«Моя мечта — перевезти сюда родителей». Как Беларусь стала родиной для врача из Иордании

Тарек Аль-Джубури родился в Ираке, вырос в Иордании, а родиной считает Беларусь. Потому что дом — это место, где тебя принимают. Отправившись когда- то получать высшее образование в незнакомую страну, Тарек понятия не имел, что именно тут найдет комфорт и спокойствие. Теперь он гражданин Республики Беларусь, который строит планы на будущее в своей новой родной стране.
Отцовское одобрение
— Мы с семьей, родителями и двумя сестрами, жили в Багдаде до 2003 года, до начала войны. И тогда мы переехали в Иорданию. Не по своей воле, конечно. Отец говорил, что это на пару лет, — с горечью рассказывает Тарек. — Но в Ирак не вариант возвращаться.
Иордания на тот момент стала для семьи уголком спокойствия. И можно было продолжать строить там жизнь, если бы не одна загвоздка. Тарек оставался гражданином Ирака, поэтому стать врачом в Иордании для него было бы крайне сложно.
— В Иордании очень дорого жить. Да, сервис хороший, но нет бесплатного образования, медицины. За образование нужно платить немалые деньги. Транспорт, допустим. В Беларуси взял жетон — и поехал. В Иордании есть автобусы, но нет такого, чтобы они ходили по графику. Я не говорю, что Иордания — плохая страна. Если у тебя много денег, ты живешь комфортно. И это везде так, — рассуждает Тарек. — Для туристов в Иордании прекрасно, но жить там я бы не стал.

Что же привело Тарека в Беларусь? Оказалось, друзья его отца учились в Советском Союзе и посоветовали выбрать именно нашу страну.
— Когда я решил учиться на врача, все говорили, что надо именно сюда. У нас в планах были США, Европа, но друзья отца возражали: «Ни в коем случае». Дядя Хуссейн сказал отцу так: «Если хочешь, чтобы твой сын действительно учился, то только в Беларусь», — вспоминает Тарек.
Тогда отец нашего героя решил сам убедиться, что Беларусь — подходящая для сына страна. Прилетел, изучил и по возвращении заявил: «Хороший выбор». Что же он такого увидел у нас? Чистоту и порядок. И для него это было самым важным.

— Мне тогда исполнилось 18 лет, я должен был лететь один. Поэтому для него являлось главным то, что здесь безопасно. Вот я окончил школу и приехал сюда. Даже дату запомнил: 27 сентября 2013 года, — подчеркивает Тарек.
«Мне оно надо?»
Кстати, изначально наш герой хотел стать врачом-гинекологом, но ему посоветовали выучиться на стоматолога. Тарек попробовал — и у него получилось. До сих пор он доволен выбранным направлением.
— Первые дни я думал: «Мне оно надо? Может, вернуться в Иорданию?» Сомнения такие были, — окунается в прошлое Тарек. — В Беларусь я приехал за три дня до начала учебы. Немножко был в шоке. У нас сентябрь теплый, я приехал в майке. Это другой мир! И я ни слова не знал на русском. Тогда была хорошая организация, нас собрали в группу, нам помогали. Но я не понимал систему. Когда рассказывают, это одно. Но в реальной жизни все по-другому.

Постепенно Тарек находил новых друзей в Беларуси. Очень помогал спорт — на занятиях он знакомился с людьми. В круг его общения вошли ребята из Ливана. Вместе им было гораздо легче приспособиться к новой стране. Но привыкать пришлось и к системе образования.

— В университетах Иордании, Ирака в конце семестра нужно сдавать экзамен. В основном это тесты или просто письменно отвечать на вопрос. И помню, в Беларуси у нас был первый экзамен по биологии. Я пытался понять, как учиться. Боялся пересдачи, потому что все об этом говорили. В Иордании, допустим, не сдал — заново проходишь предмет, — описывает Тарек. — На подготовительном курсе я еще слабо говорил на русском. Вот прихожу на экзамен, жду теста. Тяну билет, а там три вопроса всего лишь.
В изучении русского языка Тареку очень помогло то, что он действительно полюбил славянскую культуру. Сейчас он отлично владеет языком, даже пытался прочитать «Преступление и наказание» Достоевского в оригинале.
И вот тогда Тарек наконец-то понял систему белорусского образования. Сегодня он благодарен преподавателям, которые держали его в строгости. Именно благодаря этому сейчас он строит вполне успешную карьеру. Работает в Минской областной стоматологической клинике, проводит лечение под микроскопом. Сюда стекаются пациенты со всей области, поэтому случаи бывают абсолютно разные. Неподготовленный вчерашний студент испугается, а Тарек не теряет интереса к работе уже три с половиной года.
Печальный пример
С выбором страны тогда, в 2013-м, Тарек не ошибся. Поддерживает такое мнение и его отец.
— Он приезжает ко мне в Беларусь каждый год и постоянно говорит: «Вау, что происходит!» Тринадцать лет на самом деле большая разница. Рост сумасшедший. Проспекты, инфраструктура, линии метро, торговые, медицинские центры. Я думаю, что будет еще лучше и лучше. Просто государство работает ради того, чтобы люди качественно жили.

К сожалению, у Тарека есть пример его родной страны, где раньше было все для народа, а сейчас…
— Почему я не возвращаюсь в Ирак? Тогда Америка посчитала, что Саддам Хусейн — это диктатор, зло. На самом деле при нем и образование, и медицина были бесплатными. Мои мама и папа учились с детского сада до университета — ни копейки их родители не заплатили. Электроэнергия и вода — бесплатно. Потом пришли «демократы», но они просто живут для себя. Электроэнергия наполовину платная, вода грязная, образование платное. В Ираке люди либо очень богатые, либо бедные, — анализирует Тарек.
Когда я понял, где моя Родина? Два года назад, когда получил белорусское гражданство. Родина там, где тебе хорошо, где тебя ценят. Для меня это Беларусь.
ТАРЕК АЛЬ-ДЖУБУРИ
Поэтому он понимает, как важно то, что он имеет в Беларуси.

— Здесь все для людей. Может, некоторые не ценят этого, но и я, и мой отец очень ценим. Когда мне было 18–19 лет, отец постоянно повторял одну фразу: «Тебе есть с чем сравнивать». У нас очень классные отношения. Я всегда выбираю сам, но отец мне рассказывает, какие есть плюсы и минусы. Он прошел школу жизни и многое понимает, — объясняет Тарек.
А ведь в 2013-м он и представить не мог, к чему приведет его выбор в пользу Беларуси. Он без всяких сомнений называет Беларусь родиной. Работает, совершенствует навыки и лелеет одну мечту:

— Я хочу, чтобы через год-полтора мои родители переехали и жили здесь. Потому что здесь есть условия, здесь им будет комфортно. Я могу им помогать, буду рядом. Вот если мама будет здесь, то все, мечта осуществится. Дай бог, чтобы у меня получилось это сделать.