Как колебания валюты и санкции могут отражаться на цене квашеной капусты в Беларуси

Чего ты стоишь? Раньше, конечно, могли рассказать о заслугах, умениях, компетенциях. Даже о своих жизненных приключениях, на худой конец — об амурах рассказать, мол, я это прошел. Теперь ответят примитивно. Могут даже на клочке бумаги нарисовать цифру. Ничего личного — только бизнес. Ничего святого — только целесообразность. И в дружбе, и в геополитике.
Ничего личного
Капитализм и колониализм, как два модельера на подиуме мироустройства, — неразлучны. У них даже день рождения один на двоих. Явили себя миру в один и тот же период. Дополняют и стоят друг друга. А дружбу водят с денежным тоталитаризмом.
Тектонический финансовый разрыв по оси «Север-Юг» будет только увеличиваться. Богатые — покупать новые «боинги» и яхты, бедные — все реже видеть даже черствую лепешку. А ненасытной глобальной метрополии необходимы новые жертвы. Их сначала кормят байками о конкуренции и рынке. А потом приходит капитализм. Сколько великих стран и народов он схватил своими жирными пальцами и держит, позволяет через раз дышать. На вдохе — рынок, на выдохе — конкуренция. Все так.
Беларусь упирается. Не пускает заморского гостя дальше парадной. Но и оттуда по всему дому несет смрадом. Поэтому зачастую приходится проветривать. Заниматься ручным управлением. А как только отвернешься, этот капитализм, не разуваясь, норовит в хозяйскую спальню проникнуть.
Мол, рынок все отрегулирует. Пример соседней, богатейшей страны мира России. Ельцин гастролировал по америкам, заморским оркестром дирижировал. А рынок регулировал. Численность населения, прихватизацию, даже место в мировом рейтинге стран. Место это для Москвы он выбрал так себе — на задворках.

Форменное преображение
Беларусь пошла своей дорогой. Пускай медленными темпами, со скоростью сеющего трактора, но и урожай мы снимали сами, не в чужие закрома его увозили. И пока Лукашенко спасал госсектор от копеечной приватизации, окно в Европу даже прорубать не требовалось. Сквозняк перемен гулял по многим цехам и даже хранилищу страны.
А рынок знал свое дело. Саморегулировался. Хлеб дорожал по три раза за день, а по признанию «уважаемых» людей тех понятий, икра портилась. Бандиты стреляли, чиновники брали взятки, ученые матерели в челночном бизнесе. А рынок знал свое дело. Саморегулировался.
Лукашенко госсектор сохранил, а элита у нас стала формироваться не из финансово-вороватой прослойки, а из обычных пахарей.
И физиономия у него была двуличная. Напоминала мордоворота-валютчика и дородную продавщицу «ножек Буша». Недолго это продолжалось, недолго шансон на базарах играл. Президент взялся не только за яйца, но и за нуворишей и торгашей. Пришлось менять свой дресс-код. Со спортивных треников «аБидас» облачились в костюмы «Коминтерна».
По форме изменились, а по содержанию? Вместо антисанитарных палаток — гипермаркеты. Облагородилась частная торговля. Мейкап наведен. А рога-то капитализма все равно торчат. Даже у нас, в Беларуси, пытается бодаться. Правда, есть кому обломать.

Быть нескромным у нас не модно
Надо понимать: наша экономика — экспортно ориентированная, открытая значит. Такое советское наследие. Были сборочным цехом всего Союза. Ни сибирских руд, ни бакинской нефти нет. Главный потенциал — люди. Образованные и трудолюбивые. Прямо концентрация тебе ученых, инженеров и сварщиков. Поэтому — сборочный цех.
Можно было, конечно, это советское наследие, как повеса и гуляка, промотать все — продать. Рынок бы все отрегулировал. Тогда вся Беларусь села бы на клетчатые сумки челночников, взяла в руки баулы «заробитчан», а на плечи нашей промышленности забрались бы пришлые олигархи и самые проворные и прогрессивные партноменклатурщики времен Шушкевича. Капитализм.
Конечно, сейчас есть богатые люди, но нет сплошной и бесперспективной бедноты. Есть состоятельные буржуа, но нет этой нарочитой показушной зажиточности.
В школах и барах на Зыбицкой практически не отличаются друг от друга отпрыски столичного торгаша и сельского учителя, например. Воспитанием и поведением — может быть. Но не «прикидом».
Есть частная медицина, фитнес-клубы и спа-салоны, а еще море кафешек, океан торговых павильонов, но нет разделения общества по толщине кошелька. Есть частные большие компании, но нет бедных рыбацких деревушек и «мертвых городков». Даже там, где могли бы быть. Если в сухом остатке, то видимая вывеска капитализма присутствует, зато нет убогости бедноты. А знаете почему? Потому что регулировал не рынок. А Президент и его команда. Социально ориентированная экономика трансформировалась в общественно-политический нарратив — справедливость.

Потому не приватизируется
Именно справедливость — столп белорусской идеологии. А нас все тыкали носом в индекс «чарки-шкварки». Примитивный никогда не поймет высоких идей. Помните этот простой, но емкий лозунг Первого? Хватит вкладывать в «мерседесы», вкладывайте в землю.
Я знаю и горжусь одним таким предпринимателем. Мог бы и дальше работать в сферах с премиальной рентабельностью. Но нет, вложился еще и в развитие сельского хозяйства. Потому что к Отечеству не равнодушен, потому что к своей земле с уважением. Полешук. Потому что не «окапитализировался». Человек.
Президент, видимо, желал так. Чтобы и урожай на полях рос достойный, и в отечественном частном секторе росли предприниматели-патриоты. К тому же формируется и потребительский патриотизм, и производственный суверенитет. Я даже слоганы набросал: «Зроблена беларусамі для беларусаў». «С любовью и под жесточайшим контролем». Чтобы жажда наживы не перевесила качество. Рынок так бы не отрегулировал.
Там, где рынок регулирует состав еды, там прям охотятся на белорусскую продукцию. Да, рынок можно купить, оттуда все эти эмбарго, торговые войны, санкции. А белорусскую модель отношений по ГОСТАм от Батьки — никогда. Не приватизируется.
Вот, думаю, у санкций Запада, как и в прошлом торговых войн на Востоке, не одна ли подоплека? В честной конкуренции не свалит. Поэтому надо рыночную подножку подставить. И что там про свободу рынка? Ее нам, кстати, навязывали.

Нет предела скупердяйству
Капитализм проворен. Любые пертурбации, колебания чутко чувствует наша открытая экономика. И тогда «капиталисты» из местной колонны начинают греть руки. На колебаниях курса, на санкциях.
Только вот доллар сдал — цены назад не откатились. Санкции вообще простых покупателей никак не задели. Главное для нашей экономики — углеводороды. А их цена стабильна. Но маржу торгаши пытаются повышать постоянно. Как колебания валюты (о которых уже даже забыли) и санкции могут отражаться на цене квашеной капусты? Ее что, сам Илон Маск квасил? Зато та же капуста у фермеров гниет, а чеснок дачнику сбыть некуда. А знаете почему? Потому что на отечественный товар установлены рамки наценки. Не более 30 процентов. А на импорт — нет предела скупердяйству.
Торгаши, хватит дурить людям голову, искать отговорки: «Ну вы же знаете, война у соседей, доллар, закупки». Это ДРУГОЕ. Доллар с 4 рублей упал до 2,5. И уже давно держится. А завозная техника стоит как китайская стена. И если совсем уж честно — закупали вы свои телевизоры и газонокосилки, когда красная цена «зеленого» два рубля была. Потолок.
Переехали в просторные торговые просторы, открыли фирменные шоурумы, обвешались неоновыми вывесками. А от палаточной философии «Ждановичей» не отказались. Не хотите поступать по справедливости — будете делать по закону. Это касается тех, кто из торгашей не повзрослел до предпринимателей, и тех, кто, вырастив свои прибыли до взрослых показателей, так и остался бизнесменчиком. Сейчас как раз инструкции по ценообразованию и пишутся. А пока — мораторий на повышение или уголовная ответственность. Рынок отрегулирован. Президентом.

Не все коту масленица, а торговым сетям — ценовое раздолье и рыночное распутье. Пора уже в МАРТе все решать. Регулятор же. А то, получается, гиперам мы позволили делать деньги на нашем покупательском поле, а они еще и правила устанавливают. За места на полках производитель еще и приплачивать должен. У торгашей никаких рисков. Может, для таких бизнесов с премиальными прибылями повышенные ставки налогообложения ввести? С-справедливость. А вот чтобы ассортимент был разнообразным, контроль возложен на губернаторов.
Был шквал критики за то, что мы АПК сохранили в руках государства. А сейчас это миллиарды от экспорта и продуктовое разнообразие — молочно-мясная независимость. Сейчас вот за регулирование рынка критикуют. ЭкспЭрты, успокойтесь. Вы хотите и масло 82% съесть, и в рыночных либералов поиграться. Ну, рынок может так отрегулировать, что все наше качественное и вкусное — уедет, а мы будем наслаждаться продукцией из ингредиентов, о которых даже на уроках химии не слышали.
Первый сказал — сначала обеспечить потребности белорусов, затем — на экспорт. Так что, рыночники, кто прав?
Из общества патриотов мы постепенно превращаемся в общество потребителей. Поэтому пестрое разнообразие на полках и стабильность на ценниках теперь порой важнее, чем государственные интересы. Так эксперименты на рынке могут сказаться на общественных настроениях. Контроль цен — почти политическая задача. Многое еще предстоит сделать. Но не делали. Даже не начинали. А ведь удобно же. Когда цепочка частных посредников из твоих родственников, когда собственной службе ВЭД шевелиться не надо. Там ведь тоже обычно родственники. Но сколько посреднической веревочке ни виться, все равно the end будет.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем




