Не нужно бояться психиатра — пациентка РНПЦ

Фото: Анна Халдеева

Жизнь современного человека насыщена стрессовыми ситуациями. И если одни справляются с проблемами вполне успешно, у других они вызывают серьезный психический дисбаланс. Правда ли, что паника на фоне коронавируса или специальной военной операции уже многих привела на больничную койку? И как сохранить ментальное здоровье в непростые времена? Об этом и не только «МП» рассказал психиатр-нарколог отделения пограничных состояний РНПЦ психического здоровья Михаил Махров.

Что до срыва доведет

— Считается, что причиной невроза может стать любой стрессовый фактор. Это так?

— Действительно, ключевым триггером развития невроза является сильный стресс (тяжелая болезнь, утрата, финансовые потери, развод, катастрофические события). Человека, что называется, «выбивает из колеи», компенсаторные защитные механизмы психики не справляются, развивается патологическая тревога, навязчивости, панические атаки, нарушается сон, аппетит, снижается настроение, могут возникать разнообразные психогенные телесные симптомы, а в дальнейшем даже незначительные стрессовые факторы могут приводить к рецидиву болезни.

Многие пациенты с неврозами не обращаются за квалифицированной медицинской помощью, терпят, лечатся народными средствами, принимают настойки, безрецептурные препараты, кто-то начинает злоупотреблять алкоголем. Болезнь может перейти в хроническую форму, что существенно сказывается на качестве жизни. Человек перестает работать, учиться, уменьшается круг общения; даже обыденные дела (выйти в магазин, приготовить еду) вызывают значительные трудности.

— Как пандемия коронавируса повлияла на ментальное здоровье людей?

— Существенно. Коронавирусная инфекция была неизученной, потенциально смертельной болезнью, которая распространялась по всему миру. Ограничительные меры, изоляция, постоянные опасения и переживания за свое здоровье и здоровье близких привели к изменению привычного жизненного уклада многих людей. Даже если вирус у кого-то переносился в легкой форме, не покидала мысль: «А вдруг я умру?» Тем более, если кто-то из близких и знакомых лежал на ИВЛ.

Также известно, что сам коронавирус напрямую может поражать нервные клетки. И помимо дисфункции различных органов и систем после перенесенной инфекции, даже в легкой форме, очень часто появляются симптомы, обусловленные поражением центральной нервной системы в виде астенических состояний, бессонницы, головных болей и т.д.

Приведу несколько клинических примеров. 48-летняя женщина впервые поступила в РНПЦ психического здоровья в августе 2021 года. Считает себя заболевшей с начала июня на фоне череды стрессов. В конце мая 2021-го пациентка заболела СOVID-19 в легкой форме, проходила лечение дома. 5 июня у нее умерла свекровь от постковидных осложнений. 6 июня пациентка была госпитализирована в ЦРБ с двусторонней пневмонией и не смогла быть на похоронах. 8 июня умерла мама пациентки на фоне тяжелого течения коронавируса, и она также не смогла ее похоронить… Через неделю после выздоровления и выписки из стационара у пациентки появилась тревога, дрожь в руках, бессонница, слабость, головные боли, интенсивные боли и жжение в области головы, шеи, грудной клетки, спины. Она обращалась к терапевту, неврологу. Ей была рекомендована консультация психотерапевта.

Женщина амбулаторно принимала успокоительные, снотворные — без эффекта. В итоге была направлена на стационарное лечение. Была назначена медикаментозная терапия антидепрессантом, симптоматическая терапия. За время лечения в стационаре ее состояние улучшилось: прошла тревога, уменьшилась интенсивность неприятных телесных ощущений, нормализовался сон. Ее выписали домой для продолжения лечения амбулаторно.

Женщина 55 лет впервые поступила в РНПЦ с жалобами на бессонницу, тревогу, отсутствие аппетита, сниженное настроение, нежелание что-либо делать. Считала себя больной после перенесенной двусторонней пневмонии на фоне ковида. Несколько дней провела в реанимационном отделении. Как она пояснила: «Насмотрелась там страшного», «…до сих пор снятся трупы в черных мешках». Сильно переживала за себя и родственников. У нее снизилось настроение, появилась тревога, она перестала спать. Была госпитализирована в областной клинический центр психиатрии и наркологии. После выписки в течение одного месяца принимала антидепрессант. Чувствовала себя хорошо. После самостоятельной отмены препарата возобновилась тревога, снизилось настроение, перестала спать и есть. В итоге была госпитализирована в РНПЦ. За время лечения в стационаре состояние улучшилось: прошла тревога, улучшилось настроение, нормализовался сон. Женщине были даны рекомендации по продолжению психотерапии и длительности приема антидепрессанта.

29-летний мужчина поступил с жалобами на тревогу, навязчивые мысли и действия, связанные со страхом заразиться тяжелыми болезнями. Психически заболел в январе 2021-го, когда длительно находился в изоляции, работал дистанционно, не выходя из дома. У него развился сильный страх заразиться коронавирусом и умереть. Состояние усугублялось. Появились разнообразные страхи: не мог один выйти на улицу, в магазин, боялся пойти в общественный туалет («могу соприкоснуться и заразиться»), «не могу есть готовую или не упакованную еду — к ней кто-то мог прикоснуться и заразить ее», «не могу сдать анализы — вдруг подменят иглу и меня чем-либо заразят», «боюсь ложиться в больницу — не смогу принимать лекарства, так как до них кто-то мог дотронуться». Обращался к психотерапевту, амбулаторно принимал безрецептурные успокоительные — без эффекта. Направлен на стационарное лечение. За это время его состояние улучшилось: прошла тревога, значительно уменьшилась интенсивность и частота навязчивых мыслей. Выписан домой в удовлетворительном состоянии для продолжения лечения амбулаторно.

В чем спасение

— Лечение постковидного синдрома отличается от лечения психических расстройств, вызванного другими причинами?

— Что касается лечения невротических расстройств в рамках постковидного синдрома, принципиальные различия с классическим неврозом отсутствуют. Главный базовый препарат для лечения этих расстройств — антидепрессант. Различие в том, что при постковидном синдроме помимо психотропных препаратов особую актуальность имеют другие лекарственные средства, оказывающие восстанавливающее действие на нервную систему. В терапии неврозов важное значение имеет сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. Иногда можно обойтись лечением только препаратами или только психотерапией. Но в любом случае процесс лечения длительный. Невроз — не аппендицит, его нельзя взять и отрезать, как аппендикс.

Психотерапия, медикаменты помогают очень быстро вернуться к нормальному качеству жизни.

— Некоторые люди, имея симптомы психических расстройств, боятся обратиться к врачу. Они опасаются последствий, которые могут наступить…

— Невротические расстройства, как правило, не предусматривают каких-либо жестких ограничений. Это актуально для более тяжелых и инвалидизирующих психических заболеваний (расстройства шизофренического спектра, расстройства личности, химические зависимости). Эти болезни подразумевают ограничения, связанные с вождением автомобиля, выбором профессии и места работы или другими социальными аспектами. В последние годы вопросы учета и ограничений для пациентов с психическими и поведенческими расстройствами постоянно пересматриваются: с одной стороны, наличие диагноза не должно означать, что человек будет «выкинут за борт» активной социальной жизни, с другой стороны, существует необходимость избежать ситуаций, когда пациент с тяжелым психическим расстройством будет находиться в условиях, потенциально опасных для себя и окружающих.

Согласно исследованиям, назначения врача-психиатра полностью соблюдает всего около 20% пациентов.

Невроз и армия

— А если говорить о службе в армии? Невротические состояния являются противопоказаниями?

— Практически любое невротическое расстройство в остром периоде является противопоказанием для службы в армии. При стойкой ремиссии или выздоровлении таких ограничений, как правило, нет. На основе медицинского заключения с результатами комплексного стационарного психолого-психиатрического обследования призывников в нашем учреждении комиссии в военкоматах принимают экспертные решения о годности к службе в армии, либо об отсрочке. Безусловно, учитываются риски обострения или рецидива, если расстройство было и не актуально в текущий момент. Потому что служба в вооружённых силах будет значительным стрессовым фактором для молодого человека, предрасположенного к невротическим расстройствам или переболевшего им ранее.

— Начало специальной военной операции как-то отразилось на психическом состоянии людей?

— Конечно. Значительно увеличилось количество тревожных состояний, связанных с опасениями за свое будущее, будущее своих родных. Многие опасаются третьей мировой войны. У части людей родственники и знакомые проживают на территориях, где ведется специальная военная операция. У многих мужчин призывного возраста, женщин появляются страхи. Они настолько сильные, что парализуют, мешают полноценно жить. И могут спровоцировать или привести к обострению невротического расстройства. После завершения спецоперации ожидаем наплыв пациентов, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством и другими видами неврозов.

И вас вылечат

— И все-таки как сохранить свое психическое здоровье?

— Универсальных рецептов не существует, все люди разные. В современном мире факторов, которые влияют на психическое здоровье, очень много. Пандемия и другие негативные мировые события отражаются на психическом функционировании людей. Но нужно также понимать, что изолировать себя полностью от стрессов невозможно. И если самому не хватает сил справиться, то нужно обращаться к специалисту. Госпитализация в стационар — это крайняя мера. В подавляющем большинстве случаев невроз можно вылечить амбулаторно без госпитализации. И человек, получая лечение, может жить обычной жизнью, работать. Конечно, я рекомендую обращаться к квалифицированным специалистам, имеющим профильное образование. К сожалению, еще сохраняется много страхов и предубеждений в отношении психиатрии в целом. Но следует констатировать, что в наше время квалифицированная психиатрическая и психотерапевтическая помощь доступны в любом регионе нашей страны.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59