О тех, кто творят для большого подиума. Рассказываем о закулисье «Мельницы моды 2022»
Больше полусотни молодых дизайнеров со всей Беларуси в эти дни участвуют в 31-м фестивале-конкурсе моды и фото «Мельница моды». Сегодня — третий день «Мельницы», почти такой же волнующий, как и сам финал: участники презентуют коллекции для жюри и зрителей. В отличие от предыдущих конкурсных лет, работы дизайнеров громкие и авангардные. Почти каждая коллекция несет громкую идею. Какую именно — расскажет корреспондент информационного агентства «Минская Правда».
В финал этого года вышло 54 участника, а на старте молодых дизайнеров было больше 300. И, похоже, конкуренция в этом году будет нешуточной: финалисты –– очень сильные дизайнеры, говорит член жюри конкурса и организатор «Мельницы моды» Светлана Гнеденок.
— Этот год однозначно сильнее. В коллекциях появилось гораздо больше экспрессии. Все почему: на протяжении долгого времени участники конкурса делали более «носибельные» коллекции. И они стали неинтересными: потерялась фишка, идея, инновационность, к которой мы стремились. В этом году все изменилось, — говорит Светлана Гнеденок. — Сами участники более организованные: если раньше ты мог прийти в залы дизайнеров и увидеть, что они все еще что-то доделывают и дошивают, то сегодня все расслаблены: коллекции готовы и просто ждут показа.
Действительно: когда мы поднимались в гримерки к участникам, ожидали увидеть творческий аврал и полную неразбериху. Но обстановка тихая, даже умиротворенная. Участники не спеша раскладывают вещи и отпаривают одежду. Моделей в тихой гримерке готовят к дефиле.
Среди финалистов этого года — только одна участница Минской области. Камила Радкевич учится в Воложинском сельскохозяйственном профессиональном лицее (три года подряд он участвует в фестивале, и три года подряд лицеисты проходят в финал). Сходу признается: найти идею было тяжело. Но затем неожиданно пришло увлечение викторианской эпохой — так и родилась коллекция «2612».
— Я поняла, что Виктории было столько же лет, сколько и мне, когда ее короновали. И она внесла много новшеств в моду своего времени, что я и решила отразить в коллекции. На ее создание я потратила два-три месяца.
Замечаем, что сочетание цветов не совсем типичны для британской королевы, которая запомнилась большинству из нас траурными нарядами: помимо черного, в одежде Камилы преобладает желтый.
— Коллекция не случайно называется «2612». Для меня это очень яркая дата, которую я решила отразить в желтом цвете. Но что это за дата, я раскрывать не хочу, — улыбается девушка. — Ткани подбирались из приближенных к викторианскому стилю: бархат, органза… Посмотрите, например, на топ. Здесь имитация корсета за счет тесемок и сборки ткани, а также объемные рукава. И этот объем сохраняется, в каком бы положении ни находилась модель.
Несмотря на то, что коллекция авангардная и явно выставочная, некоторые элементы могут войти если гардероб. В повседневном стиле можно использовать бархатные брюки и бархатный пиджак — достаточно снять броское желтое украшение, и вы готовы к красивой прогулке по городу.
Оставляем Камилу готовиться к презентации коллекции и идем дальше знакомиться с участниками. Встречаем Екатерину Видманову — она учится на 2 курсе БГУ и в конкурсе участвует с работой под названием «CMIIW» — Correct me if I’m wrong, что в переводе «Поправь меня, если я не права». Коллекция посвящена женщинам, столкнувшимся с насилием.
— Считаю, что это очень важная тема и ее нужно поднимать, особенно в дизайне мод: в коллекции чувства и эмоции человека передаются даже четче, — объясняет Екатерина. — Когда я создавала коллекцию, то не опиралась на собственный опыт. У меня есть знакомые девушки, которые пострадали от насилия, я вижу, как они борются с последствиями случившегося. Мне хотелось поддержать их и всех остальных женщин с подобным опытом.
У каждой текстуры ткани в коллекции модельера — особый символизм. Чтобы подчеркнуть скованность, Екатерина выбрала сетку: «Вроде бы у человека есть шанс упорхнуть, но жизненные обстоятельства держат его сильнее, как рыболовная сеть, и затягивает обратно». Искусственная кожа символизирует кожу человеческую, рваность в одежде — борьбу. Выбор цветов тоже подсказал символизм: черный — траур, красный — боль, кровь, обостренное моральное состояние.
Екатерина признается: ей очень хотелось, чтобы зрители ощущали переживание пострадавших. Оказалось, что подобное впечатление получали не только зрители, но и сами модели — например, подруга дизайнерки Полина, которая примерила на себя несколько образов.
— Уже когда надеваешь одежду, чувствуешь определенный груз — кажется, что эмоции впитаны в ткань. Когда я была в красном костюме, то почти ощущала, как у меня горит душа. Сменила его на черный — чувствовала невероятную душевную тяжесть, — рассказывает Полина. — Мне коллекция очень понравилась: думаю, она актуальна для всего мира, где женщины все еще должны бороться за свои права.
Резкая противоположность коллекции Екатерины — работа Юлии Фастовец под названием «Жаданая кветка». Струящиеся ткани, многослойность, спокойная цветовая гамма — вид одежды буквально умиротворяет. Юля вдохновлялась праздником Ивана Купала, хотя изначально коллекция выглядела совсем иначе.
— В прошлом году в нашем институте было задание — создать линейку одежды для хора и танцевального коллектива. Моя коллекция была в красно-зеленых тонах, других фасонах, моделях. А затем я переработала ее — и получилась «Жаданая кветка». С плиссировкой мне помогла компания, где я проходила практику. А нам декором долго думала: делать из фетра, или из бисера? Потом поняла: все это будет утяжелять костюмы. В итоге украсила платья пластиковыми веточками и довольна результатом, — смущенно улыбается Юлия.
Дизайнеры представляют и детские, и взрослые коллекции. Тематика — самая разнообразная: кто-то обратился к вопросам экологии и защиты окружающей среды, кто-то, как Екатерина, к остросоциальным проблемам. Такой же широкий разброс и в выборе тканей.
— Точно можно сказать, что участники стали экспериментировать с новыми технологиями обработки тканей, что для нас также немаловажно. Много вещей перерабатывается: в ход идет бабушкин сундук, сэконд-хэнды. Всегда приветствуются новые идеи с переработкой белорусской ткани: тот же лен кто-то пытается жечь или варить, кто-то наносит рисунок, кто-то находит новое применение термоткани, — дает оценку Светлана Гнеденок. — Что касается тематики. На протяжении пяти лет мы стараемся поддерживать тему экологии. Всегда приветствуем размышления о национальных традициях: эта тема нравится зарубежному миру моды, коллекции на этнотему принимаются всегда. С другой стороны, кто, как не мы, знаем нашу народность и нашу национальность?
Как раз такую идею передавали Елизавета Дубровская и Карина Пешкова в коллекции «Глыбокія думкі» — она отражает самобытность и красоту народной белорусской культуры.
Елизавета рассказывает, что коллекция выросла из обыкновенной курсовой: преподавателю понравилась ее работа, и она предложила воплотить задумку в жизнь — то есть в ткань. В отличие от привычного нам сочетания белого и василькового, или белого и красного, как на ручниках, одним из главных цветов стал черным.
— Я вдохновлялась белым цветом льна, красным цветом узоров на ручниках. Но также использовала наследие Малевича и его супрематизма, — объясняет Елизавета. — Еще я обратилась к восточному стилю, чтобы сделать коллекцию более живой и современной. Восток помогает Беларуси, а также преобладает в нынешнем мире искусства благодаря богатейшему историческому опыту.
Елизавета признается: ей хочется, чтобы благодаря этой коллекции у людей появлялась гордость и любовь за страну и народное искусство, которое возможно показать современно и модно.
Привлекают взгляд и работы Павла Козина: пышные и объемные наряды, чем-то напоминающие веер из книжных страниц. Оказалось, именно такой ассоциации Павел и добивался. Для конкурса он создал «Библиоклазм» — это китайский термин, означающий… сожжение книг.
— Идея коллекции пришла больше года назад. Тогда я не прошел дальше эскизного тура, ощущал упадок сил, читал… И вдруг я осознал: книг-то сейчас практически не читают, а если делают это, то в телефоне — все переходит в диджитал-пространство. И я захотел передать идею ухода книг через обугливание страниц и их полное сожжение, — рассказывает Павел. — Весь год искал референсы и фотографии себе в помощь, создавал эскизы. К сентябрю представил их жюри и после одобрения стал воплощать их в жизнь.
Дизайнер признается, что работа давалась нелегко. Он бы не справился без помощи колледжа –– Павел учится в Барановичском профессионально-техническом колледже сферы обслуживания, — его директора, персонала, учителей, которые следили за процессом и помогали.
— Кроением занимался я или наши мастера. Все слои — вы видите, их очень много — красились вручную специальные красителями. Бывало, красил ткань до 4 часов утра, а в шесть уже шел на пары, — вспоминает Павел.
На фестивале дизайнеры не только представляют коллекции, но и обучаются. Семинары проводят белорусские и приглашенные эксперты.
–– Обучение также проходит в октябре перед самим фестивалем: мы рассказываем участникам, что им нужно делать дальше, в каком направлении идти, чтобы почувствовать тенденции большой моды, — делится Светлана Гнеденок. — У многих ребят есть проблема: они рисуют эскизы как будто для театральной постановки. Задача нас, педагогов и судей, направить ребят так, чтобы они представили коллекцию одежды.
Коллекция всегда понятна по пропорциям и фактуре, по стилистике и форме, она смотрится концептуально — не как набор фасонов, а как завершенная идея. Но тут, конечно, нужно помнить: конкурсные работы поймет не каждый зритель. В коллекциях дизайнеров много информации и мыслей, которые просто так не прочтешь — здесь требуется долгое размышление.
В два часа дня начался конкурсный показ коллекций перед жюри. Но вердикт они вынесут уже завтра во время церемонии награждения. Она будет транслироваться в онлайн-формате — у вас есть прекрасная возможность узнать, кто стал победителем XXXI фестиваля-конкурса моды «Мельница моды 2022».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!