Как Беларусь завоевывает мировые рынки тракторами — политолог раскрыл секреты
Пока одни страны пугают мир крылатыми ракетами, другие — покоряют джинсами, мы завоевываем мировые рынки тракторами. Это образно. Трактор ведь не просто единица техники, трактор — это смысл. Пахарь, который перепахивает землю. Их «абрамсы» тоже перепахивают землю, но именно за нашими «Беларусамі» тянется шлейф жизни. Урожай — залог сытой жизни.
Трактор стал одним из символов нашей страны. И послевоенного возрождения, и интенсивной индустриализации. Теперь и в будущее мы въезжаем на тракторе. Беспилотном. Можно много говорить о перспективных точках роста, но самое осязаемое развитие экономики — в промышленности.
Испытания на прочность
Промышленность — это лицо Беларуси. Десятки тысяч работающих, градообразующие предприятия, имидж страны и наши компетенции. Слишком много показателей, чтобы промышленности просто быть составляющей экономики. В 90-е, когда меняли сознание людей, обманом призывали к дикому рынку, с молотка могли уйти целые отрасли. Страна бы попала под внешнее управление, люди бы обнищали.
С Беларусью так не вышло. Мы остались индустриальной страной, причем экспортно ориентированной. С одной стороны, это плюс и гордость за страну: мы производим, а не потребляем. Развитая промышленность — это факт интеллектуального развития страны. С другой стороны, отсутствие природных металлов, постоянная необходимость конкурировать с большими странами. И как раз санкции и показали, что мы можем еще больше. А надо еще. Ибо если сегодня прогуляешь, завтра уже будет поздно. Хорошо, что есть Президент, который умеет стимулировать, используя разные методы.
Большой разговор о промышленности
Этого дня ждали все. Директорат предприятий, управленческая вертикаль, да каждый, кто занят в цехах. Собрали всех, от кого зависит развитие нашей промышленности. Три сотни человек. Эта встреча стала исторической. А темп задал Президент.
«Правительство докладывает, что в целом Министерство промышленности последние несколько лет обеспечивает стабильный рост объемов производства. За три года приросли почти на 40%. Есть результат и в прошлом году. Промышленной продукции произведено почти на Br30 млрд, темп роста почти 113%», — отметил Президент. Но есть «но». Глава государства задал неудобные вопросы: «Что с другими промышленными гигантами? Почему сократились объемы выпуска холодильников, тракторов, погрузчиков, двигателей? Более чем на четверть просел «Бобруйскагромаш». Только на 12% в 2023 году был загружен Минский подшипниковый завод, — заметил Президент. — Мы имеем многолетний опыт работы в станкостроении — важнейшей отрасли в любой индустриальной экономике. А сегодня какая ситуация здесь? Где использование современных технологий, таких как искусственный интеллект, роботизация? А ведь именно они обеспечивают высокую точность и производительность в обработке материалов, экономию ресурсов, снижение затрат и качество продукции».
В целом если бы эти предприятия не были под защитой государства, то судьба бы их была печальной. А так придется работать — Президент своих не бросает. Но от своих Президент и требует.
Битва за рынки: ближе сделать даже далекие, не потерять близкие
Выпускать — можем, продавать — не всегда получается. В последние годы, с одной стороны, рост экспортных поставок, с другой — вынужденный уход с западных рынков. В 2023 году отрасль выдала рекордный за последнее десятилетие экспорт — $6,5 млрд. Прирост к уровню 2022 года — почти полмиллиарда, или около 8%. Причем экспорт стабильно увеличивается три года подряд. Несмотря на то, что граница внешнего рынка для экспортно ориентированной открытой белорусской экономики заметно сузилась.
Грамотная реакция Президента на всеобщую пандемийную истерику сохранила здоровье нашей промышленности. От нее и закрылись западные «партнеры». Но зато перед Лукашенко открыты объятия стран Глобального Юга. И Президент потребовал: «Почему после всех проведенных переговоров на высшем уровне мы не работаем с Экваториальной Гвинеей? Очевидно же, нужно идти дальше, расширять сотрудничество. И понимать, что наша стратегическая задача — создание совместных сборочных производств белорусской техники в опорных странах. Ключевая цель сегодня — диверсификация экспорта. Все, что требуется от меня для этого, принимается незамедлительно. Созданы необходимые условия, и вам нужно как можно активнее использовать меры финансовой поддержки белорусского экспорта».
Сейчас битва за сырье и рынки сбыта. И то, и то есть в Африке. Это огромный потенциальный рынок сбыта. Это настолько важно, что политические потери в Африке отражаются на театре европейской политики. Западные политики это понимают, а наши управленцы еще думают. Пока надо брать не объемами, а выстраивать мосты доверия. Чтобы политические договоренности не покрылись пылью забвения.
Успешным шествием нашего всепогодного партнера по рынкам постсоветского пространства наши промышленники прикрывают свою неповоротливость в союзных локациях.
«Мне докладывают, что сегодня отечественная продукция уступает аналогам как по цене, так и качеству. По цене еще объяснимо. Но почему по качеству? Экспорт белорусских тракторов в 2023 году сократился на 18%. Доля наших тракторов в российском импорте снизилась до минимальных за последнее десятилетие 10,5%, грузовых автомобилей — до 6%», — привел данные статистики Александр Лукашенко. — Объемы экспорта холодильников и морозильников, еще вчера востребованных, сократились почти в два раза. Что мешает продавать продукцию? Китай, Индия и прочее — так вы привыкайте к конкуренции. Конкуренция будет только усиливаться. Дошли до того, что систематически возникают простои, а людей отправляют в вынужденные отпуска. Мы теряем рынок. Почему?»
90% экспорта уходит в Россию. Уже стали традицией почти еженедельные встречи с губернаторами российских регионов. Самые дальние субъекты Российской Федерации стали ближе во всех смыслах. Политическая воля есть. Теперь надо показать промышленникам свой профессионализм.
Владимир Путин анонсировал, что до 2030 года субъекты федерации должны получить около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Деньги на это предусмотрены. «Задача белорусской промышленности — подключиться и обеспечить не менее 30% требуемых объемов. Это наша ниша. Нужно только засучить рукава, работать, — указал путь глава государства. — Те времена, когда за забор выбросил трактор и автомобиль и тут пришли люди, стоящие в очереди, и забрали их или купили ваш трактор, давным-давно закончились».
К слову, в России создадут восемь белорусских мультибрендовых центров в городах-миллионниках — это опорные точки наших товаров. Второй этап — сервисные центры. Доступ на рынки России — это такое алаверды от Кремля за интерес к российским углеводородам. Но чтобы быть великим и самодостаточным, в том числе в промышленности, государствам необходимо создавать союзные предприятия. Такая инициатива Беларуси. Компетенции у нас есть.
Производство средств производства
Стратегическая задача от Президента — технологический суверенитет. А это средства производства, станки, робототехника. «Проекты по достижению технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Перед правительством Президент поставил задачу — проработать и сформировать долгосрочный, как минимум до конца этого десятилетия, заказ от российских партнеров на высокотехнологичную продукцию.
Это раньше мы были сборочным цехом всего СССР. Молодцы, сохранили и приумножили. Теперь надо переходить на новый технологический уклад. А для этого необходимы и свое ПО, и своя конструкторская школа. Профессионалов надо растить, их надо беречь. Пришло время качественного отношения к выполнению задач. Тогда и материальное поощрение будет качественным. Время повторить Японию.
Глобальные тренды требуют постоянного развития, региональная турбулентность — силы выдержать испытания: экономические санкции и политическое давление. Но наша промышленность выстояла. Есть за что сказать спасибо. Но праздновать рано. Задачи поставлены. Поручения озвучены. Беларусь продолжит покорять мир на тракторах. Промышленность — это фронт.
Мы не сможем конкурировать с ширпотребом и объемами. Надо подниматься на другой уровень. Премиальный сегмент прибыльнее. Знак качества есть, его надо присуждать. Что называется, промышленные революции уже были. Теперь время эволюции в промышленности.
Факты:
- У Беларуси есть договоренности о поставках свыше 3 тыс. тракторов, 80 комбайнов и 30 самосвалов в Зимбабве. Более 150 тракторов — в Тоголезскую Республику.
- В 2024 году планируются поставки техники в Никарагуа, Вьетнам, Иран и Пакистан.