Меню

Без елки и без денег: как мошенникам (не)удается нас обмануть

телефон в руке
Фото: автора

Чем ближе к Новому году, тем активнее мошенники, которые хотят нажиться на предпраздничном ажиотаже.

Новогодние елки по приятным ценам — не новая схема злоумышленников. Однако с каждым годом они становятся все хитрее. Если вы все же наткнулись на таких «интернет-продавцов», подготовка к зимним праздникам может превратиться в настоящее разорение. Вот и для нашей героини искусственная зеленая красавица оказалась вымышленным товаром, за который деньги уже никто не вернет.

Александра (имя по просьбе героине изменено — Прим. Авт.), жительница Узды, была уверена, что готовит сюрприз для своих детей и заодно совершает выгодную покупку, но, как позже оказалось, отдала немалую сумму мошенникам.

Цена манит, но обманывает

Реклама этого аккаунта появилась в Instagram. Девушку привлекли красноречивый обзор на полутораметровую литую ель и, конечно, низкая цена — всего 200 рублей. Почему всего? Цены на подобные елки на маркетплейсах начинаются от 400 рублей.

Аккаунт, судя по публикациям в ленте соцсети, был создан в сентябре. Число подписчиков — более 11,5 тысяч. Не каждый блогер может похвастаться таким количеством. Просмотры на видео собирали более 200 тысяч. Судя по всему, лишь потому что были поставлены на рекламу.

Ничего не подозревая, наша героиня связалась с продавцом:

— Там была очень хорошо оформлена страница. Все подробно расписано. Ответили мне быстро. Попросили указать данные и внести оплату.

Заказ был сделан и оплачен 25 ноября. Как заявил человек по ту сторону экрана, доставка ожидалась через 2-3 рабочих дня. Однако ни 3, ни 5, ни 10 декабря ни сообщений, ни уж тем более доставки от них не последовало, новогоднего чуда, увы, не случилось.

Мошенники в утренних сторис убеждали, что склад с елками якобы заполнен, заказы собираются, а из-за большой загрузки просто не успевают отправить.

— Честно говоря, даже не знала о таких схемах у мошенников. И о том, что бывают такие истории с елками, к сожалению, тоже не знала. И сразу так попалась! Впредь буду не такой доверчивой. Повезло, что несуществующая елка стоила 200 рублей, а не 900, — отметила девушка.

Знакомая Александры также пыталась купить пушистую двухметровую ель по заманчивой цене. Но, решив удостовериться в существовании реального продавца, задала вопрос о возможности самовывоза, чтобы лично осмотреть товар и забрать его.

Ответ оказался коротким и категоричным: «Только доставка». Это сразу вызвало подозрения у покупательницы. После этого девушка решила отказаться от покупки.

Честные продавцы, как правило, предоставляют клиентам возможность увидеть товар перед покупкой или забрать его самостоятельно, а отказ от самовывоза — это часто признак мошенничества.

«Может, вы мошенники?»

В предновогодней суматохе люди охотятся за скидками и часто становятся менее внимательными — этим и пользуются мошенники. Связаться с «продавцами» и задать пару каверзных вопросов появилось желание и у меня.

Что сразу бросилось в глаза? Помимо несоответствия числа подписчиков и поставленным лайкам на посты, ошибки в закрепленных карточках и странные причины о том, почему с ними не могут связаться покупатели.

Так, например, в карточке, где «продавцы» объясняют, как сделать заказ, есть явные ошибки:

  • «при оформления заказа» (правильно: при оформлении);
  • «скидки нету» (нет, так как «нету» употребляется в разговорной речи);
  • «так же платная..» (правильно: также).

Несуществующие причины о том, что с ними нельзя связаться. Странно, не находите? Все в Instagram сделать это могут, а вот именно на них распространяется некое «обновление», которое убрало кнопку «сообщение» на их странице.

Что ж, я попыталась связаться с ними в Telegram. И, о чудо, мне ответили сразу же! Но далее «продавец» был будто не заинтересован в моих деньгах и отвечал на сообщения с разбежкой почти в 7 часов. Стало даже как-то обидно, ведь я собиралась такой спектакль разыграть! А после моего вопроса о самовывозе или наложенном платеже (чего нет у мошенников) и вовсе пропал с радаров.

Ну ничего! Всегда можно вернуться к ним в аккаунт в Instagram. Что, собственно говоря, я и сделала.

Делаем как учили в карточках: отправила пост с якобы интересующей меня елкой. Стоит отметить, здесь они отвечали уже бодрее до определенного вопроса о том, можно ли увидеть конкретную елку до отправки, на фото. На что последовал крайне ёмкий ответ: «К сожалению». А дальше догадывайтесь сами. Устав от затяжного диалога, я решила-таки раскрыть карты. Когда вопрос был поставлен в лоб — не мошенники ли вы, — я моментально отправилась в черный список.

Сейчас, к слову, этот аккаунт удален. В причинах указано, что страница нарушала нормы сообщества в отношении продаваемых товаров.

Как не испортить себе праздник

Многие из нас хотя бы раз сталкивались с подобными предложениями по подозрительно низким ценам. Но как понять, что перед вами мошенники, а не добросовестный продавец?

Первое, что должно насторожить — цена сильно ниже рынка. Если стоимость выглядит слишком низкой, чтобы быть правдой, это уже повод задуматься.

Второе — если просят внести обязательную предоплату в 50-100%. Это классическая схема мошенников, которые просят заплатить полную сумму сразу, не гарантируя выполнение сделки.

Третье — отказываются пересылать товар наложенным платежом по почте.

Четвертое — нет самовывоза. Мошенники часто избегают реальных точек продаж или самовывоза, чтобы не оставить следов.

Пятое — отказ продавца прислать дополнительные фото выбранного товара. Продавец, который не может или не хочет показать товар более детально, скорее всего, не собирается его отправлять.

Шестое и самое главное —  у продавца нет сайта, внесенного в торговый реестр.

Как выглядит схема?

Рассказываем, по какой схеме действуют онлайн-мошенники и как избежать неприятных сюрпризов при покупках в интернете.

  1.  Создают поддельный аккаунт в Instagram. Часто такие аккаунты начинают активно продвигать через таргетированную рекламу, а для усиления доверия используют фотографии товаров, взятые с других интернет-магазинов. Вишенка на торте: низкие цены. Пользователи, заинтригованные такими предложениями, переходят по ссылке и видят страницу с несколькими товарами и контактами для связи. Однако при попытке найти дополнительную информацию о магазине или компании выясняется, что аккаунт недавно создан.
  2. Делают качественные обзоры товара, что создает видимость надежности.
  3. Просят оплатить, получают деньги, ничего и никому не отправляют. А затем не отвечают на сообщения и блокируют вас.

Покупать товары рекомендуем на проверенных онлайн-платформах с официальными магазинами, а также требовать возможность оплаты наложенным платежом. Используйте здравый смысл, проверяйте информацию, и не позволяйте никому испортить вам праздник. Лучше потратить немного больше времени, но выбрать надежного продавца, чем в итоге остаться без подарков и без денег.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59