Работал на одной сцене с Никулиным. Канатоходец из Вилейки рассказал о закулисье цирка
Вилейчанин Валерий Сорокин — звезда советского цирка, легендарный канатоходец, чьи экстремальные и красочные номера были востребованы на многих цирковых аренах Советского Союза и мира.
— Цирк — это целый мир. Ты можешь выйти на работу с головной болью, без настроения, но когда начинает звучать твоя музыка — ты уже весь в работе и не важно, что было «до». Зритель ждет от тебя смелых трюков! — уверяет наш герой.
В 60-х годах прошлого столетия в Вилейку, где жил Валерий, приехал из Минского института физкультуры Виктор Андреевич Чкалов. Этот человек, влюбленный в акробатику, собрал местных мальчишек и вместе с ними под открытым небом построил дорожку для прыжков. Много проблем стояло перед молодым тренером: не было спортивного зала, не хватало инвентаря. Но, через несколько лет упорных тренировок команда акробатов города, в которую входил и Сорокин, выиграла первенство Республики.
— Я с детства был очень спортивным, — рассказывает Валерий Никитович, — и являюсь одним из первых выпускников вилейской школы акробатики. Моими учителями были знаменитые сегодня тренеры Виктор Барановский и Петр Зайцев, — вспоминает наш герой.
Затем была учеба в Минском институте физической культуры. Студент стал мастером спорта СССР, далее была армейская служба, выступление на крупных соревнованиях.
Валерий Сорокин дебютировал в 1974 году в Куйбышевском цирке, его пригласили в группу эквилибристов, работающих на вольностоящей лестнице.
— Меня пригласили в цирк, в программу Маргариты Назаровой, и я попал в ее коллектив, где работал на одной арене с Никулиным и Шуйдиновым. Мой первый учитель народный артист России, представитель известной цирковой династии Николай Голидзе, который, ещё будучи мальчишкой, выступал перед самим царем как участник циркового балагана.
Так и началась жизнь циркового артиста, в которой поездки по стране сменились гастролями в международных программах за рубежом.
Свой путь на профессиональную арену цирка вилейчанин Валерий Сорокин начал в 1974 году.
— Меня взяли в жанр вольностоящие лестницы — когда на незакрепленную лестницу ты поднимаешься с двумя девушками на плечах. В 1983 году госцирк предоставил мне сольный номер, который я выпустил к концу года, и он был с рекордным трюком — проходом на ходулях по канату. Я был единственным солистом на канате советского цирка. Свои номера я режиссировал сам.
Валерий Сорокин с 1985 года является членом Союза театральных деятелей. Он дружил и дружен со многими видными культурными деятелями Беларуси.
В 1983 году Свердловский цирк, где выступал наш герой, стал базовым, то есть получил право выпускать новые номера. И мужчина готовил к выпуску свой первый трюк.
Его рекордный трюк называется «Шпрунг-канат (трос, натянутый на высоте пяти метров при помощи резиновых амортизаторов), по которому канатоходец Валерий Сорокин шел на титановых ходулях высотой 1 м 40 см. На них со внутренней стороны были сделаны штыри, благодаря которым артист мог «поиграть на нервах» изумленной публики. Он поднимался выше, а затем, резко срываясь вниз, в итоге удерживался на канате. Этот трюк является единственным и уникальным.
— Да, мороженое зрители переставали уплетать в момент исполнения этого трюка, — с улыбкой отмечает наш собеседник.
Артист всегда гордится тем, что не списывает с кого-то и повторяет, а сам придумывает номера. А это значит, что он творчески мыслит.
— В советское время на такие вещи не было авторства. Мой трюк был широко известен. Насколько я знаю, похожий трюк в 2005 запатентовал китайский акробат-канатоходец. Но это было уже спустя 20 лет после меня, и ходули были не высокие.
— Сам Борис Николаевич Ельцин мне грамоту вручал. Он тогда был первым секретарем Обкома города Свердловска, — рассказывает Валерий.
Для того чтобы приготовить новый номер, нужно было решить массу разнообразных вопросов, начиная от проектирования и изготовления реквизита, заканчивая шитьем костюмов. Трудились над воплощением задумки в жизнь люди самых разных профессий: рабочие, техники-конструкторы, композиторы, хореограф и так далее. На помощь прибыли специально режиссер и репетитор.
— Сценические костюмы для меня шила жена, — демонстрирует нам эффектные наряды, инкрустированные стразами, артист цирка.
Хорошая подготовка — залог успешного номера
— Были такие элементы, которые не всегда идеально получались на репетициях. Но в момент выступления на арене от накала эмоций возникал кураж, то состояние, когда ты берешь от публики ее энергию и делаешь все на 100 из 100, — говорит Валерий.
Кроме успешной карьеры канатоходца, Валерий Сорокин успел освоить и другие интересные творческие профессиональные роли. Учась на вечернем в нархозе, он работал начальником радиостанции ЦК ДОСААФ БССР и был самым молодым среди коллег, но с хорошей школой связи. Во время службы в разведотряде морской пехоты он закончил две школы радиосвязи. Окончил факультет режиссуры Института культуры. Работал режиссером в столичном цирке «Шапито», в управлении культуры и олимпийском комитете города, а также министерстве спорта. Делал лучшие постановки варьете в Минске.
В мечтах мужчины всегда было открытие школы канатоходцев в Вилейке, хотелось передать свое мастерство молодежи. Школа так и не случилась, зато несколько лет подряд Валерий Сорокин вел цирковую студию в Вилейском колледже для учащихся.
— Я умел тестировать пацанов. Мог безошибочно определить, кого можно научить жонглировать, а кого — другому цирковому мастерству. Ведь от природы человеку дано многое, только это надо рассмотреть. Подростки не зависали в телефонах, а стояли в очереди, чтобы получить шанс пройтись по канату, — поясняет наш собеседник.
И хоть было с десяток шансов по жизни у нашего героя остаться жить в любом уголке мира, его все равно всегда тянуло на родную землю. Валерий — увлеченный рыбак и охотник. Кстати, и познакомилась корреспондент «Минской правды» с ним на льду Вилейского водохранилища.
Первым в своем роде вилейчанин Валерий Сорокин оставался на протяжении всей своей цирковой карьеры. И, глядя на его энергию и увлеченность цирковым искусством, не возникает ни малейшего сомнения во всем услышанном сегодня во время нашей встречи.