Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

«Крестница» маршала Ворошилова — рассказываем о боевом пути летчицы Ломако

«Крестница» маршала Ворошилова — рассказываем о боевом пути летчицы Ломако

Вера Федоровна Ломако родилась 25 декабря 1913 года в сибирском Омске, а в 1920-м вместе с семьей вернулась в белорусский Гомель, из которого Ломако и были сосланы из-за революционной деятельности главы семьи–железнодорожного рабочего. Росла Вера крепко сбитой девушкой с сильным характером, о чем свидетельствует тот факт, что после окончания семилетней школы пошла работать… в литейный цех завода «Гомсельмаш»! Не каждый мужчина выдержит подобный труд.

Параллельно с работой на заводе Вера окончила Гомельский аэроклуб и решила стать не просто военным летчиком, а именно летчиком-истребителем. Ей отказывали, а она взяла и написала письмо самому Клименту Ворошилову. И, получив положительный ответ, словно на крыльях, полетела учиться в Ленинград, в тогдашнюю Военно–теоретическую школу летчиков Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Так в ноябре 1930 года, в неполные 17 лет, и началась летная биография девушки Веры Ломако из Гомеля.

Радовалась тогда безмерно, поначалу даже не веря собственным глазам, видя свое отражение в зеркале в летной форме. Училась же Ломако не просто прилежно, а была лучшей среди курсантов Ленинградской школы. Затем она успешно окончила Качинскую авиашколу, где выдержала на отлично летные испытания и стала летчиком-истребителем Красной Армии. В 1934 году лейтенант Вера Ломако была направлена для прохождения службы в истребительную авиационную бригаду Белорусского военного округа, где она успешно освоила и самолет-разведчик, и истребитель.

И если поначалу появление в истребительной бригаде девушки-летчика воспринималось иронически, то после того, как летчик-наблюдатель ее экипажа (самолет-разведчик Р-5 был двухместным, использовался также как бомбардировщик. Прим. автора) рассказал, как мастерски Вера пилотирует «птицу», с какими перегрузками справляется, ее признали своей и зауважали. А она, по-прежнему стремясь летать на самолетах-истребителях, начала изучать стоящие на вооружении бригады истребители авиаконструктора Поликарпова И-3 и И-5. Помочь ей освоить самолеты поручили опытному летчику Петру Башмакову, и Вера в короткие сроки стала самостоятельно летать уже на истребителях. При этом еще по-настоящему «покорив» своего инструктора, да так, что Петр Башмаков сделал ей предложение руки и сердца!

Здесь же, в Белоруссии, спустя три года, произошла еще одна важная в жизни Ломако встреча: она познакомилась с известной летчицей Полиной Осипенко, с которой затем подружилась. Когда началась война в Испании, мужья Веры Ломако и Полины Осипенко добровольцами поехали сражаться против войск Франко. Рвались туда и Вера с Полиной, даже обращались с Наркому обороны Ворошилову, но им было отказано. 

Однако, по всей вероятности, обращения летчиц к Ворошилову сыграло важную роль, так как Полина Осипенко и Вера Ломако были направлены в Севастопольский авиационно-морской отряд, летавший на гидросамолетах, где к ним присоединилась в качестве штурмана Марина Раскова. Технике пилотирования гидросамолета учились девушки у Валерия Чкалова и Владимира Коккинаки. Здесь, в Севастополе, Вера, Полина и Марина готовились к дальнему перелету на гидросамолете. И 2 июля 1938 года легендарная тройка женщин-летчиц совершила первый в истории авиации дальний беспосадочный перелет на гидросамолете по маршруту Севастополь — Архангельск.

Воздушная машина МП-1 конструкции Г.М.Бериева поднялась с бухты Черного моря и направилась на Север, к Белому морю. Погода после взлета резко изменилась в худшую сторону, одномоторный гидросамолет швыряло из стороны в сторону, а в условиях сплошной облачности летели вслепую, по приборам. Когда же миновали облачность, то поняли, что приближаются к Гомелю. Девушки решили подать весточку родителям Веры. Сочинили короткое письмо, вложили его в коробочку с адресом: «Гомель, Электрическая, 34, Ломако». Коробочку привязали к вымпелу и бросили за борт самолета. Успешно пройдя по намеченному маршруту, несмотря на капризы погоды и сложности пилотирования, подруги успешно приводнились в Архангельске.  В полете труднее всего было Вере, так как она была не только вторым пилотом самолета, а еще и бортовым механиком. И ей, освободившись от штурвала, когда давала отдохнуть командиру экипажа, приходилось неоднократно перемещаться по тесному «чреву» гидросамолета в его «хвост» для проверки уровней топлива и масла в двигателе, и она сильно рассекла себе бровь. Для того времени совершенный женским экипажем перелет был настоящим подвигом: за 10 часов 33 минуты летчицами было пройдено 2416 километров, что и было зафиксировано, как мировой рекорд. Вся советская страна восхищалась этим подвигом. И когда после перелета Вера с подругами возвращались из Архангельска в Москву поездом, то сотни людей шли на вокзалы, чтобы лично увидеть и поприветствовать женщин-летчиц.

В годы Великой отечественной войны

Слава и награждение орденом Ленина, а это была высшая орденская награда Родины, не вскружили голову Вере Ломако. Она вернулась в строй летчиков– истребителей, продолжала совершенствовать свое летное мастерство, заслужено в мужском летном коллективе стала командиром звена, а затем и командиром авиационной эскадрильи. Ее летный и человеческий авторитет в воинском коллективе был по-настоящему высоким и непререкаемым. А после Брянской авиационной бригады Ломако продолжила службу и летную работу в истребительных авиабригадах в белорусской Орше и подмосковных Люберцах, успешно освоив новейший по тем временам истребитель И-16, «ишачок», как ласково называли его советские летчики.

Грянувшую Великую Отечественную войну летчик-истребитель Вера Ломако прошла в действующей армии вплоть до Победы. Одной из первых она освоила скоростной истребитель Як–1, командовала эскадрильей, исполняла обязанности штурмана истребительного авиационного полка. Вера Федоровна смело и успешно вела воздушные бои, записав на свой личный боевой счет семь сбитых немецких самолетов. Однако после ранения по состоянию здоровья ей пришлось покинуть истребительную авиацию, перейдя в летчики-бомбардировщики. 

Став заместителем командира ночного 634-го авиационного бомбардировочного полка, Вера Ломако будет наносить бомбо-штурмовые удары по скоплению вражеских войск и техники фашистов на Орловско-Курском направлении и в районе Ельни. Примечательно, что   Вера Федоровна станет участницей наступательной операции Красной Армии по освобождению родной для нее Белоруссии. За время операции «Багратион» экипажи ее полка произвели 1314 боевых вылета на разведку и бомбардировку немецких войск, техники и складов в районе населенных пунктов Быхов, Будино, Шклов, Горки, Чаусы, Благовичи, Галузы, Гадуни, Столбцы, Остроленка, громили технику и автотранспорт противника на дорогах Чаусы — Сухари, Ломжа — Острогродзинск, Могилев — Быхов, на Минском шоссе. Уничтожали воинские эшелоны врага на железнодорожных станциях, оказывая воздушную огневую поддержку войскам 2-го Белорусского фронта в боях при прорыве линии фронта на реке Проня и во время наступления на могилевском и минском направлениях. Особенно летчики полка отличились в боях за овладение городом Гродно и крепостью Осовец. Тогда же 634-му ночному бомбардировочному авиационному полку было присвоено почетное наименование «Гродненский», а майор Вера Ломако в августе 1944 года была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны Вера Федоровна Ломако командовала 425-й отдельной авиационной эскадрильей связи 4-й Воздушной армии. Эскадрилья под ее командованием совершила 1679 успешных самолето-вылетов и 30 апреля 1945 года командир эскадрильи майор Ломако была награждена еще одним орденом Отечественной войны, теперь 2-й степени. Закончила войну наша героиня под Берлином, летая на именном По-2, построенном на средства железнодорожников белорусского города Кричева.

На борту ее именного самолета красовалась надпись «От железнодорожников Кричевского узла — майору В.Ф.Ломако». Вера Федоровна очень гордилась таким дорогим ее сердцу признанием ее боевых заслуг и умудрилась тогда отправить из Германии подарки для детей кричевских железнодорожников, которые были им доставлены и вручены в День Победы 9 мая 1945 года!

Связь с Беларусью не теряла

После войны Вера Федоровна неоднократно посещала Кричев. Находясь там, она обязательно бывала в местном локомотивном депо, дистанции пути, на железнодорожной станции, встречаясь с работниками предприятий Кричевского железнодорожного узла.

В июле 1964 года, в связи с 20–летием освобождения Белоруссии, в ее столицу съехались многие летчицы-участницы освобождения республики. И тогда же состоялась встреча на белорусской земле двух прославленных героинь Веры Ломако и Валентины Гризодубовой, которые обнялись и плакали, не стесняясь слез.  А затем они на Аллее Дружбы совместно посадили каштан в память о погибших своих боевых подругах Марине Расковой  и Полине  Осипенко.

Вера Ломако ежегодно бывала и в родном Гомеле, приезжая к родителям и для встреч с жителями и трудовыми коллективами города. Вот как писал о ее приездах гомельский журналист, сам участник Великой Отечественной войны Иван Курдесов: 

«Помню Веру Федоровну всегда в особом, радостно-волнующем настроении. Объясняла она это тем, что Гомель — город ее детства и молодости, ее крылатой мечты, отсюда начался ее путь в небо».

Воспитанница «Гомсельмаша»!

 Из стихов неустановленного автора, думается, что это народное творчество кого-то из работников «Гомсельмаша».

Вам не мешало б знать, однако,

О славной летчице Ломако.

Ее рекорды и успехи

В литейном зарождались цехе.

Формовщицей на «Гомсельмаше»

Трудилась королева наша.

 В бою фашистов побеждала

 Формовщица наша —

Воспитанница «Гомсельмаша»!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59