Белорусский артист, украинский флаг и польский скандал — но при чем тут гибридный спецназ?

Пока польские власти наращивают количество бронетанковых дивизий на границе с Беларусью, сокрушительное поражение им глубоко в тылу нанес один лишь белорусский артист, причем не самый популярный в республике. После концерта Макса Коржа на стадионе в Варшаве 9 августа Польша взорвалась общественным негодованием.
Белорусский артист и корни польской ксенофобии
Очевидно, что почва для оголтелой ксенофобии была заранее заготовлена. Еще с предвыборной кампании кандидатов в президенты в польском обществе осталось негативное восприятие украинских беженцев, ну а белорусы теперь попали под раздачу — ведь исполнитель белорусский, и они были среди зрителей.
Главная причина волны гнева в том, что «оторваться на концерте» позволили себе «понаехавшие»: если бы речь шла только о поляках, мероприятие прошло бы незамеченным. Вся Польша — от премьера до последнего бомжа — возмущена тем, что один украинский полудурок поднял на стадионе флаг ОУН-УПА. Это украинская националистическая организация, причастна к геноциду поляков на Западной Украине в годы Второй мировой войны.
Сам нарушитель спокойствия уже записал видео, где извиняется за то, что «туповат» и не понимал, чем размахивал и в какой стране. Но это уже поздно: к концерту в совокупности проявилось множество других претензий. Главное обвинение — он стал инструментом гибридной войны против Польши белорусского КГБ и российского ФСБ. Ну как тут обойдешься без «российской агрессии», если громкий скандал грянул на всю Польшу?

Подозрения в гибридной атаке и конспирология
Одно из главных доказательств причастности исполнителя к заговору спецслужб — то, что у этого так называемого белорусского артиста совсем нет концертов в Беларуси. Польские политики не готовы рассматривать причину этого, которая лежит на поверхности.
Дело в том, что, в отличие от Польши, где стадионы и концертные площадки принадлежат частным собственникам, которых волнует лишь прибыль с аренды, в Беларуси арендатору площадки нужно убедить государственного собственника, что концерт несет полезные обществу ценности. Белорусские чиновники от Министерства культуры, видимо, считают, что тренды «жить в кайф» не заслуживают того, чтобы стать частью культурного наследия.
Польская полиция, которая задержала фанатов Макса Коржа с наркотиками, как никто другой должна понимать, почему в Беларуси нет его концертов: без определенного количества принятой «дури» такая музыка зрителю «не заходит». А в республике употребление и распространение наркотических веществ преследуется по закону — зрителям потом будет совсем «не в кайф» отбывать приличный срок.

Но хотя сама полиция оценила ущерб от проведения мероприятия в пару тысяч евро (на уборку мусора после концерта), он вызвал неожиданный резонанс общественности. Если бы не это, все бы закончилось штрафом для организаторов, который при количестве проданных билетов им было нетрудно оплатить.
Инциденты до начала концерта и главный скандал
К самому концерту и исполнителю у полиции претензий нет: все правонарушения совершили зрители до и после. Первое — за день до концерта значительная толпа фанатов собралась в сквере, где употреблялись алкоголь и запрещенные вещества. К тому же они орали песни, так что местным жителям пришлось вызвать полицию.
Второй инцидент произошел уже непосредственно перед самым началом концерта, когда часть зрителей перелезла через ограждение на стадионе и проникла в другой сектор. Начало концерта пришлось задержать на полтора часа, пока всех не вернули на свои места. Сам концерт прошел без эксцессов, исполнитель вел себя на сцене сдержанно, стараясь не задеть чьи-то чувства у интернациональной аудитории и не создавать конфликт.
Главный «сюрприз» ожидал правоохранителей уже по окончании концерта, когда один неадекватный гость с Украины стал размахивать злополучным флагом, и на улице перед стадионом из-за этого возникла легкая потасовка. По сравнению с тем, что иногда бывает в Варшаве после футбольных матчей, это сущий пустяк. На концерте того же Макса Коржа год назад в Праге зрители вели себя даже более неадекватно, но никто не раздувал из этого политический скандал.

Кто придал обеденному событию политический шум?
В Чехии кого-то из зрителей тоже задержала полиция, и возможно даже депортировали потом — раз в стране пребывания турист не может вести себя законопослушно. Вполне возможно, что и кто-то из чешских политиков и блогеров так же возмутился в социальных сетях.
Но спустя пару дней концерт в Праге был благополучно забыт, так как никто из правительства не стремился придать этому общественный резонанс. В Варшаве тоже все закончилось бы возмущением правых политиков и обычной депортацией хулиганов, если бы скандалу веса не придал премьер-министр Польши Дональд Туск.
По данным польской полиции, на концерте было задержано 109 человек — это не такой высокий процент идиотов на 60 тысяч зрителей. 72 участника беспорядков получили обвинения в уголовных преступлениях, а 37 — в нарушении административного кодекса. И судя по всему, лишь 63 из них оказались иностранцами. О том, что задержанным фанатам Коржа грозит депортация, заявил первым глава МВД Польши Марчин Кервиньский.
«Если эти люди нарушили закон таким образом, что нет гарантий, что они опять не нарушат закон в Польше, мы, безусловно, применим процедуру высылки этих лиц в страну, откуда они прибыли», — публикует слова министра польское агентство PAP. Это обычная практика: когда иностранцы нарушают закон, их высылают, если совершили преступления не особо тяжкие. В ином случае они сначала отбывают наказание, а потом уже едут домой.
Но премьер-министр Польши зачем-то коснулся этой темы и в своем выступлении и придал ей значимый общественный резонанс. Туск уточнил, что среди тех, кому предписано покинуть страну, — 57 украинцев и 6 белорусов. Он заявил, что «речь идет о беспорядках, актах агрессии и отдельных провокациях» на стадионе и подробно остановился на флаге ОУН-УПА.
Странно, что этот флаг его так не возмущал во время его визитов в Киев, где они развешаны повсеместно. Он сделал акцент на том, что это российская провокация — «чтобы разгорелась волна ненависти украинцев к полякам или поляков к украинцам», и обещал этого не допустить. При чем тут Россия к тому, что не самый умный молодой человек с Украины посчитал нормой размахивать в Польше флагом, популярным в своей стране?
Только лишь один из 109 задержанных был с флагом, на котором делает акцент польский премьер. Даже странно, что в стремлении винить во всем Россию он не додумался, что это она вложила этот флаг и в руки тех, кто убивал поляков в рядах ОУН-УПА
Разжигание ненависти и политическая борьба вокруг флага
Обвиняя всех высланных в причастности к этому флагу, он, наоборот, сам разжигает этническую ненависть к украинцам, а заодно и к белорусам, которые попали за компанию. Единственное, с чем можно согласиться в обвинительной речи польского премьера, — это то, что украинцам стоит дома защищать страну, а не махать флагом в ее поддержку вдали от родины. Так, по крайней мере, будет выглядеть честнее.
Флаг, которому такое большое значение придал Дональд Туск, стал топовой проблемой для всей польской политики. Новый президент Польши Кароль Навроцкий тоже отреагировал после него на инцидент. В эфире Polsat News он призвал Сейм принять поправку к закону, которая запретит использование этой символики в Польше.

Выясняется, что, размахивая этим флагом, украинец даже не нарушил польского закона — потому что такого пока нет. Но Навроцкий поддержал решение премьер-министра о выдворении из Польши посетителей концерта, где был развернут флаг УПА. «Мы должны реагировать очень решительно, просто высылая таких людей из Польши», — заявил президент Польши. Напомним, что с флагом был всего один, и запрета этой символики в стране нет.
Исторический контекст запрета флага
Между основными польскими политиками разворачивается конкурентная борьба за то, кто станет автором запрета бандеровской символики в Польше.
«Будучи еще президентом Института национальной памяти, я участвовал в подготовке проекта поправки к закону в части расширения списка преследуемых символов, включив в него красно-черный флаг. Знаю, что этот законопроект находится в польском сейме. Надеюсь, что парламентское большинство наконец-то его примет», — бросил перчатку в адрес парламентского большинства Навроцкий.
Президент отдает себе отчет, что принятый закон усложнит отношения с украинской властью, героизирующей военных преступников: «Мы понимаем, что в Украине, даже в системе государственного образования, символика Бандеры не описывается в соответствии с историческими исследованиями».
Реакция Киева н этот запрет будет предсказуемо истеричной, как и на предыдущие обвинения ОУН-УПА в геноциде поляков. Но Навроцкий за то, чтоб назвать вещи своими именами: «Это были убийцы, дегенераты, ответственные за гибель около 120 тысяч наших сограждан, наших предков. Поэтому, независимо от причины этого позорного поведения, мы должны отреагировать решительно!»
Но при чем концерт Коржа к польско-украинской мыльной опере?
Польша может реагировать самым решительным образом на реабилитацию фашизма в Украине — а тем более у себя в стране. Только вот Макс Корж здесь ни при чем. Хоть у него и песни все на русском с наркоманским сленгом, нарушать закон он никого со сцены не призывал. Украинские активисты размахивают флагами на всех мероприятиях, потому что так их воспитала их страна.

В Украине допустимо даже фашистское приветствие на стадионах — просто политики в Польше обетом только сейчас прозрели. Но этому поклонению научил их не белорусский артист, хотя, конечно, нравственности в его песнях мало.
Каждый должен отвечать за свое: артист — за выступление, а зрители — за поведение на концерте. Вот если к текстам есть претензии — можно, как в Беларуси, не пускать его на концертные площадки, пока не исправит репертуар.
Рекомендуем








