Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Льгота по налогу на одну квартиру отменяется. Но не для всех

Льгота по налогу на одну квартиру отменяется. Но не для всех
Фото: Вячеслав Цуранов

Какие новшества в налоговом законодательстве появились с начала года МЛЫН.BY рассказал начальник инспекции МНС по Минской области Владимир Девойно.

– Что изменится в работе налоговых органов области в 2022 году?

– Реализация задач в этом году, как и в предыдущем, обеспечивается комплексным подходом в работе, начиная от информирования плательщиков о необходимости своевременной и полной уплаты налогов (сборов), оказания необходимой помощи в добровольном исполнении налоговых обязательств, предупреждения и профилактики ошибок и нарушений, до контроля за соблюдением законодательства.

В создании простых и удобных условий для добровольной уплаты налогов, функционировании системы налогового контроля и противодействия теневой экономике, максимально используется современные технологии, которые постоянно совершенствуется с дальнейшим переходом на полную цифровую организацию процессов администрирования.

Плательщики активно используют электронные сервисы налоговых органов. В 2021 году электронное взаимодействие с налоговыми органами осуществляли 61,8 тысяч субъектов хозяйствования, по состоянию на 1 января 2022 года 166,5 тысяч физических лиц подключены к электронному сервису «Личный кабинет плательщика». Также с 2022 года налоговые декларации в электронном виде будут представлять все коммерческие организации, в том числе микроорганизации. Индивидуальные предприниматели, не уплачивающие НДС, как и ранее вправе представлять налоговые декларации на бумаге.

– Расскажите, как формировался бюджет области в 2021 году?

– В прошлом году в консолидированный бюджет области поступило более пяти млрд. рублей налогов, сборов и неналоговых платежей. Более миллиона плательщиков участвовали в формировании доходов бюджета, в том числе 32,4 тысячи организаций, 46,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, 948 тысяч физических лиц. Платежи субъектов негосударственного сектора экономики составили 53,5 %, в том числе 2,3 % поступления от индивидуальных предпринимателей.

Наибольшую долю составляют поступления по подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль.

2021 год не стал исключением в росте количества плательщиков налогов. За счет физических лиц - плательщиков транспортного налога, который был введен с 2021 года, произошел их рост на 124 тысячи человек. Авансовый платеж по этому налогу был предъявлен 235 тысячам жителей области в 7,8 млн. рублей. 803 тысячи жителей области являются плательщиками налога на недвижимость и платежей за землю. Наибольшее их количество в Минском, Борисовском, Дзержинском, Смолевичском и Пуховичском районах. За 2021 год физическим лицам предъявлено 20,6 млн. рублей платежей на недвижимость и землю.

– Какие новшества в налоговом законодательстве появились с 1 января?

– Изменения в Налоговый кодекс направлены как на стимулирование деятельности субъектов хозяйствования, так и на соблюдение принципа равенства налогообложения, в том числе в виде повышения ставок налогов, расширения налоговой базы, выравнивания налоговой нагрузки.

В отношении юридических лиц наиболее значительное изменение, направленное на стимулирование деятельности субъектов хозяйствования – это увеличение размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль с 15 до 20 процентов по зданиям (сооружениям), с 30 до 40 процентов по машинам, оборудованию, транспортным средствам. Существенные изменения произошли в части налога при упрощенной системе налогообложения. Организации смогут применять этот режим при численности работников не более 50 человек, в 2021 году – 100 человек. Плательщики налога при УСН не вправе будут уплачивать НДС при реализации товаров. Ставка налога при УСН увеличена с 5 % до 6 %. Для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, установлен запрет на применение этого режима. ИП, оказывающие услуги в сферах туризма, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, компьютерного программирования, могут по-прежнему применять УСН еще в 2022 году. Запрет на применение ИП единого налога установлен в отношении общественного питания, дистанционной торговли, дополнительных жилищно-коммунальных услуг, деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, пассажирского речного транспорта, розничной торговли автомототранспортными средствами. Ставки единого налога увеличены исходя из доходности бизнеса.

– А что изменилось в налогообложении физических лиц?

Перечень видов деятельности, которые можно осуществлять без регистрации в качестве ИП и уплачивать налог по заявительному принципу, расширен на шесть видов и на сегодня их 38. Также увеличены ставки налога более, чем в два раза.

Ставка сбора при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма установлена за каждую агроэкоусадьбу (31 рубль за месяц). В 2021 году уплачивалось две базовые величины в год.

Что касается ремесленничества, здесь все стабильно. Перечень видов ремесленной деятельности не претерпел изменений. Незначительно увеличена ставка сбора с 58 до 62 рублей в год.

В 2021 году 5332 физических лиц задекларировали доходы, полученные в 2020 году.

С 2022 года исчисление земельного налога и налога на недвижимость будет производиться за истекший год. Ранее исчисление имущественных налогов производилось за текущий календарный год. Не позднее 15 ноября 2022 года будет уплачиваться авансовый платеж в размере 50% суммы налогов, оставшаяся часть – не позднее 15 ноября 2023 года. За 2023 год налоги будут уплачиваться в 2024 году не позднее 15 ноября.

Отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении одной квартиры, находящейся в собственности физического лица. В льготной категории остались пенсионеры по возрасту, дети до 18 лет, многодетные, инвалиды I и II группы и др., принадлежащая им одна квартира освобождается от налога на недвижимость в полном размере независимо от регистрации в такой квартире трудоспособных граждан.

– Как складывается контрольная работа налоговых органов?

– В контрольной работе, как в прошлом, так и в текущем году ориентир на использование мер профилактического и предупредительного характера. По-прежнему значительна роль дистанционного (камерального) контроля без вмешательства в хозяйственную деятельность плательщиков, а выбор объекта проверки направлен на риск-ориентированный подход. Контроль в первую очередь нацелен на пресечение схем ухода от налогообложения.

За 2021 год в адрес субъектов хозяйствования направлено почти 3,6 тысяч уведомлений об отклонениях в суммах налогов. В добровольном порядке был исчислено 64,6 млн. рублей, уменьшен НДС к возврату из бюджета в размере 16,2 млн. рублей.

– Какие схемы используют плательщики для неуплаты налогов?

– Зачастую это просто сокрытие наличной денежной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Результат – неполная уплата налогов в бюджет. Сокрытая выручка является источником финансирования для приобретения товаров за наличный расчет у контрагентов, которые пытаются скрыть доходы от налогообложения. Также сокрытая выручка – это источник для расчетов с гражданами, труд которых используется без оформления документов на трудоустройство либо с оплатой сверх размера официальной зарплаты. Оплата труда работников без уплаты подоходного налога – это негативный опыт, который еще использует ряд нанимателей. Предотвращение выплат так называемой заработной платы «в конвертах», нелегально, без оформления документов и уплаты подоходного налога находилось на постоянном контроле налоговых органов в 2021 году, и будет контролироваться в 2022 году.

В 2021 году деятельность в сфере агроэкотуризма осуществляло 1054 человека.

Устанавливаются и более сложные схемы ухода от налогообложения. К примеру, создаются множество субъектов, так называемое «дробление бизнеса», которое позволяет применять упрощенную систему налогообложения, в то же время при осуществлении деятельности одной организацией «без дробления» применение этого режима было бы невозможным. Устанавливаются факты подмены трудовых отношений путем регистрации работников в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог при упрощенной системе налогообложения по ставке 5% (действовавшей в прошлом году), а не подоходный налог в размере 13%. Используется механизм реорганизации, создания новых организаций для возможности применения налоговых льгот. Так, основной целью Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 является стимулирование создания и развития новых производств, рабочих мест на территории сельской местности. Вместе с тем, отдельные организации, подменяя понятия и цели Декрета № 6, использовали схему незаконного продления семилетнего периода использования льгот, путем создания новых организаций, фактически продолжающих ту же деятельность с использованием тех же производственных площадей и оборудования, труда тех же работников. Устанавливаются и факты необоснованного заявления плательщиками к возврату НДС из бюджета, путем документального оформления экспорта товаров незначительной стоимости и принятия к вычету в полном объеме сумм НДС по товарам, приобретение которых фактически не осуществлялось, принятия к вычету НДС по имуществу, которое фактически не поступало, использовалось в деятельности других организаций, а его приобретение оформлено лишь документально.

В 2021 году в области учтено 6710 ремесленников, их количество увеличилось на 1243 человека к 2020 году.

На постоянном контроле налоговых органов полнота уплаты налогов физическими лицам, информация о доходах и расходах физических лиц. В 2021 году у 462 граждан установлено превышение расходов над доходами, в результате чего предъявлен налог к уплате порядка 2,7 млн. руб. Уже начата кампания по декларированию доходов, полученных физическими лицами в 2021 году, налоговые декларации необходимо представить не позднее 31 марта, налог уплатить – не позднее 1 июня.

У налоговых органов достаточно источников и возможностей для выявления нарушений, но наша задача обеспечить полноту бюджета в первую очередь за счет добросовестного исполнения плательщиками своих налоговых обязательств и в 2021 году это 98,4 % от всех поступлений. Налоговые органы всегда готовы подсказать, разъяснить, предупредить и минимизировать возможные ошибки.