Бунт работников Wildberries в России. Разбираемся в причинах
Сотрудники собственных пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейса Wildberries объявили о планах бастовать с 15 марта. Так работники протестуют против введенной с 3 марта новой системы штрафов. В компании уверяют, что пункты выдачи работают в стандартном режиме. Тем не менее прокуратура затеяла проверку маркетплейса.
«С 15 марта работа ПВЗ Wildberries будет ограничена. Мы выйдем на работу, чтоб не нарушать условия трудовых договоров, но выдача товаров покупателям производиться не будет», — сообщил один из организаторов Telegram-чата MEGA Бунт, который объединил более 11,5 тыс. сотрудников ПВЗ маркетплейса. Акцию планируют проводить по всей России.
Ряд Telegram-каналов публикует фотографии закрытых пунктов выдачи и сообщения о готовящейся забастовке. Так, по данным местных СМИ, некоторые ПВЗ в Санкт-Петербурге уже прекратили работу.
Против чего взбунтовались
Сотрудники ПВЗ протестуют против введенной компанией новой системы штрафов.
Руководство Wildberries 3 марта на конференц-колле объявило своим сотрудникам, что с этого дня с сотрудника ПВЗ будет удерживаться 100% стоимости вещи, если покупатель возвращает ее по одобренному браку или подмененную вещь. Тогда представитель компании пояснил, что по результатам анализа подмены, порчи товаров и возвратов по браку некий внутренний алгоритм заключил, что в 98% случаев виноват работник пункта выдачи. Оспорить это решение будет невозможно, предупредили в Wildberries.
«Услышанное повергло нас в шок», — рассказали сотрудники ПВЗ. По их словам, товар могут украсть или подменить на складе, у перевозчика, на сортировочном центре, а иногда даже сам поставщик может не доложить что-то в посылку. «А виноваты почему-то мы», — сетуют работники.
Кроме того, протестующие заявляют, что при отправке на склад бракованного товара нет гарантий, что его изымут из оборота, а значит, со штрафами могут вновь столкнуться другие держатели пунктов выдачи.
Выставлять штрафы стали в тот же день, причем у некоторых сотрудников ПВЗ их размер доходил до 500 тыс. рублей. В понедельник, 13 марта, в личные кабинеты работников пришло уведомление, что при наличии долга они не смогут выводить свои деньги из системы, пишет издание со ссылкой на скриншоты этих сообщений.
Требования сотрудников
Владельцы ПВЗ Wildberries выдвинули свои требования, главное из которых исключить удержания с пунктов выдачи за возвраты товара и его брак, а также подтверждать повреждения сразу при приемке, фиксируя на видео.
Среди других требований митингующих: снижение штрафов за видеонаблюдение и отсутствие пакетов минимум в 10 раз, так как штраф в 100 тыс. не оправдан; убрать привязку рейтинга ПВЗ к рейтингу региона, потому что каждый пункт несет ответственность за качество обслуживания и введение гибкого графика и расчетного времени приемки товаров в зависимости от их объема.
Также владельцы ПВЗ просят усилить контроль за перевозками товара и снабдить камерами фургоны и ввести контроль за логистикой коробок с товарами на возврат от пункта выдачи до склада, включая момент приемки на складе.
Ответ Wildberries
Несмотря на всю очевидность скандальной ситуации, руководство компании пытается сохранить лицо и утверждает, что информация о забастовках и митингах является фейковой, не соответствует действительности и в компании нет проблем.
В пресс-службе Wildberries заявили, что «информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о «забастовках» не соответствует действительности». «Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме», — заверили в компании.
При этом Генпрокуратура дала поручение прокуратуре Московской области проверить сведения о нарушении трудовых прав работников интернет-магазина Wildberries.
Во вторник у центрального офиса Wildberries собрались несколько десятков собственников ПВЗ с требованием к руководству выйти и поговорить — но двери им так и не открыли.
Wildberries ответил по-другому — ввел новый штраф: 100 тысяч рублей за распространение «недостоверной или подстрекающей к противоправным действиям информации». По факту недовольным собственникам ПВЗ пригрозили штрафом просто за участие в этой акции. А в среду утром, 15 марта, телеграм-каналы сообщили, что площадка начала увольнять сотрудников, участвовавших в демарше, и разрывать отношения с партнерами, которые присоединились к бойкоту.
Позднее в компании это косвенно подтвердили:
«С «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности. Были закрыты несколько таких пунктов, из них мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям».