существование. Прогресс и рост, которые мы наблюдаем в наших отношениях, удовлетворяют. Но есть необходимость двигаться дальше. Мы посетили белорусское молочное предприятие — этот визит заставил о многом задуматься. Мы готовы и далее модернизировать нашу молочную отрасль с поддержкой белорусских партнеров. Я считаю, что в то же время ваша экономика может выиграть, потому что она будет присутствовать в нашем регионе в Африке. Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что вы, господин президент, являетесь примером лидерства и благодарю за ту роль, которую вы играете в сотрудничестве и укреплении дружбы между странами. Большое спасибо, дорогой брат», — отметил президент Зимбабве.
Поэтому, если уж говорить о консолидации большинства «нецивилизованного» мира (мира не дикостей Давоса), разноликого в религиозном, этнокультурном и экономическом плане, то память и благодарность освободителям — и есть признак объединения в цивилизацию Победы. Ведь наши предки победили не просто и не только нацизм, но и западный империализм, колониализм. Это и стало попыткой и гарантией создания равноправного существования без крематориев, гетто и человеческих зоопарков — инструментов коллективного Запада с его декларируемым уважением к правам человека и свободе слова. Общности, которая приватизировала себе право на исключительность цивилизации.
А значит, все остальные — другие — вынуждены доказывать свою правоту, бороться за свое существование и побеждать. Это и есть цивилизация Победы. Поэтому, чувствуя это по умолчанию, нам легко вести диалог.
Минск и Ханой — стратегические партнеры
В отношениях Минска и Ханоя есть история, настоящее и перспективы на будущее. Встреча — знаковая. Ровно 33 года назад Минск и Ханой установили дипломатические отношения. Но символизм — не самое главное во внешней политике Минска. Каждый визит на саммит или рукопожатие мы пытаемся монетизировать, развивая торгово-экономические отношения. Время подвести итоги договоренностей во время встречи в Казани на полях БРИКС.
«Мы предложили, как и договаривались в Казани, вьетнамской стороне план совместных действий на ближайшую перспективу — 2025–2027 годы. Думаю, что мы сделаем всё для того, чтобы реализовать намеченное в этой дорожной карте. У нас, естественно, есть вопросы, которые в повестке дня, которые надо решать оперативно. Думаю, мы с вами эти вопросы обсудим. И если мы достигнем совместного решения, мы в ближайшее время их реализуем. Будь то взаимные платежи между двумя государствами, будь то авиационное сообщение и все, что с ним связано. Это те вопросы, без которых экономика функционировать не может. Мы готовы с вами создавать совместные производства той техники, в которой заинтересован Вьетнам», — сказал Глава государства.
То Лам уже в четвертый раз в Минске — и первый в таком статусе. С августа прошлого года он избран генеральным секретарем Компартии Вьетнама — это высший государственный пост. Отношения с Беларусью берут своё начало во времена Советского Союза, особый импульс они получили в 1957 году, когда Беларусь впервые посетил Президент Хо Ши Мин.
«Вьетнам всегда помнит и остаётся благодарен за ту ценную поддержку, которую белорусский народ оказал вьетнамскому народу в борьбе за независимость и воссоединение, в деле национального строительства и развития», — подчеркнул То Лам.
В 1997 году во Вьетнаме открыли посольство Беларуси — это было после первого визита Александра Лукашенко в это государство Юго-Восточной Азии. Тогда белорусский аист набирал высоту, а Ханой — силу. Теперь Вьетнам называют новым азиатским тигром. Для нас это рынок с населением более 100 млн человек. Дорога открыта.
Решено — ускорить создание совместного производства белорусских тракторов и техники МАЗ на территории Вьетнама. Не только для местного рынка, но и для экспорта совместной продукции — в Индонезию. Да — рядом Китай, да — логистика нелегкая. Но интерес у Ханоя к Минску огромен. То Лам — выходец из органов безопасности. Поэтому сотрудничеству по линии цвета хаки — зелёный свет.
Вместе с протоколом между оборонными ведомствами о подготовке специалистов стороны обменялись рукопожатиями, соглашениями и планами сотрудничества. Руководители ещё семи ведомств подписали документы в сферах научной деятельности, культурного диалога и информационного взаимодействия. Государственное медиа «Голос Вьетнама» будет транслировать кадры из Беларуси.
Беларусь-Зимбабве: что дальше?
С Зимбабве у нас нет такого исторического бекграунда, но будущее точно есть. Церемония встречи — не такая помпезная. Нет прохождения роты почетного караула и переговоров в узком составе. Это рабочий визит. Но повестка весьма насыщенная. Зимбабве — стратегический партнер и представитель Беларуси в Африке. Лишь за последний год состоялось 30 визитов различного уровня. Такие теплые встречи — проходят не только на горячей земле Африки, но и у нас.
Белорусы — это первые европейцы, к которым в Зимбабве перестали относиться с опаской. Для европейского производителя африканский потребитель по принципу культурных пережитков — другой сорт. У азиатов — стратегия мягкой силы и привязанных кредитов. Беларусь — стала открытием. У нас свой метод. Мы не только продаем технику и технологии, но и помогаем осваивать их местным жителям, а студентам из Зимбабве получать образование в наших вузах. Более полусотни уже учатся в наших вузах.
Наши кейс — это равноправные отношения. Новые проекты — как отражение доверия. Лично к нашему Президенту. Куда бы не пребывала официальная делегация из Беларуси — принимающая сторона из этого устраивала праздник. Почетный караул и аутентичный карнавал. А еще — везде ликующие толпы зимбабвийских ябатек — сторонников действующего президента. Так эмоционально и весело даже звезд мирового шоу-бизнеса не встречают. Это был исторический визит 2023 года. Тогда в Зимбабве мы приехали с тракторами, а сейчас Беларусь здесь ассоциируется с детским питанием, сухим молоком, и ростом урожайности пшеницы. Зимбабве — это не только хаб белорусских интересов на Юге Африки. Но еще и альтернатива сотрудничеству по западным лекалам.
«Совместная программа механизации сельского хозяйства Зимбабве, которую Александр Лукашенко назвал настоящим образцом честного, открытого и продуктивного взаимодействия. Благодаря этой программе сбор пшеницы в Зимбабве уже вырос более чем в три раза. С 2022 года Зимбабве полностью обеспечивает внутренние потребности в пшенице, начат экспорт излишков в соседние страны (Мозамбик, Ботсвана). Мы продолжаем работу с фокусом на то, чтобы сохранить такие урожаи и дополнительно укрепить продовольственную безопасность Зимбабве и юга Африки в целом. Это очень важное направление — работа с территории Зимбабве на другие страны. И на этом примере нашей совместной работы другие страны Африканского континента видят, что эксплуатации и диктату Запада и транснациональных корпораций есть реальная альтернатива», — отметил Александр Лукашенко.
С момента исторических переговоров в 2023 году создана совместная комиссия, установлена диалог между министерствами и компаниями, создана договорно-правовая база. А что дальше? Ответу на этот вопрос посвятили этот визит. Если кратко — достичь товарооборота в 100 миллионов долларов.
Первое — у скептиков возникнет сразу несколько замечаний. Мол, Африка — это вам не Европа. Зато мы — Европа для Африки. Второе: сложная логистика. Но учитывая дороговизну всего в Зимбабве. Наша продукция здесь конкурентоспособна. По качеству — несомненно. По цене — тоже. Третий вопрос — расчеты. А ведь мы можем помочь заработать деньги. Здесь ведется промышленная добыча железа, золота, серебра, никеля, платины, алмазов. Хараре готова — к такой кооперации.
Диванные эксперты часто критикуют нашу страну за внимание не к тому промышленному укладу. Но дело в том, что Зимбабве не нужен «старлинк» Маска, им нужен хороший урожай и технологии, которые помогут его вырастить и собрать. А это компетенции Беларуси. Зерносушильные комплексы, сборка сельскохозяйственной и пассажирской техники, а главное — детское питание. Именно благодаря смесям из Беларуси в Зимбабве сокращается детская смертность. Да, наша страна, не прикрывается постгуманистическими идеями, не впечатывает в юное сознание методички гендерных «свобод», наша страна просто сохраняет жизнь детям Зимбабве.
Африка — это поле непаханое. Не только для тракторов. Именно здесь рынки будущего. Порой среднестатистическое государство самого горячего континента — по населению догоняет большую Россию, а 65% пахотных земель мира расположены на африканском регионе. Может не надо «отцам нового постнацизма» заниматься сокращением населения через пропаганду греховных девиаций, а футуристам думать о колонизации космоса, достаточно лишь распахать земли Африки. Но Запад черный континент интересует лишь с только зрения добычи полезных ископаемых и прежде всего, в настоящее время редкоземельных материалов. Беларусь — это другое.
Совсем недавно из Хараре вернулась делегация под руководством вице-премьера Каранкевича. Сформирован целый пакет документов для дальнейшего движения. Перспектива — межрегиональное взаимодействие и промышленная кооперация. Масштабы дальнейшего развития — требуют создания комиссий на уровне первых лиц государства. Подписан пакет двусторонних документов. В основе — дорожная карта на 2026-2030 годы. И выход на интеграцию новых масштабов по той же формуле, что и с Вьетнамом — геополитическая интеграция. В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе, а Зимбабве — в Сообществе развития Юга Африки. Познакомим наших друзей друг с другом.

Во время визита между правительствами двух стран заключено соглашение об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Договорились содействовать развитию микро-, малых и средних предприятий. Подписали меморандумы о сотрудничестве в области информации и печати, в здравоохранении и реконструкции больницы, в сфере туризма.
Природная гордость Африки водопад Виктория названа в честь королевы далекой Британии. Весьма символичный проект для Зимбабве именно белорусы помогут сделать их воду чище. Это не просто проект, это сотрудничество смыслов.
Про интеграцию интеграций
Коль для Брюсселя за Западным Бугом начинаются джунгли, то с новыми азиатскими тиграми таким как Вьетнам мы точно поладим. А в гардеробе президента и национального лидера Зимбабве вместе с шарфиком в цветах национального флага появился новый атрибут — капялюш с изображением белорусского флага. Беларусь теперь и голове и в сердце африканцев. К слову, Минск создает интеграцию интеграций стран нового мира. А ведь было предложение про экономический союз от Лиссабона до Владивостока. Но мирное сотрудничество претит элитам Запада. Правда, чего не сказать об общественном запросе. Дворец Независимости посетила официальная делегация словацкого района Спишска-Нова-Вес. Визит приурочен к 80-й годовщине Победы. По своей инициативе словаки поучаствовали в церемонии чествования государственных символов нашей страны. А вот одним из персонифицированных символов равноправного мироустройства похоже становится наш Президент. Ему сочиняют баллады его портреты вышивают европейцы. Портрет Александра Лукашенко в технике вышивки по канве выполнил словацкий мастер Душан Гура. Есть такие подарки от людей у Макрона или Трампа? У людей всего мира запрос на обычную людскость — черту нашей государственной идеологи.

Рекомендуем



