Разговор немых с глухими: политолог о Стамбуле-2

Представьте, что вы идете в магазин покупать молоко, но на входе начинаете вопить, что все молоко давно скисло, магазин не настоящий, кассир вам не нравится, а пол грязный. Примерно так же ведет себя Зеленский в Стамбуле, причем в магазин украинская делегация даже не зашла, а стоит метрах в десяти от крыльца.
Пока что со стороны Киева анонсирована только встреча с Эрдоганом, а российская делегация названа «бутафорской». Пресс-секретарь российского МИД Захарова за словом в карман не полезла и в ответ назвала Зеленского клоуном и неудачником.
Белорусскому наблюдателю такой старт переговоров сразу говорит о том, что молока (и даже подхода к кассе) не будет. Тем не менее «МП» попробовала угадать, что наступит дальше.
Торг вокруг 30 дней
Даже не совершая покупку (или «сделку» – если говорить языком Трампа), можно походить по магазину и, например, погреться, ничего не покупая. Именно для этого Украина в Стамбул и приехала – еще до анонса переговоров прозвучал ультиматум, что Россия должна просто так остановиться на 30 дней, и за это ей ничего не будет, а так-то ЕС введет новые санкции.
Конечно, речь не о том, что украинская делегация будет месяц греться под турецким солнцем, а о том, что ВСУ на халяву получат паузу для закрепления на позициях. А затем, ничего не подписывая и не выполняя, эту паузу попробуют затянуть на 60, 90, 120 дней – насколько хватит терпения у Москвы. В этом состоит гениальный план Киева.

Предложение подкупает щедростью и новизной, поэтому от Москвы последовал краткий комментарий, что такая пауза возможна, если на Украину перестанут подвозить оружие. Но Россия контроль этого условия обеспечить не может, поэтому на фронте пока что ничего не поменялось, идут бои, а Россия ультиматум по факту проигнорировала.
Так что и сейчас, по приезду в Стамбул, Украина будет продавливать один единственный вопрос – это 30-дневное перемирие, а «потом уже все остальное». На что Россия будет отвечать, что, мол, нужны гарантии, которые непонятно как получить. Это замкнутый круг и разговор немого с глухим – либо же России нужно принимать западные условия перемирия в одностороннем порядке, ничего не получая взамен. Сразу скажем, что такое тоже возможно, если паузу разменяют на что-то хорошее от Трампа. Но Дональд скуп на выполнение обещаний, хотя много говорит.
Собственно, предмет переговоров – это и есть главное отличие Стамбула-2 от Стамбула-1. Если в первый раз пытались подписать документ по широкому кругу тем (от численности армии до невступления в НАТО), то сейчас Украина будет настаивать на одном единственном 30-дневном перемирии.

Хроника событий
По состоянию на 16-00 (в Минске, Москве и Стамбуле время совпадает) украинская делегация так и не встретилась с российской, более того, не было даже назначено время встречи.
Накануне Зеленский сказал, что уровень российской делегации слишком низкий, нужен Путин, на что Трамп ответил «нормально все». Однако сама постановка вопроса и нежелание садиться за стол уже говорит о том, как пойдет дело. К сожалению, Трамп не может или не хочет нажать на Зеленского для каких-то конкретных действий, а в дипломатии лидеры никогда не приезжают за пустой стол – все уже должно быть готово и ожидать протокольной съемки и краткой подписи.
Судя по хаотичным заявлениям Киева, ничего такого нет и в помине, украинцы ехали как на пожар. Поэтому Россия явно будет использовать Стамбул-2, скажем так, для напоминания всему миру, мол, смотрите, у нас уже были точно такие же переговоры три года назад, в этих же числах, да еще и на лучших для Украины условиях, а Зеленский и тогда и сейчас является неадекватным и мира не хочет.

Поэтому можно сказать, что функция подхода (мы даже не можем назвать это переговорами, потому что их нет) – пока чисто информационная.
Рекомендуем





