Как выжить автозаводам Союзного государства в море китайских машин?
Последние годы ознаменовались полной перестройкой авторынков Беларуси и России: после начала СВО и введения драконовских санкций коллективным Западом, многие привычные бренды, поджав хвост, покинули наши страны. Сегодня они кусают локти, потеряв сотни тысяч клиентов, но сделать ничего не могут — на них давят власти США и ЕС, не позволяя вернуться, а многие белорусы и россияне принципиально не рассматривают покупку автомобилей из недружественных стран.
Свято место пусто не бывает: автомобильный рынок Союзного государства почти полностью заняли фирмы из КНР с современной, высокотехнологичной и конкурентоспособной техникой. Сегодня едва ли не каждая вторая новая машина, выезжающая из салона на дороги, — китайская. Казалось бы — все хорошо: покупатели довольны, дефицита моделей нет, перспективы у авто из Поднебесной прекрасные. Но у каждой медали две стороны, и засилье китайских автомобилей в среднесрочной и долгосрочной перспективах может больно ударить по отечественным производителям.
Справимся!
По объемам продаж новых автомобилей Беларусь и Россия на данный момент находятся по разным сторонам баррикад: в нашей стране они растут, а стране-соседке — падают. Виной тому — несхожее ценообразование, отличающиеся друг от друга процентные ставки по кредитам, экономические реалии в целом и пр., едина только зависимость от Китая. Несмотря на то, что некоторые вендоры из КНР имеют собственные сборочные производства в наших странах, доля импорта продолжает увеличиваться. И она сильно давит на местные заводы.
В РФ ключевыми автопредприятиями, выпускающими легковой транспорт, являются «АВТОВАЗ» и «АВТОТОР», в Беларуси — «БЕЛДЖИ». И этим компаниям-локомотивам приходится отражать «атаки» поднебесных компаний и выстраивать стратегии развития на будущее.
Тольяттинский завод практически все годы своей самостоятельной жизни (не считая время его вхождения в альянс Renault-Nissan) полагался на помощь властей. Как выясняется сейчас, нужна она ему и впредь: в текущем году ВАЗ столкнулся с небывалой конкуренцией с машинами из КНР и существенным ростом процентной нагрузки по имеющимся кредитам — сегодня это более 100 млрд российских рублей. В данный момент завод просит финансовой поддержки государства.
Калининградский «АВТОТОР» до 2022 года чувствовал себя превосходно — на его площадях собирались огромные партии машин корейских и немецких брендов. После прекращения поставок сборочных комплектов из-за санкций предприятие перешло на сборку китайских авто и разработку на их базе собственных моделей под своими брендами.
Белорусский «БЕЛДЖИ» изначально (с 2017 года) специализировался на сборке автомобилей Geely, а позднее дополнил список выпускаемой продукции локализованными моделями под своей маркой. Сейчас половина продаваемых авто в Беларуси — «Джили» и «БЕЛДЖИ».
И все вроде бы хорошо, а что дальше? А дальше — увеличение китайского автомобильного прессинга. Что с ним делать?
Да, рынок в условиях конкуренции диктует свои условия. Последние два с половиной года расставили точки над i: нужно полагаться только на себя и строить суверенную автомобильную промышленность! Это дорого, сложно, но необходимо!
Пару дней назад директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга РФ Алексей Матушанский сообщил журналистам, что в стране запланировано создание национальной модульной платформы для автомобилестроения. На это потратят 87,8 млрд российских рублей с 2025 по 2027 годы. «По автопрому закладываем разработку собственной модульной платформы в гольф-классе, в среднем и для бизнес-класса. Здесь головную роль будет играть НАМИ, наш институт. Задача стоит по унификации компонентной базы. Ставку мы при этом делаем на платформу для последовательного гибрида и для электромобилей».
В Беларуси бренд «БЕЛДЖИ» уже разрабатывает совместно с Национальной академией наук «тележку» для собственного электромобиля, который может появиться в продаже уже в следующем году. Дальше — больше: ведутся работы над новыми моделями авто, которые первое время будут представлять собой перелицованные Geely, а позднее станут локализовываться и оснащаться отечественными узлами и агрегатами.
Президент Александр Лукашенко и вовсе призвал устранить недопонимания с Россией в сфере производства легковых авто.
— Мы когда-то открывали новую эру в производстве автомобилей в Беларуси. Тоже очень важный вопрос. Вы в России больше, чем кто-либо, понимаете в этом деле. Хотелось бы, чтобы те недопонимания (или же какие-то недомолвки даже можно сказать) у нас в связи с импортозамещением по легковым автомобилям мы могли преодолеть и на нашем совместном рынке, мы бы производили белорусские и российские автомобили прежде всего, — отметил Президент. — Ни для кого не секрет, мы должны защищать свой рынок. Чтобы не попасть из огня да в полымя, как я часто говорю. Наши коллеги это понимают прекрасно. Пути сотрудничества с такими государствами обозначены, они есть. Чтобы не получилось так, как с западниками — ушли, все бросили — «Работать не будем», — сказал Президент на встрече с первым заместителем председателя правительства Российской Федерации Денисом Мантуровым.
Какой из всего вышесказанного можно сделать вывод? Союзное государство справится с натиском китайского автопрома! Процесс потребует массы денег и значительных усилий бизнеса и научного сообщества. Определенно, какое-то время мы будем искать пути выхода из назревающего кризиса. Но иной дороги нет! В современном мире только максимально полная независимость от кого-либо и чего-либо способна гарантировать развитие автомобильной и смежных отраслей, обеспечить граждан рабочими местами, покупателей — хорошими машинами, а Союзному государство — процветание.