«Подготовка велась ровно год»: политолог о диалоге Лукашенко — Трамп

Известно, что за несколько месяцев до американских выборов (примерно летом 2024-го) началась подготовка плана разморозки контактов с США на случай победы Трампа. Как можно догадаться, автором и архитектором плана выступил дипломат Валентин Рыбаков, который сегодня курирует данное направление.
Чтобы исторический звонок состоялся, сложилось несколько важных факторов (можно даже назвать это спецоперацией):
- Грамотная медийная политика. Со своей стороны Александр Лукашенко неоднократно высказывал поддержку Трампу, а в недавнем интервью «Тайм» даже называл себя трампистом (после чего интервью вышло в негативно ключе, так как Саймон Шустер симпатизирует демократам). Но, несмотря на негатив от Шустера, а возможно, и благодаря ему, сигнал от Лукашенко и приглашение посетить Беларусь легли на стол Трампу и стали поводом для разговора.

2. Относительно нейтральный шлейф в прошлом. В период первого срока Трампа в Минск приезжал Майкл Помпео, а сам Трамп просил об освобождении политтехнолога Шклярова и, к слову, затем публично не поддержал массовые протесты в 2020-м. То есть ни со стороны Лукашенко, ни со стороны Трампа не было взаимных информационных атак и оскорблений, в отличие от ярких конфликтов Трампа с лидерами ЕС и Зеленским.
3. Действия белорусских дипломатов и спецслужб. Результатом работы с новой командой Трампа стали встречи сначала по линии спецслужб и Госдепартамента, затем визит спецпосланника Келлога, а сейчас — телефонный разговор в положительном ключе.
4. Неформальные родственные связи. «Минской правде» известно, что у семьи Трампа есть дальние пожилые родственники в Беларуси, и некоторым не так давно оказывалась серьезная медицинская помощь, что также было замечено в окружении Трампа. Читатель может заметить, что Трампу поступило приглашение посетить Беларусь с семьей, и речь не только о Мелании. Из этой же серии — предыдущие контакты по линии криптовалют и блогера Науфала; это темы, связанные с Джаредом Кушнером, зятем Трампа.
5. Фактор Венгрии и Словакии. В целом Трамп крайне слабо разбирается в Восточной Европе, и по этим вопросам прислушивается к Виктору Орбану, который активно работает с нами. Традиционно у Беларуси и Венгрии отличные отношения, а сейчас к этому треку присоединилась Словакия, так как Фицо восстановил в Минске работу посла в пику ЕС. При прочих равных Венгрия тоже могла замолвить словечко.

6. Связи белорусской оппозиции с Демпартией. Особенность СНГ в том, что все оппозиционные структуры (в Украине, Беларуси, Молдове, Грузии, России) связаны и выращены Демпартией США. Соответственно, с победой Трампа все эти группы, которые претендовали говорить от лица своих государств, оказались не у дел – таков принцип двухпартийной системы США. У них просто нет доступа к Трампу.
Что обсуждали Лукашенко и Трамп?
Согласно комментарию Валентина Рыбакова (это человек, который во многом и формирует двустороннюю повестку), обсуждались в основном горячие точки и вопросы безопасности. Дипломатия любит тишину, но «Минская правда» попыталась угадать, что стоит за формулировками Валентина Борисовича Рыбакова:

- «Двусторонняя повестка» — речь о дипломатическом присутствии, а в идеале — нормализации работы посольства США в Беларуси и Беларуси — в Вашингтоне и взаимном обмене послами. Как и в случае с РФ, это первый шаг к стабилизации. Прошлая администрация США категорически отказывалась разговаривать с нами, поэтому успех уже очевиден.
- «Региональная повестка» — Беларусь интересуют отношения с Украиной, а также Польшей, Литвой и Латвией. Разумеется, Трамп не в полной мере контролирует данные государства, однако возможны некие новые шаги по линии Польши — с учетом победы «трамписта» Навроцкого. Со стороны Трампа, вероятно, был интерес к учениям «Запад» — их ранее обсуждали Лукашенко и Келлог.
- «Ближний Восток» — речь об Израиле, Сирии, Иране, Палестине. Фактически, это темы трансграничной миграции, которые затрагивают Беларусь и Польшу. Условно, если Трамп хочет разрешить миграционный кризис в Польше, надо начинать там, а не здесь.
- «Южный Кавказ» — речь о подготовке мирного соглашения Армении и Азербайджана. Возможен новый транзитный коридор через Зангезур и Карабах, а белорусско-азербайджанские отношения позволяют войти в эти транзитные цепочки.
- «Освобождение осужденных» — от Трампа прозвучала благодарность за освобождение 16 человек, это 14 (шпионы и активисты) + 2 (двое граждан США, отпускались ранее в другой партии). Беларусь предложила «продолжить работу», но, предполагаем, что речь не об амнистии, а о выдворении из страны. Однако здесь необходимо двухстороннее движение, например, снятие санкций либо возобновление работы посольств. Видимо, сейчас мы будет ждать американскую реакцию.
Трамп в соцсети заметил, что разговор получился очень хорошим. Конечно, у Трампа и не бывает плохих разговоров, это пиар; однако белорусский Президент тоже никогда не поддерживал Демпартию, и для американской системы абсолютно нормально с нами разговаривать по принципу «враг моего врага мой друг».
Почему важен сам факт контактов?
Стратегия ЕС и прошлой администрации США — создавать параллельное правительство и затем разговаривать с собственным куклами, не замечая законную белорусскую власть. А сейчас одним звонком по всей инфраструктуре беглых нанесен чудовищный удар. В том числе это итог того, что крайне неудачно для оппозиции прошла конференция «Новая Беларусь» в Варшаве, они не смогли показать американцам ничего позитивного, а концерт Коржа обернулся массовыми задержаниями, депортациями и скандалом.
На таком фоне контакты с Минском выглядят для Трампа гораздо привлекательнее, чем с кадрами в Вильнюсе и Варшаве, которых не он выращивал и не он двигал вперед. Разумеется, сейчас все эти люди будут поддакивать Трампу, но они уже давно находятся в фарватере повестки как Вашингтона, так и Минска.

Чем Беларусь интересна Трампу?
Как минимум, это вопросы безопасности — продления договоров РСМД и СНВ о размещении ракет средней дальности в Европе. Вероятно, эта тема будет затрагиваться на встрече Путина и Трампа, а Беларусь также является частью этого процесса, поскольку на нашей территории появится «Орешник» (ракета средней дальности), которая станет предметом торга с США.
Разговор с Лукашенко — это также общий хороший фон для встречи на Аляске, и хороший сигнал, по сути, аванс Трампа Путину — смотрите, мы разговариваем с вашим ближайшим союзником. Поэтому «МП» будет внимательно следить за ходом встречи.
Рекомендуем








