Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Каким должен быть союзный медиахолдинг

Каким должен быть союзный медиахолдинг
Фото: архив «Минской правды» и из открытых источников, носят иллюстративный характер

Александр Лукашенко на недавней встрече с государственным секретарем Союзного государства Беларуси и России Дмитрием Мезенцевым еще раз напомнил о решении президентов двух стран о создании союзного медиахолдинга. Эта структура должна прийти на смену существующим СМИ, освещающим деятельность Союзного государства.

Внимание к этой теме вовсе не случайно. Но пока не видно никаких реальных подвижек, хотя политическое решение принято.

Лукашенко в беседе с Мезенцевым подчеркнул два принципиальных момента: союзный медиахолдинг должен быть самостоятельной структурой, не «пристегнутой» к другим СМИ и она должна быть своеобразным «прототипом» нового формата союзного СМИ, к которому могут присоединяться другие.

Союзный медиахолдинг

Эти тезисы требуют объяснения. До этого времени СМИ Союзного государства существовали, используя базу крупнейших медийных гигантов России и Беларуси — медиахолдингов «Комсомольская правда» в России и «Беларусь сегодня».

Для своего времени это было оправдано, так как позволяло использовать их кадровый и ресурсный потенциал. Но не все было гладко. Например, вспомним, что в 2020-м году «КП в Беларуси» заняла неоднозначную позицию во время попытки государственного переворота, а позже один из журналистов этого издания опубликовал сочувственный материал в отношении экстремиста, застрелившего бойца спецподразделения «Альфа» КГБ Беларуси.

Поэтому понятно желание белорусского лидера видеть некую новую структуру, которая проводила бы самостоятельную редакционную политику, но с действительно союзной повесткой. Кроме того, важно понимать, что действовать союзному медиахолдингу придется в условиях продолжающейся и усиливающейся информационной и реальной «горячей» войны. То есть в условиях военного времени. А это значит, что внутренние конфликты должны быть исключены.

Также есть мнение: чтобы медиахолдинг был эффективным, нужно не просто донесение информации, нужно сильное противостояние идей и смыслов, которые доносятся через эту самую информацию. Союзный медиахолдинг должен быть мощным генератором и транслятором союзных смыслов и союзной идеологии.

Союз должен расширяться

На этом основан второй тезис Лукашенко — союзные СМИ не должны замыкаться только на двусторонней повестке, но иметь более амбициозные цели, к Союзу, Союзному государству могут присоединяться новые участники.

Русско-евразийская цивилизация существует, развивается и добивается успехов в «сложно-сочиненной» форме. Исторически, ранее — в форме империи. Прошлые формы империи уже невозможны, даже сейчас Российская Федерация — это не Империя прошлого.

Сто лет назад мы открыли и стали осваивать новую форму — Союз, то есть объединение, основанное на федеративных и равноправных началах. Это прогрессивная форма, которая не исчерпала своего потенциала, тем более, что объективная реальность сейчас — это постсоветские независимые государства, которые как раз можно и нужно объединять в новый Союз.

Белорусский лидер не раз говорил, что Союзное государство Беларуси и России — это прототип совершенно нового союза, который должен учесть ошибки СССР и ЕС и стать чем-то более совершенным.

В этом и есть суть союзной идеи — в современном, правильном балансе между национально-суверенным и общесоюзным. В разработке и применении эффективных, адекватных времени технологий союзостроения, то есть интеграции в Северной Евразии.

Это серьезная политэкономическая, идеологическая и информационная задача. И именно поэтому в основе, например, союзного медиахолдинга должна находиться именно эта работа и эта цель.

Кстати, это вовсе не абстракция — работа с союзной идеей на перспективу. Если мы посмотрим на публичные дебаты, например, в Армении, мы увидим, как там спекулируют на возможности присоединения этой страны к Союзному государству.

Спекулируют не слишком далекие политики: мол, Москва принуждает Армению к этому Союзу, но там не хотят сдавать свой суверенитет. Все это говорит лишь о том, что в Армении просто не знают реальной ситуации. Формат Союзного государства России и Беларуси как раз позволяет нашей стране суверенитет укреплять, а никак не наоборот.

Народная символика

Возьмем еще один конкретный пример — сейчас обсуждают и вроде бы даже принимают символику Союзного государства. Увы, кулуарно. То есть решают чиновники или узкая группа политиков.

Правильно было бы объявить всесоюзный конкурс, о котором постоянно информировали бы СМИ, а профессиональное жюри отобрало бы лучший проект. Но нет, все как обычно — где-то кто-то сам решит в тиши кабинетов, а людям покажут уже по факту. Народ даже не сопричастен к обсуждению символики Союза.

А зря, на истории с символикой можно было поднять значительный общественный интерес к союзной тематике. Это хороший инфоповод рассказать и о самом Союзном государстве, и направить в нужное русло творческий потенциал тех людей, кто готов поработать на его благо.

Разработка союзной символики могла бы стать народным «общим делом» для многих жителей Беларуси и России, позволило бы им почувствовать сопричастность к интеграционным процессам.

А это в нынешнее время крайне важно, потому как люди должны видеть и понимать, что союзная интеграция — это не удел только бюрократии, а нечто гораздо более широкое и востребованное.

семинар люди

Фабрика мысли

Узнаваемый, популярный союзный медиахолдинг с перспективой роста на другие страны — это действительно амбициозная задача, которая пока не решалась в других наших интеграционных образованиях — ОДКБ и ЕАЭС не имеют специального медийного «измерения», а созданная под эгидой СНГ телекомпания «Мир» все-таки не продвигает именно союзную повестку и мировоззрение.

Есть разветвленная и довольно эффективная сеть «Спутника», но это СМИ все же воспринимается именно как российское, а речь идет о союзном, то есть паритетном с точки зрения повестки и доносимой информации.

Идея союзного медиахолдинга может быть вполне рабочей, если обеспечить его необходимыми ресурсами с опорой на кадры, заинтересованные в самой союзной идеологии. Ресурсы можно найти, а вот с кадрами дефицит, поскольку сами идея нового Союза еще недостаточно проговорена, тем более, для понимания журналистов и лидеров общественного мнения. И этим тоже придется заниматься.

Если подходить стратегически, то обновленный союзный медиахолдинг мог бы стать своеобразной «фабрикой мысли», где разрабатываются, продумываются и информационно «подсвечиваются» смыслы и идеи союзной интеграции.

Очень часто вы видим разрыв между аналитической и медийной реальностью. Это создает диссонанс в восприятии как у широкой аудитории, так и у принимающих решения. Картинка не совпадает с реальностью или общественные ожидания никак не отражаются в действиях политической элиты.

В этом смысле СМИ, создающие и транслирующие союзную повестку могут быть серьезным подспорьем, где к обычной журналистике может и должна быть добавлена серьезная аналитическая и прогностическая функция.

В ожидании результата

Президент Беларуси поставил конкретную задачу — союзный медиа-холдинг должен начать работу уже в первой половине наступившего года. Времени на раскачку нет, тем в условиях жесткого информационного противостояния.

От того, насколько быстро и качественно получится это сделать, зависит не только имидж Союзного государства, но и его перспективы в целом как привлекательного для других потенциальных участников интеграционного образования.

Беларусь и России за последнее время научились очень эффективно взаимодействовать во многих сферах — в экономике, промышленности, военной сфере, культуре и сейчас самое время показать, что и в информационной среде нам есть, что показать.

Союзной интеграции необходима смысловая и идейная динамика, которая бы сразу отражалась в медийном пространстве — в работе журналистов, экспертов и лидеров общественного мнения.

Только так мы можем соответствовать духу времени и побеждать в борьбе за умы и сознание наших граждан и тех, кто нам потенциально симпатизирует в других государствах. Время диктует новый союзный стиль во всем — технологичность, осмысленность, наступательность, динамизм, мышление о будущем.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59