Меню

Почему мы боимся называть себя патриотами

Почему мы боимся называть себя патриотами
Фото: из открытых источников

Недавно поинтересовался у приятеля из Минска, состоит ли он в какой-то партии или общественном движении?

— Что ты! Бегать по мероприятиям, флагом размахивать, чтоб меня еще потом «квасным» или ура-патриотом заклеймили? Ну уж нет, я сам по себе. Семья. Работа. Дом.

Похожий ответ услышал и в Москве. Только вместо «ура» был эпитет «турбо-патриот». И еще москвич добавил, что и дети его не вступают в молодежные движения по этой же причине, не хотят, чтобы их «ряжеными» обзывали. К слову, оба мои приятеля государственники до мозга костей. Конечно, этот опрос нельзя назвать репрезентативным, но такая риторика заставила крепко задуматься над тем, откуда растут ноги подобной турбо-патриотической терминологии.

Если верить интернету, впервые о «правильных» и «неправильных» патриотах заговорили в 20-х годах 19 века. Тогда в печати «троллилось», говоря на современный манер, лицемерное, слепое преклонение перед всем национальным, что вылилось в ироническое словосочетание «квасной патриотизм». В произведениях русских писателей также порой высмеивался внешний, фарисейский великосветский патриотизм. Вот что описал А.С. Пушкин в повести «Рославлев»: «…Гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский, кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски». Смешно и поучительно. Хотя, если разобраться, кроме отдельных литературных фрагментов, критики тех лет не муссировали сам термин «патриотизм». Почему же сейчас это слово вдруг засияло всеми «ура» оттенками?

В нынешнюю взрывоопасную эпоху, когда «вихри враждебные веют над нами», слово патриот и понятие «патриотизм» приобретают особый смысл. В современном бушующем мире, где сильный пожирает слабого, без опоры на патриотическое сообщество людей, преданных стране и делу, нам не выстоять. В этих условиях первейшей идеологической задачей тайных и явных врагов становится разрушение не только слов-терминов, но и сути самого патриотизма. И надо отдать должное, недруги методично и целенаправленно бьют отбойными молотками, цифровыми пушками по термину, целясь в сердце этого понятия.

На эту тему недавно высказался классик российской публицистики, писатель Александр Проханов: «И вновь раздаются сытые насмешливые голоса, которые делят патриотов на ура-патриотов и ужас-патриотов. А те, кто производит это деление, полагают себя просто патриотами. Но в их суждениях слышится тихая фальшь фарисейства. Для них патриотизм — это спецодежда, в которой они вошли в новый политический период, сбросив прежний — либеральный скафандр. А до этого потихоньку спалили партбилет. Эти «правильные» патриоты — теплохладный слой российского общества, в котором невозможно развитие».

Крайне опрометчиво в разгар борьбы за смыслы и умы делить патриотично настроенных граждан на «ура», «турбо», «квасных» или «подлинных». Особенно сейчас, когда патриотизм просыпается, вытесняя западное низкопоклонство, рулившее долгое время на постсоветском пространстве. Куда уж лучше перехваливать свое отечественное, чем ползать на полусогнутых перед заморским. Патриотизму учит сама жизнь, она воспитывает. В годы разрухи, неопределенности в людях частично выбили, заглушили, погасили это благородное чувство. И повлиять на его пробуждение помогают особые обстоятельства, осознание того, что Отечество в опасности.

Клеймя патриотизм уничижительной приставкой «ура», попадают не в личность, а в само это явление. Ведь степень патриотичности того или иного человека определяется на глазок, в чатах, курилках, редакциях, а не в ходе выверенного научного анализа, что в принципе невозможно. Нередко такие ярлыки привинчивают как журналисты, блогеры, политологи, эксперты, так и люди вообще далекие от чувства патриотизма и его глубинного понимания. Видимо, это стало модно, хотя и не ново. Под видом подобных шуток-прибауток, стебов, споров и прочего юморка в СССР либералы-западники уничтожали КПСС, пионерию и комсомол, а, в конце концов, и само государство.

Патриотизм — это общечеловеческое понятие. Приходилось ли кому-то слышать, чтобы на Западе, в США вводили подобные градации, из серии «турбо-либерал» или «квасной капитализм». Нет, они дружны, спаяны и не делятся на «правильных» или «неправильных» патриотов, а в едином порыве защищают свой строй, стараясь побольнее укусить конкурентов и соперников за пределами своего сообщества.

Самое худшее — это «ура-идиотизм», в основе которого лежит полное непонимание действительного состояния общественных и государственных процессов. Речь про степень адекватности восприятия людьми окружающего мира и происходящих вокруг нас событий.

Со словом и понятием «патриотизм» надо обращаться бережно, как со знаменем и гимном. Его нельзя замусолить, затрепать и использовать всуе. В недавно принятой Александром Лукашенко Директиве № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства», это понятие проходит красной нитью. Определение патриот надо заслужить. О нем не кричат, и не бьют себя в грудь. А то глядишь, так незаметно все вдруг станут патриотами, в том числе и осевшие на чужих берегах «змагары» и иже с ними.

Алексей Синенко

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59