История белоруса, который прошел через голод и унижения в годы польской оккупации

Накануне Дня народного единства сотрудник историко-краеведческого музея Логойска Владимир Жданеня поделился воспоминаниями своего отца, который застал годы польской оккупации.
— Наша семья — из Клецкого района. Отца звали Иосиф, он родился в 1928 году. Граница между Западной и Восточной Беларусью в то время проходила как раз по Клецкому району. В память об этом там до сих пор остались ДОТы, которые являются частью «Линии Сталина».
Папа рассказывал, что в школе уроки шли исключительно на польском языке, о белорусском и речи не было. За малейшую провинность тогдашних школьников били палками по рукам и спине. Не было никакого уважительного отношения к белорусским детям, не говоря уже о какой-то любви. Белорусы для поляков были народом третьего сорта. Частым спутником во время оккупации для белорусов был голод. Для того чтобы заглушить постоянное чувство голода отец с ранних лет пристрастился к табакокурению. Курил самокрутки, пока те не начинали обжигать пальцы. С раннего детства отец выполнял тяжелый труд. Вместе с семьей ходил работать на пана. Платили копейки, которых ни на что не хватало. Слава Богу, был свой небольшой надел земли, который обрабатывали. Тогда жили на хуторах.
Последние начали объединять в деревни и коллективные хозяйства после прихода советской власти. В 1939 году белорусам вернули язык, появилось продовольствие и искоренили голод, — рассказал Владимир Жданеня.
Рекомендуем

