Тайна экспоната. Кто нарисовал карандашами на простыне портрет военного?
Мы продолжаем рассказывать вам о Великой Отечественной войне через историю необычных музейных экспонатов. Эти портреты, сделанные на простой самотканой простыне, — вещи уникальные. Их пока нельзя увидеть даже в Слуцком краеведческом музее, ведь рисунки только-только передали в дар местные жители. Теперь над ними будут «колдовать» научные работники, исследовать, приводить в надлежащий вид. Поэтому читатели «МП» будут первыми, кто сможет познакомиться с новыми экспонатами и узнать их удивительную историю.
Со старых портретов на нас глядят двое. Он — бравый военный с гордым взглядом и многочисленными наградами на груди. Она — красивая молодая женщина с милой, доброй улыбкой. Это Варфоломей Иванович и Анна Петровна Чичковы. Их портреты, которые были написаны во время Великой Отечественной войны неизвестным художником, в дар Слуцкому краеведческому музею передали потомки — внучка Татьяна Шаталова, правнучка Анна и праправнук Владимир.
— Дедушка и бабушка познакомились в 1929 году, вскоре поженились, у них родились дочь Надежда и сын Владимир. Жили счастливо, дружно. Бабушка растила детей, дедушка служил в конной бригаде в Слуцке. А потом началась Финская война, Варфоломея Ивановича отправили туда. После окончания военной операции к нему в Финляндию переехала семья. Там их и застала Вторая мировая, — рассказывает Татьяна Шаталова.
Семьи военных из Финляндии стали эвакуировать в ближайший советский город — Ленинград. Но теща Варфоломея Чичкова сказала, как отрезала: поеду только на Родину к зятю. И ее вместе с дочерью и двумя маленькими детьми перевезли на Могилевщину. Это решение оказалось жизненно важным, ведь многие семьи военных, уехавшие в Ленинград, не смогли пережить ужасов блокады. На территории оккупированной Беларуси жить тоже было нелегко: голод, тяжелая работа и постоянный страх.
— Жизнь в деревне для них была очень сложная. Ведь они очень отличались от сельчан. Особенно выделялись дети. Местные жители подсказали бабушке, чтоб она повязывала им на головы косыночки, как у деревенских ребятишек, — рассказывает Татьяна Шаталова. — Если бы немцы распознали в них городских жителей, то поняли бы, что они вероятнее всего семья военного. С такими не церемонились: прилюдно расстреливали или вешали.
Пока Анна Чичкова вместе с детьми переживала тяготы оккупации, ее муж Варфоломей сражался на фронте в составе танковых войск. Он участвовал в Курской битве, Орловской наступательной операции, освобождении блокадного Ленинграда, в боях за Польшу и Чехословакию. Дважды был тяжело ранен. В первый раз во время танкового боя — сильно ударился головой, получил серьезную травму верхнего неба. Второй — после взрыва в блиндаже. Варфоломея Чичкова полностью завалило землей, торчал лишь край шинели. Благодаря этому его и удалось отыскать медсестре.
— У дедушки была сильная контузия, тремор по всему телу. Он очень долго был в госпитале. А после ему дали небольшой отпуск. Это было после освобождения Беларуси в 1944-м, — отмечает Татьяна Шаталова.
И Варфоломей Чичков отправился к родным. После ранения передвигался он с трудом, поэтому вместе с ним поехал адъютант. Тот оказался талантливым художником. Впечатленный непростой историей белорусского военного, он решил написать его портреты. Работал, как мог: холстом стала обычная самотканая простынь, а вместо красок использовал карандаши. Эти скромные портреты стали настоящей семейной реликвией. После возвращения Варфоломея Чичкова на фронт они были символом скорой Победы для его семьи. Они же оставались постоянным напоминанием о тяжелых 40-х годах уже после войны. Картины всегда висели на видном месте в доме у Чичковых. Сначала на Могилевщине, потом у родственников в деревне Василинки Слуцкого района, куда переехала семья в 1945-м, а после и в своей собственной хате в деревне Бокшицы.
— Очень жаль, что мы не знаем имени художника. На одном из портретов сохранилась подпись «И. Арцис». Но что это — полное имя, сокращенное или вообще псевдоним? Пытались найти хоть какую-то информацию, но ничего не получилось, — разводит руками Татьяна Шаталова.
Кстати, с наступлением 9 мая 1945-го война для Варфоломея Чичкова не закончилась. После Победы он еще долго боролся в Карпатах со скрывающимися там участниками «Организации украинских националистов», так называемыми «бандеровцами». Эта военная операция тоже унесла немало жизней советских солдат. Но Варфоломей Иванович уцелел. Вернулся домой он в 1946-м. И по просьбе жены уволился из армии, сменил военную форму на железнодорожную.
— О войне дедушка не любил вспоминать. Но всегда плакал, когда смотрел киноэпопею Юрия Озерова «Освобождение». Говорил, что это самый честный и правдивый фильм о том времени, — вспоминает Татьяна Шаталова.
Не стало Варфоломея Чичкова в 1974 году: сказались старые раны. Но и дети, и внуки, и правнуки бережно хранили в доме его портреты, написанные неизвестным художником. А в этом году, в 80-летнюю годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, решили передать картины в Слуцкий краеведческий музей. Чтобы они были не только достоянием семьи, но и всей Случчины. Так что в скором времени военный зал пополнится новыми удивительными экспонатами.