Стамбул-3 откладывается минимум на 50 дней: политолог о перспективах мирного урегулирования

Весной НАТО и ЕС боялись, что Трамп вообще перестанет финансировать Украину. Как видим, все это время внутри западного блока шли переговоры (сначала в Гааге, затем в Риме), и сейчас от Трампа все-таки получили гарантии, что оружие будет поставляться, но за счет ЕС.
Одновременно с появлением таких гарантий всякие разговоры о перемирии (полном, воздушном или 30-дневном) исчезли. Очевидно, что ЕС и Киев пошли на Стамбул-2 из-под палки, то есть в условиях неопределенности, когда им была не ясна линия Трампа, а тот требовал от обеих сторон срочно договариваться.
Сейчас пожелание Трампа «заключить сделку» осталось, но, самое главное, что для Киева продолжатся поставки оружия. Примерно это и прозвучало на брифинге в Вашингтоне, где присутствовал довольный генсек НАТО Рютте.
Рютте считается главным переговорщиком с Трампом, эдаким заклинателем змей, который не устает хвалить рыжего начальника: он уже и «папочка», и «главный полицейский», и «самое сильное в мире государство» в одном лице. И с помощью грубой лести Рютте европейцы-таки добились, чего хотели. Потому что ни Мерц, ни Макрон, ни Туск, ни Стармер все вместе и поодиночке установить отношения с Трампом не смогли: они не являются «людьми Трампа» и пришли из лагеря его противников — это ставленники Демпартии США в Европе.

Поэтому переговоры с Трампом шли со скрипом и никто, кроме Рютте, не смог расположить Трампа к дальнейшим боевым действиям. Вместе с тем, несмотря на успех Рютте, расходы для Европы все равно ожидаются огромные и неподъемные.
Так, ранее считалось, что ЕС и США снабжают фронт примерно в соотношении 15% к 85%. То есть расходы ЕС теперь должны вырасти более чем в 6 раз, и это без учета того, что Европа параллельно оплачивает финансовую стабильность украинского государства, то есть невоенные расходы, типа выплат пенсий и зарплат. Грубо говоря, нужно будет безвозвратно вкладывать примерно 50-60 миллиардов долларов в год.
Однако хитрость (и победа) Рютте в том, что этот скачок расходов зачтут в повышение оборонных трат до 5% ВВП. То есть в 5% включат все то оружие, которое будет закупаться для Украины, плюс развертывание собственных мощностей ВПК, плюс укрепление восточного фланга НАТО в Прибалтике и Польше — например, с помощью строительства заборов и минных полей.

Таким образом под видом трамповской цели «заставить НАТО платить за оборону» ЕС выполняет собственные задачи — это продолжение военной кампании на Украине. Одновременно легенда для финансирования Украины меняется — это уже не «победа на поле боя», а некий прием, чтобы оттянуть дату российской якобы «атаки» на Прибалтику и Польшу. Соответственно, горизонт войны смещается к 2030-му году, когда ЕС якобы будет перевооружен и сможет производить оружие в объеме, необходимом для самостоятельного сдерживания России без Трампа.
А до этого момента они собираются покупать оружие у США, для чего созданы новые оборонные фонды ЕС. И уже примерно с августа начнет действовать схема снабжения фронта, которую можно назвать «Европа полностью платит за американское оружие».
Что все это значит для Беларуси?
Комментируя визит представителя Трампа Келлога в Минск, Александр Лукашенко отметил, что у Келлога не было реальной задачи завершить конфликт. Скорее, его интересовал военный потенциал Беларуси и конкретно — учения «Запад». Судя по всему, после переговоров Келлог передал в Вашингтон, что Беларусь ни с кем воевать не собирается, после чего Трамп получил гарантию, что СВО не расширится на новые театры ни при каких условиях.

Так что визит Келлога в Минск можно назвать одной из причин нынешних «половинчатых» решений Трампа. Санкций вроде вводят, а вроде и отложили. Поставки оружия не отменили, но проблематизировали — не факт, что ЕС за них заплатит. При этом Трамп не хочет, чтобы баланс сил резко изменился в пользу России (что будет воспринято как проигрыш США и лично Трампа), поэтому эскалацию тоже оставят в определенном коридоре, но мир при этом тоже не заключат.
Так что до осени мы не ждем никаких прорывов, а реальные переговоры состоятся даже не через 50 дней, а в тот момент, когда у Украины появятся проблемы с поставками на фронте. Собственно, для этого российские ракеты и БПЛА выбивают производства и склады в тылу — Россия явно рассчитывает, что в июле-августе ВСУ войдут в кризис поставок, и удары будут особенно болезненными.
При этом легко посчитать, что в 50 дней отсрочки попадает вся летняя кампания, когда традиционно ведутся самые интенсивные боевые действия. Судя по всему, к началу учений «Запад» в Беларуси США хотят создать новую переговорную ситуацию, чтобы исключить вариант расширения СВО на Прибалтику или избежать новых крупных операций на украинском театре. А до этого времени Киеву будут поставлять оружие, чтобы Россия минимально подвинулась на земле.
Стороны, конечно, продолжат общаться, но мы с вами этого не увидим — пока, во всяком случае, на начнутся очевидные для Украины проблемы на поле боя.

Также Трамп анонсировал вторичные санкции против партнеров России (изначально речь шла о 500%, но в итоге прозвучала цифра в 100%). Санкции будут введены с отсрочкой, если Россия не заключит сделку. Но тут тоже много вопросов, потому что американцам нет смысла вводить санкции одновременно против Индии и Китая — основных российских контрагентов. Что объединит их позицию, а ведь после войны в Иране и Пакистане китайско-индийские отношения, наоборот, усложнились. Так что санкции, в отличие от оружия — это, скорее, пугалка.
Поэтому, если говорить о перемирии, оно наступит только в тот момент, когда Европа не сможет платить за оружие, у Киева его физически не будет, а Трамп не сможет в этот момент эффективно изолировать Россию.
Рекомендуем

