Меню

«Думать было некогда — нужно было воевать»: воспоминания аса, встретившего войну в воздухе

«Думать было некогда — нужно было воевать»: воспоминания аса, встретившего войну в воздухе
Фото: из открытых источников

Товарищ по службе в Военно-Воздушных Силах Советского Союза, исследующий историю боевой авиации, прислал фотографию, на которой запечатлена группа лётчиков-истребителей 163-го истребительного авиационного полка. Снимок сделан в канун Великой Отечественной войны. 

И примечательно это фото тем, во-первых, что 163-й истребительный авиационный полк базировался тогда на аэродроме у деревни Лубнище, вблизи областного центра Беларуси — города Могилёва. И во-вторых, именно 163-й истребительный авиационный полк достойно встретил врага в первые дни Великой Отечественной войны.

Краткая справка: на 22 июня 1941 года 163-й истребительный авиационный полк, имея на вооружении 59 самолётов И-16 (из них лишь 3 неисправных, прим.), приступил к боевым действия в небе над Минском, и за один день — 24 июня 1941 года сбил в воздушных боях 21 самолёт противника, что было лучшим результатом среди истребительных авиационных полков ВВС РККА в первые дни Великой Отечественной войны. В последующие дни полк вел активные штурмовые действия по наземным войскам фашистской Германии в районе города Бобруйска. 

И лишь разразившая военная катастрофа наших войск на белорусском направлении вынудила 163-й иап перелететь на аэродром Смоленской области.

Сегодняшняя зарисовка и будет об одном из летчиков 163-го истребительного авиационного полка — Иване Зудилове.

О первом дне Великой Отечественной войны по воспоминаниям самого Ивана Зудилова

«…Война чувствовалась в недалёком будущем. Самолёты Германии почти ежедневно нарушали нашу границу. Летали на очень больших высотах, очевидно, с целью фотографирования приграничной полосы.

И вот 22 июня 1941 года, рано утром, объявлена тревога. Быстро надев комбинезон, под командованием старшего лейтенанта Л., нашего командира, побежали на аэродром, стараясь как можно меньше времени занять на сбор. 

Подалась команда: «Рассредоточить самолёты!». Люди быстро окружили зелёные машины, с молчаливой покорностью катили их к лесу, там быстро их маскировали и распределяли по экипажам. На лицах было у всех недоумение, старались предугадать причину, вызвавшую тревогу, переглядывались между собой, но узнать так и не удалось.

Но вот около четырёх часов появился самолёт, обстреливающий с бреющего полёта дорогу, недалеко проходившую от аэродрома, он показался довольно большим, как щука, вспоминая сейчас, так и не удаётся восстановить какой конструкции. Глаза невольно вперились в это столь неожиданное и невиданное в жизни зрелище — чтобы самолёт строчил по дороге, где могли находиться люди. На миг всякое мышление в голове как бы остановилось, мозг не хотел понимать происходящего. Одним словом, никому не хотелось верить, что началась война, о которой так много говорили раньше…

Вскоре появилась шестёрка «Мессершмиттов-109», воровски пробиравшаяся к аэродрому в предутренней мгле, не зная, очевидно, о существовании нашей площадки, на которую мы перелетели за два дня до войны. Они полетели на соседний аэродром, расположенный от нас в десяти километрах. Взвилась красная ракета, означавшая вылет по тревоге. Не теряя ни минуты, быстро запустили моторы. 

… Окинув взглядом горизонт, я увидел ужасную картину: подо мной пылали костры пожаров, напоминавшие большой город, освещённый электричеством. Особенно ярко горел город А., расположенный на реке Н., жаль было этот красивый небольшой городок, не ожидавший такого предательского удара.

Факт был налицо, думать не приходилось, нужно было воевать. И вот я стал воевать.
Увидел шестёрку «мессершмиттов», я бросился к ним наперерез. Со всех сторон по одному подлетали товарищи, ещё не бывавшие в боях, знавшие тактику боя только по теории. Сблизился с одним из самолётов, вижу кресты и думаю: стрелять или нет, ведь разрешения не было. Рука сама нажала на гашетки, трасса полетела в «шмитта», на помощь подоспел Аркаша Покровский, лучший друг, с которым вместе оканчивал школу лётчиков, затем работали в части и впоследствии били фашистов… Фриц стал удирать от нас, очевидно, повреждённый, и скрылся в сумерках утренней мглы. Так прошёл наш первый воздушный бой.

Техники работали быстро, заряжали самолёт боеприпасами и горючим… В этот день было ещё три вылета… вернувшись с задания, сели на запасной аэродром…

Так прошёл первый день войны».

Первый сбитый самолет врага и первая боевая награда

Утром следующего дня группа истребителей 163-го истребительного авиационного полка, в составе которой был и младший лейтенант Иван Зудилов, взлетели с боевым заданием прикрыть город Вильнюс от ударов вражеской авиации.

И баражируя над городом, Зудилов заметил, как в безбрежном небе мелькнул узкий фюзеляж летевшего к городу истребителя Ме-109. Дав полный газ, наш лётчик развернул машину и устремился на врага. Противник попытался уклониться от боя, но было уже поздно: краснозвёздный «ястребок» приблизился почти вплотную, и Зудилов прицельными длинными очередями в упор начал расстреливать «Мессер», он видел, как огненные трассы его пулемёта срывали с крыльев вражеской машины обшивку, и она кусками отлетала. А потом — яркая вспышка, и враг камнем пошёл к земле. Так в самом начале Великой Отечественной войны молодой лётчик Иван Зудилов одержал свою первую победу.

Второй немецкий самолет был им сбит в групповом бою 5 августа 1941 года в небе Ельни. Так в непрерывных воздушных схватках с врагом накапливался опыт, росло боевое мастерство истребителя Ивана Зудилова, и 25 июля 1941 года он удостоился награждения первой и весьма высокой боевой наградой — орденом Красного Знамени.

Боевые эпизоды на пути к присвоению звания Героя Советского Союза

** 23 августа 1941 года Иван Зудилов обнаружил в районе Ельни две вражеские автоколонны — 80 грузовиков с пехотой, а еще и до 75 мотоциклистов. Зудилов снизился до бреющего полёта и несколько раз стремительно пронесся над колонной, поливая её пулемётно-пушечным огнём. Противник потерял тогда до 20 автомашин, 17 мотоциклов и несколько десятков солдат и офицеров.

** 9 сентября в районе той же Ельни Зудилов встретил вражеский бомбардировщик Ju-88, пытавшийся сбросить смертоносный груз на наши войска. С первой же атаки «Юнкерс» был сбит, а выбросившийся на парашютах экипаж наши бойцы взяли в плен.

** 20 сентября лётчик Зудилов штурмовал крупную немецкую автоколонну и уничтожил до десяти грузовиков на дороге Труханово — Балтутино.

** 28 сентября Зудилов обстрелял двигавшийся к фронту вражеский железнодорожный состав и сжёг 3 вагона, а затем возле деревни Дубосище атаковал и рассеял скопление вражеской пехоты и автотранспорта.

И снова из личных воспоминаний Ивана Зудилова:

«…Так мы продолжали летать день за днём, приобретая опыт, перенимая кое-что у фрицев, учиться приходилось в бою, учить было некому, практика была у всех одинаковая… Мы пришли к выводу, что лучше летать попарно, чем звеном, и что четвёрка является самой боевой единицей… Вскоре перелетели ближе к фронту, с площадки новой была слышна канонада… Она была более ограничена, чем прежние площадки, вытянута в одном направлении, позволяла посадку с двух сторон, промах допускался незначительный. Нас считали уже боевыми лётчиками, задания стали давать серьёзнее, посылали работать на территорию, занятую противником…».

Много пришлось Ивану Зудилову потрудиться в октябре 1941 года. Защищая дальние подступы к советской столице, он по нескольку раз в день вылетал на разведку, не раз смело бросал самолет на штурмовку позиций и техники врага.

Так, днём 4 октября, возвращаясь с боевого задания во главе звена, под Можайском Зудилов заметил 16 вражеских бомбардировщиков Ju-88, летевших в сторону фронта. Хотя горючее и патроны были на исходе, он решительно атаковал врага. В его сторону противник открыл огонь трассирующими пулями. Казалось, вот-вот «ястребок» будет захлёстнут многоцветными трассами, несущими гибель. Однако это не остановило Зудилова. Приблизившись к ведущему «Юнкерсу», он несколькими очередями сбил его.

** Только за 8 вылетов Зудилов поджег 150 автомашин, вывел из строя 4 зенитные установки и уничтожил более 500 солдат противника.

Так сражался с захватчиками отважный лётчик Иван Зудилов, и до середины февраля 1942 года лейтенант Иван Зудилов совершил 125 успешных боевых вылетов, лично уничтожил 9 самолётов противника и 3 сбил в группе. В тех жёстких боях Зудилов был дважды ранен, второй раз тяжело, он перестал слышать на одно ухо, но и тогда, не долечившись, он сбежал из госпиталя и продолжил воевать. Тогда-то позывным Ивана Зудилова и стало прозвище «Глухой».

Из наградного листа на лейтенанта Ивана Зудилова, которым командование представило летчика к званию Героя Советского Союза:

«В Великой Отечественной войне с германским фашизмом тов. Зудилов показал себя бесстрашным воздушным бойцом, до конца преданным делу Коммунистической партии и социалистической Родине.

За время военных действий тов. Зудилов сделал 125 боевых вылетов. Из них 29 боевых вылетов провел на разведку со штурмовкой на территории, занятой противником. Разведкой было установлено 5 вражеских аэродромов, на 2-х из которых (Шаталовском и Боровском) находилось ежедневно 10-15 самолётов, а иногда по 30 вражеских машин различных типов. Много раз устанавливал направление движения вражеских автоколонн с пехотой и грузами, колонн танков, скопление конницы и пехоты, точно указывал место нахождения немецких железнодорожных эшелонов. 3 раза доносил о построенных переправах неприятеля через реку Днепр под Смоленском.

Всего тов. Зудилов обнаружил и определил местонахождение более 20 автоколонн, 8 колонн пехоты, 9 железнодорожных эшелонов, 3 места скопления конницы. Каждый раз тов. Зудилов смело бросался на врага и атаковал его в воздухе, уничтожая огнём живую силу и технику противника.

23 августа 1941 года в районе Ельни было обнаружено до 50 автомашин с пехотой, а рядом 2-я колонна до 30 автомашин и до 75 мотоциклистов. Произведена штурмовка, результат: рассеяна пехота, уничтожено 20 автомашин с солдатами, 17 мотоциклистов.

20 сентября по дороге Труханово — Болтунино обнаружена автоколонна до 200 автомашин. Подожжено 10 автомашин. 24 сентября на Боровском аэродроме обнаружено 15 самолётов противника. Аэродром сфотографирован. На участке Смоленск — Починок замечено 2 железнодорожных эшелона. Вторичная разведка подтвердила данные.

28 сентября за Ельней обнаружена колонна автомашин и танков до 15 километров и 10 орудий, другая колонна мотомехчастей длиной до 25 километров. Численность установить не удалось. Третья автоколонна до 10 километров. В этой же разведке проштурмовал железнодорожный состав в 30 вагонов, поджёг 3 вагона, а в лесу у Добарища проштурмовал скопление пехоты и автомашин…

8 боевых вылетов произведено тов. Зудиловым на штурмовку войск и объектов противника. В результате подожжено 150 автомашин, выведены из строя 4 зенитных установки, расстреляно более 500 солдат и офицеров.

20 декабря в районе Малого Ярославца один штурмовал объекты фашистов. Уничтожены 2 автомашины, одна зенитная установка, зажёг дом и убил несколько солдат…

За подвиги, совершённые во славу нашей Родины, за смелость, отвагу и геройство, проявленные в боях с германским фашизмом, тов. Зудилов достоин высшей Правительственной награды и присвоения звания «Герой Советского Союза».

И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Зудилову Ивану Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Лётчик большого боевого опыта, мужества и отваги, освобождавший Беларусь

Именно такими словами начинался текст наградного листа на уже майора Ивана Зудилова к награждению его орденом Александра Невского. 

«Участвуя в боях за нашу Родину с первых дней Отечественной войны, майор Зудилов до июля 1943 года произвел 270 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 19 вражеских самолётов и еще 5 в составе группы. За эти боевые подвиги майор Зудилов награжден тремя орденами Красного Знамени и удостоен звания Героя Советского Союза».

Отличился Иван Сергеевич Зудилов и в боях за освобождение нашей Беларуси, вот краткое описание этих боевых эпизодов в белорусском небе:

** Командуя группой из 4-х Як-9 по прикрытию своих войск в районе города Рогачёва, вступил в бой с 8-ю немецкими истребителями. И в напряженном скоротечном бою четверка Зудилова сбила 5 немецких самолетов, из которых 2 сбил он лично.

** В районе населённого пункта Лиски, что в Речицком районе Гомельской области, майор Зудилов сбил немецкий самолёт-корректировщик, что было довольно непросто сделать.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59