Зачем администрация Байдена пошла на эскалацию торговой войны с Китаем
14 мая после рассмотрения этого вопроса на протяжении очень длительного времени администрация президента США объявила о введении более строгих ограничительных мер в отношении китайского импорта на общую сумму в 18 млрд. долларов. Ограничительные меры коснутся электромобилей китайского производства, ввозная пошлина на которые увеличится почти в четыре раза, с 7,5 до 25% от стоимости увеличится пошлина на литий-ионные аккумуляторные батареи, в два раза (до 50%) увеличатся пошлины на полупроводники и солнечные панели, а редкоземельные металлы, импорт которых вообще не облагался ввозной пошлиной, теперь будут облагаться по ставке в 25%. Скорее всего, предлагаемые меры не будут окончательными, поскольку они начнут действовать только через три месяца, на протяжении которых американские власти будут отслеживать ответные меры со стороны Китая.
Официальное заявление Белого дома по этому поводу гласит, что ожидаемой целью вводимых мер является стремление побудить Китай «отказаться от его несправедливой торговой практики в отношении трансфера технологий, интеллектуальной собственности и инноваций», а также защитить американский рынок от потенциального наплыва китайских электромобилей, что может радикально повлиять на американскую автомобильную промышленность, которая имеет особое значение для американской индустрии в целом.
Американцы выдвинули в качестве основного аргумента для повышения таможенных тарифов наличие в Китае так называемых избыточных производственных мощностей, которые возникли благодаря государственному субсидированию, что является, по их мнению, нерыночным механизмом, повлекшим за собой нарушение правил честной конкуренции. По этому самому поводу еще в октябре прошлого года начал свое собственное расследование Евросоюз, на рынке которого кратно увеличилось количество китайских электромобилей. В связи с этим Еврокомиссия планировала введение новых таможенных тарифов на китайские электрокары «для компенсации госсубсидий и выравнивания конкурентного поля».
Почему же американцы сконцентрировали свое внимание именно на отрасли, связанной с «зеленой энергетикой»? Экономическая причина абсолютно ясна: не допустить дешевые и качественные китайские электромобили, аккумуляторы и солнечные панели на американский рынок. Вторая причина, — стремление американцев не допустить торговой войны в других секторах, что может вызвать негативные последствия для американской экономики в целом. Это означает, что тотальная торговая война с Китаем американцам не выгодна.
В Европейском Союзе будут пристально наблюдать за эскалацией американско-китайской торговой войны, продолжая проводить расследование. Вполне естественно, что в случае, если со стороны Китая не последует болезненных для США ответных мер, Еврокомиссия может пойти на аналогичные американским меры.
Только в самом Евросоюзе подобное развитие событий устраивает далеко не всех. Так, например, руководство германских автоконцернов Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz заявляет, что планируемые ограничительные меры нанесут ущерб планам ЕС, касающихся «зеленого перехода», не говоря о риске ответных мер.
В Пекине, как и ожидалось, мгновенно отреагировали на меры, которые готовы применить американцы. В заявлении министерства иностранных дел КНР было сказано, что они воспринимаются как «нарушение правил ВТО» и «нанесут большой ущерб безопасности и стабильности глобального производства и цепочек поставок». Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь на брифинге для журналистов 15 мая отметил, что «КНР примет все необходимые меры для защиты своих прав и интересов».
Необходимо также отметить, что решение о повышении тарифов администрацией Байдена, над чем она раздумывала на протяжении четырех лет, созрело на фоне президентской избирательной гонки, в ходе которой демократы демонстрируют отличие своих подходов к торгово-экономическим отношениям с Китаем от существовавших во время президентства Дональда Трампа. Последний всегда был сторонником эскалации торговой войны, а Байден, как видим, поступает точно также, но увеличивает таможенные тарифы менее радикально. Так Джо Байден пытается придать новый импульс своей избирательной кампании, продолжая разыгрывать «китайскую карту», демонстрируя при этом, что его администрация хоть что-то предпринимает для борьбы с экономической экспансией Поднебесной.