Меню

Воевал на протезе ноги. История летчика Ильи Маликова

самолет
Фото: из открытых источников

В начале октября 1943 года, когда Центральный фронт был преобразован в Белорусский, в один из боевых вылетов летчик–штурмовик на Пе-2 Илья Маликов наносил бомбо-штурмовой удар по железнодорожному узлу Гомеля, его экипажем тогда было уничтожено 2 автомашины, 26 вагонов, взорван склад боеприпасов, железнодорожное депо. При уходе от цели его самолет был подбит прямым попаданием немецкой зенитки в левый мотор. В маневре Маликов сбил пламя, дотянул на одном моторе до своей территории и посадил самолет.

Отличился Илья Маликов и в последующих боях, освобождая Беларусь, когда бомбил скопление вражеских войск в Бобруйском и Могилевском котлах, на реке Березине подавлял вражеские зенитные батареи, прикрывающие переправу. В очередном боевом вылете в направлении Минска самолет командира звена лейтенанта Маликова снова был подбит, но он не вышел из боевого строя, продолжая штурмовку, и снова лишь чудом дотянул на израненном самолете до своих войск.

А воевал геройский летчик Илья Маликов с протезом вместо правой ноги!

Из книги героя советского союза, генерал–майора авиации А. Федорова

«…На карте проложен маршрут. Прямая линия устремилась к Гомелю. Через два дня войска Белорусского фронта начнут наступление на этот сильно укрепленный фашистами город, важный железнодорожный узел. А сегодня слово за летчиками. Массированными бомбовыми ударами они должны проложить путь пехоте. В воздухе — полк Воронкова.

Внизу — узкая извилистая ленточка — это река Сож, приток Днепра. До Гомеля — считанные километры. По серому небу ярусами рассыпались пары истребителей прикрытия Ла-5. Ведущий полковой колонны Герой Советского Союза Воронков смело повел свою девятку в отвесное пикирование. Левое звено возглавлял Илья Маликов. Три его самолета обрушили бомбовый залп по выходным стрелкам узла. Взметнулись столбы дыма. На сортировочной горке в центре скопления эшелонов возникли взрывы и пожары. Один из вражеских зенитных снарядов попал в самолет Маликова. Бросив машину в резкое скольжение, он сбил пламя, уже начавшее лизать фюзеляж и плоскости. Затем под прикрытием пары истребителей перетянул линию фронта и с убранным шасси сел возле своих артиллерийских позиций.

Война откатывалась на запад. Впереди пролег нелегкий фронтовой путь над истерзанной фашистами белорусской землей: Мозырь, Калинковичи, Бобруйск…»

Это лишь выдержки из главы, посвященной Илье Маликову, которая озаглавлена автором «Побратим Маресьева».

летчик

Боевой путь безногого летчика, ставшего мастером штурмовых атак

Да, Великая Отечественная война дала нам немало примеров высочайшего патриотического духа, несгибаемой силы воли и героических поступков на грани самопожертвования, когда тот или иной воин после тяжелых ранений, контузий и операций, став инвалидом и по заключению компетентных медицинских специалистов признанный негодным к воинской службе, продолжал сражаться с ненавистным врагом во имя свободы и независимости своего Отечества, во имя нашей общей победы. И в этом проявлялась особая грань характера советского человека, выполнявшего раз и навсегда данную им Военную Присягу — сражаться до последней капли крови, не щадя самой жизни, была бы только Родина жива! Несомненно, летчик Маликов Илья Антонович, был одним из таких воинов.

Мечта летать зародилась у Ильи еще в юношестве, когда он не раз наблюдал пролетающие самолеты аэроклуба города Ногинска. Надо вот только школу закончить… И этот день наступил: мечта юноши Маликова становилась реальностью, закончив в 1939 году среднюю школу, Илья поступил работать на почту разносчиком телеграмм и одновременно стал курсантом Ногинского аэроклуба. Через год по спецнабору он поступил в военную школу летчиков в городе Кировобаде в Азербайджане, после окончания которой был направлен в авиационный полк под городом Бендеры в Молдавии, где и застала его война.

В первый же день войны Илья Антонович совершил свой первый боевой вылет: бомбы легли точно на колонну немецких танков, и он уже развернулся на обратный курс, когда его самолет атаковали истребители противника. Маневрируя, Маликов сумел вырваться из вражеского кольца и вернуться на свой аэродром.

летчик

Храбро сражался летчик Маликов в небе на подступах к Москве, на Калининском фронте. Особенно много боевых вылетов в глубокий тыл врага совершил летом 1942 года. А в бою за город Ржев, на четвертом уже за день вылете на бомбежку артиллерийских позиций врага, самолет лейтенанта Маликова был подбит прямым попаданием вражеского зенитного снаряда в правый мотор и кабину, сам он получил тяжелые ранения осколками разорвавшегося снаряда в правую ногу ниже колена и в обе руки. На какое-то мгновение он потерял сознание, очнувшись, Илья заметил, как стремительно приближается земля. Секунда промедления — и все. С невероятным трудом, с помощью штурмана, Маликов вырвал своего «петлякова» из крутого пике и довел самолет на свою территорию, посадив его на брюхо на еще зеленом картофельном поле. От удара машины о землю он снова потерял сознание. Воздушный стрелок и штурман с трудом вытащили своего командира из самолета и передали подбежавшим санитарам, оказалось, к счастью, что они сели рядом с расположением медсанбата. Срочная ампутация ноги, затем семь месяцев лечения в госпитале на Урале, и вот протез, пока еще и с костылями.

Неистребимая жажда снова летать и по-прежнему воевать заставляли Маликова мучительно, со слезами на глазах тренироваться в ходьбе на протезе. Научился, бросил костыли. Но врачи вынесли приговор: «К полетам не пригоден, к службе в армии тоже».

 Но вместо полного списания Маликов добился возврата на фронт в свою часть, в родные полк и дивизию. Упросил командира полка допустить к полетам. Сначала попробовал на самолете ПО-2, получилось. Через несколько полетов, осмелев, совершил даже «мертвую петлю», был безмерно рад, что снова летает. Маликов совершил порядка ста вылетов на По-2, выполняя различные задания: доставлял донесения в штаб дивизии, перевозил почту, летал за медикаментами, перебрасывал авиамехаников к месту вынужденной посадки бомбардировщиков. Дел было немало, приходилось летать днем и ночью, в любую погоду. Но так хотелось Илье Маликову пересесть на «петлякова»! И вернувшись с очередного задания, он обратился к командиру полка: «Нельзя ли мне, товарищ подполковник, попробовать на «петлякове»? Воронков видимо ждал этого: «Ну что ж, давай попробуем. Но сначала съезди к родителям в Ногинск».

Вернувшись через неделю в полк, Маликов начал тренироваться. Вскоре, хотя не без труда, вновь вернулась уверенность и прежнее мастерство в управлении боевой машиной.

табель

Наконец наступил день, о котором Маликов мечтал еще на госпитальной койке: ему разрешили вылететь на выполнение боевого задания. Произошло это в районе Курской дуги, где экипаж Маликова наносил удары по танковым колоннам и пехоте противника в районах Поныри, Кашара, Подсоборовка с 5 по 12 июля 1943 года. А с 15-июля подавлял вражеские узлы сопротивления и огневые точки, уничтожал отходящие автоколонны фашистских войск. Вслед за битвой на Курской дуге принял участие в боях на Центральном фронте, на Севско-Бахмачском направлении, бомбил переправы немцев через Десну, помогал удерживать плацдарм наших войск на правом берегу Днепра.

 О боях за освобождение Беларуси уже был рассказ, позже же были бои в небе Польши, и вот уже Германия. Из воспоминаний командира 241-й бомбардировочной авиадивизии полковника Федорова Алексея Григорьевича о боевых действиях летчика Маликова:

«…Над Одером стлался густой туман. Летчики возвращались с задания презлющие.

Еще бы: нельзя разглядеть, уточнить, куда летят бомбы и какой толк от такой пикировки при тумане. Небо не просветлялось, и ничего утешительного не обещали синоптики на ближайшие дни. А наши разведчики сообщали нам тревожные вести: фашисты передвигались крупными силами. Нужно было немедленно действовать. Но как? И Илья Маликов собрал свой экипаж Пе-2 на совет. Вспомнили, как в начале войны они прошли незаметно от врага на бреющем полете. Правда, тогда не было столь густого тумана. А сейчас взлетать даже рискованно. Но заманчиво…

Решили лететь. После взлета пикировщик Маликова нырнул в густой туман и быстро исчез».

А спустя несколько дней командир дивизии А. Федоров записал в своем дневнике:

«Лихой пилот этот Маликов! Надо же придумать! На бреющем «чешет» колонны врага. Устроил ему «баню» за такую самодеятельность, но, честно говоря, побольше бы такой самодеятельности. Теперь многие летчики летают по его примеру. Для таких полетов точнейший глаз нужен, железные нервы. Разведка докладывает — паника у фашистов страшная. Летная биография у Маликова — особенная. Блестяще «обрабатывал» железнодорожный узел в Лодзи, переправу через Вислу. Снайпер бомбового удара».

Свой последний, 196-й, боевой вылет старший лейтенант Илья Маликов совершил на столицу немецкого рейх — Берлин. Вот как об этом рассказал полковник медицинской службы Константин Платонов в пятом номере журнала «Октябрь» за 1970 год:

«29-го апреля я оказался по делам службы в одном из окраинных районов Берлина. На улице Адлергофского аэродрома ко мне подошел старик и обратился на ломаном русском языке:

— Мы, немецкие коммунисты, находившиеся в подполье, знаем, что у Гитлера, недалеко от рейхсканцелярии, где он сейчас находится, есть подземный ангар, и взлет самолета оттуда может быть произведен с Зигес-Аллее, Тиргартена или Унтер-дер-Линден.

— Мы получили сведения, — продолжал старый немец, — что вчера оттуда поднялся самолет «Шторх», но на нем улетел не Гитлер, который, однако, в любую минуту может улететь. Мы просим донести эти сведения до Маршала Жукова, чтобы он приказал как можно скорее разбомбить Зигес-Аллее и Унтер-дер-Линден.

Мой собеседник был очень взволнован и часто повторял: «Очень просим, скорее», «Не надо, чтобы он убегал».

Как известно, Гитлеру вылететь из Берлина не удалось: за два часа до наступления темноты, 29-го апреля 1945 года, бомбежку, исключавшую возможность взлета самолета «фюрера» (да и всей верхушки гитлеровской Германии), через несколько дней я своими глазами смог убедиться в ее эффективности, в числе других выполнял и И. А. Маликов, летчик самолета Пе-2, которого я как председатель армейской врачебно-летной комиссии допустил к полетам, хотя вместо правой ноги у него был протез».

летчик

Справочно : полковник медслужбы К. Платонов в годы Великой Отечественной войны был заместителем главного врача 16 воздушной армии, в которую входил и полк старшего лейтенанта И. Маликова, и возглавлял военно-врачебную летную экспертизу, определявшую пригодность и возможное возвращение летчиков после ранения к боевой летной работе.
 И летчик Илья Маликов за время Великой Отечественной войны совершил 96 боевых вылетов на штурмовике Пе-2, из них 66 — после ампутации ноги, на протезе, и порядка 100 вылетов на самолёте По-2. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от15 мая 1946 года старшему лейтенанту Маликову Илье Антоновичу было присвоенозвание Героя Советского Союзас вручениемОрдена Ленинаимедали «Золотая Звезда».

Послевоенный период

С 1964 года Маликов жил в городе Невинномысске Ставропольского края, добросовестно работал, а еще Илья Антонович всегда охотно выступал со своими воспоминаниями о войне в трудовых коллективах и перед молодежью города. В 1977 году он ушел на пенсию, но связи с молодежью и трудовыми коллективами не терял, всегда был их желанным гостем. И у горожан он оставил светлую и самую добрую память о себе как о воине-герое, а еще как о добром и отзывчивом человеке.

табличка
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59