Меню
Голас Любаншчыны

Семейное воспитание и потребительский патриотизм: ключевые ценности для будущего поколения

магазин семья
Фото: из открытых источников, пресс-служба Президента

Да, именно так. Я нисколько не преувеличиваю, говорю это «не для красного словца». В свое время практически полное отсутствие потребительского патриотизма стало одним из решающих факторов развала Советского Союза.

Александр Григорьевич Лукашенко всегда очень тонко чувствует политическую ситуацию и весьма своевременно реагирует на таковую. На днях Президент провел совещание по вопросам образования, на которое были приглашены ректоры ВУЗов. Было поднято немало актуальных тем, в том числе и вопрос воспитания потребительского патриотизма:

— Одеться наша молодежь хочет ух как. Я, Президент, и то так не одеваюсь, как некоторые обычные молодые люди. Называют эти импортные бренды и прочее… Я о таких не слышал, а если и слышал, так только за имя там бешеные деньги платят. Наши нормально уже шьют, нет, надо так. Зачем тебе эта тряпка?

Все верно — ни добавить, ни прибавить. Потребительский патриотизм должен в образовании и воспитании молодежи занимать важное место. Но только усилиями государства здесь не справиться. Отношение к товарам отечественного производства, прежде всего, в семье закладывает основы потребительского патриотизма.

Есть чем гордиться?

Скажу честно, потребительский патриотизм у меня появился чуть более 20 лет назад, когда я переехал в Беларусь. Сегодня процентов 80 одежды, что я ношу, белорусского производства. Дома у меня качественная, красивая и надежная белорусская мебель. А белорусские продукты у меня всегда вызывают восторг.

Люблю делать подарки друзьям. Нередко в Россию и Казахстан отправляю белорусские конфеты, изделия из льна. Друзья всегда восхищаются качеством белорусских продуктов и товаров. Помню, когда длительно находился в Санкт-Петербурге, каждый день посещал магазин белорусских товаров. При этом были случаи, когда попадались подделки. Они нередко встречаются и в России, и в Казахстане, раньше их было немало на Украине. Это тоже своего рода признак уважения к белорусским товарам. Нам действительно есть, чем гордиться. И белорусские товары по соотношению цены и качества превосходят многие зарубежные аналоги.

С жиру бесятся?

Беларусь — свободная страна свободных людей. Мы не можем навязывать людям, какие товары им покупать. Но во всем должна быть культура, показателем которой является чувство меры. А ведь нередко бывает так: избалованный родителями ребенок, еще не заработав ни копейки, требует и получает какие-то импортные брендовые вещи, но при этом еще и смеет цинично критиковать все белорусское. Именно такие, на мой взгляд, и составляют основу разного рода «цветных революций». Ведь сегодняшние «революции» на постсоветском пространстве вызваны в основном какими-то прихотями, а не необходимостью. Одно дело, когда голодные, доведенные до отчаяния люди идут на протесты. Другое, когда откормленные маменькины сынки в брендовых шмотках требуют вхождения в Евросоюз и еще каких-то «перемен» от скуки. Все начинается с малого, с потери чувства меры, с той самой «зажранности».

Неуважение к своим товарам развалило страну

Как говаривал герой Булгакова, разруха — в головах. Именно с этого и начинается разрушение государства. До сих пор отдающий болью в сердце пример — развал Советского Союза. Практически полное отсутствие потребительского патриотизма стало одним из факторов уничтожении государства. Надо признать, что у социалистической модели производства и торговли были свои минусы. Особенно проблемные вопросы проявились после того, как Хрущев уничтожил частные подворья и колхозные рынки. В основном задача производителя сводилась к отчетам по выполнению плана. Вследствие этого снижалось качество: многие помнят синих кур и водянистое молоко. Но дело не только в этом. Политика внешней торговли, продиктованная благими намерениями, не учитывала политические последствия. Весь импорт закупался через внешнеторговые государственные структуры. И был высочайший контроль качества. Поэтому все импортное, попадавшее в СССР, была на высоте. В итоге постепенно в обществе появилось поклонение перед всем импортным и это было на руку врагам, которые планомерно начали создавать идеальный образ западной жизни. Но в СССР производилось и много товаров высокого качества. К сожалению, был дефицит и многие товары было не просто купить. И лучшие товары шли на экспорт. Тем не менее, в школе нам пытались прививать потребительский патриотизм.

Идеологические диверсии

Еще мы не будем уделять должное внимание воспитанию потребительского патриотизма, то наши враги проведут обратную работу. Это тоже было в СССР. К охаиванию и оплевыванию всего советского подключилась целая шайка разного рода говорунов. И в их авангарде выползли те, кого люди любили и слушали — сатирики. Особенно отличились Петросян и Жванецкий. Они с особым цинизмом выставляли все советское, как самое глупое, нелепое, ненужное, безобразное. У нас тоже есть те, кто системно и планомерно охаивает все белорусское, пытаясь подтолкнуть людей к фетишизму перед всем западным. Не буду называть имена и фамилии — недостойны. Но надеюсь, что ими займутся компетентные товарищи.

Конечно, после слов Президента встрепенулись покрытые пылью забвения инфопомойки, базирующиеся в Польше и Литве. Например, прозападная азербайджанская платформа опубликовала пасквиль под заголовком «Лукашенко запретил молодежи Беларуси одеваться лучше, чем он».

Главное воспитание — в семье

Как бы мы не старались бороться за подрастающее поколение, какие бы государственные программы не принимали, главным останется семейное воспитание. У меня трое детей. Я никогда не «читал им мораль», никогда никого не наказывал физически. Но часто разговариваю предельно честно и откровенно. А главное — стараюсь быть примером. Я понимаю, что, если я буду говорить, к примеру, о потребительском патриотизме, но сам буду одеваться только в импортное, мои дети меня заподозрят в лицемерии и, самое страшное, могут воспринять такую модель как пример, образец для себя.

Говорю искренне — я всегда доволен, а порой и восхищаюсь белорусскими товарами. Помню, сын был еще маленький, мы пошли в очередной раз за продуктами. Я положил в корзину какие-то конфеты, Стасик достал их и говорит: «Папа, зачем ты это взял, наши конфеты — самые лучшие, а эти заграничные, нужно всегда белорусское покупать!»

В тот день я понял, что смог ненавязчиво заложить в сердце ребенка тот самый потребительский патриотизм.

P.S. Не хочу, чтобы мой искренний призыв к потребительскому патриотизму воспринимался, как проявление квасного патриотизма. Это два разных понятия. Но для того, чтобы нам сохранить то, что имеем, нужно учиться уважать себя, любить свою семью, свою землю и с благодарностью принимать дары этой земли.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59