Смена поколений в современных европейских монархиях
В минувшее воскресенье на датский престол после отречения 83-летней королевы Маргрете II, случившегося впервые за 900-летнюю историю датской монархии, взошел король Фредерик Х. В последнее время в европейских правящих домах устанавливается новый тренд, который можно назвать сменой поколений, в соответствии с которым монархи преклонного возраста передают трон своим наследникам. Датский королевский дом стал четвертым из семи в Европе, где на трон взошел кронпринц при жизни предыдущего монарха (в 2013 году это произошло в Бельгии и Нидерландах, а в 2014 — в Испании). Традиция, судя по всему, продолжится, потому что смена монарха в скором времени ожидается в Королевстве Швеция, где трон займет вместо своего отца Карла XVI Густава наследная принцесса Виктория, и в Норвегии, где 86-летний король Харальд V, практически не появляющийся на публике, уступит престол кронпринцу Хокону.
На большинство современных европейских монархий, которые насчитывают 7 королевских домов и 5 княжеских, термин «власть» в его традиционном значении применять не очень корректно по той причине, что короли, королевы и князья являются символами нации, выполняя представительские функции, несовместимые с политической властью, вся полнота которой закреплена за парламентами и правительствами Их Величеств и Их Высочеств.
Но есть исключения даже в современной Европе, где, как ни странно, короли лишены властных полномочий в политическом смысле, но ею обладает князь. Речь идет о Княжестве Монако, в котором князь Ренье III, отец ныне правящего князя Альбера II, в 80-е годы распорядился не выдавать загранпаспорт своей дочери принцессе Стефании, певице и начинающей топ-модели, не желая, чтобы член княжеской семьи стала «девушкой с обложки». Власть князя Монако близка к абсолютной.
А известно ли уважаемому читателю, что в Европе давно существует единственный абсолютный монарх, который к тому же получает свою власть не по наследству, а избирается? Если известно, то правильно: речь идет о суверене Государства-города Ватикан (так звучит его официальный титул), папе римском, которого на пожизненный срок избирает конклав, коллегия кардиналов. При этом власть папы римского как главы самого маленького государства в мире никем и ничем не ограничена.
И еще один вопрос. Кто является главой еще одного карликового государства Княжества Андорры? Удивительно, но там аж два человека одновременно являются главами государства, князьями-соправителями. Один из них всегда лицо духовное, — испанский епископ, а второй светское, — и это действующий президент Франции. Так что с момента своей инаугурации французский президент наделяется титулом князя-соправителя Андорры.
Если оставить Европу с ее дюжиной монархий и обратить внимание на весь остальной мир, то мы будем удивлены, потому что монархиями являются еще 31 государство из 194, признанных ООН. Причем, в 14 из них монарх — одно и то же лицо, на сегодняшний день это король Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Карл III, самыми крупными владениями которого пока еще остаются Австралия и Канада.
В государствах Азии, таких как Бруней, Оман, Катар и Саудовская Аравия короли, эмиры и шейхи являются абсолютными монархами. Наиболее широкие неограниченные полномочия имеет король африканского государства Эсватини (до 2018 года Свазиленда) Мсвати III, находящегося между ЮАР и Мозамбиком. Король Эсватини обладает всей полнотой законодательной, исполнительной, судебной и духовной (религиозной) власти.
Значительной долей политической власти обладают короли Марокко и Иордании, причем это прописано в конституциях.
Такие они, современные монархи мира. Где-то они продолжают полноценно царствовать и править, а где-то царствуют, но не правят.