О работе на БЕЛДЖИ изнутри: почему появилась «сверхурочка»?
С момента открытия БЕЛДЖИ минуло почти четыре года. Продажи машин этой марки с каждым годом увеличиваются — по итогам прошлого Atlas вошел в тройку наиболее популярных авто в нашей стране. Сегодня белорусские машины раскупают, как говорится, с колес. Чтобы удовлетворить спрос, работникам завода приходится задерживаться на работе и выходить в выходные дни. МЛЫН.BY поговорил с сотрудниками завода об их отношении к «сверхурочке» и оплате за этот труд.
«За 30 минут простоя мы можем потерять 7 автомобилей на выходе»
Сергей Угрюмов работает на БЕЛДЖИ с самого открытия. Несмотря на то, что парень получил высшее инженерное образование в сельскохозяйственной академии, начинал обычным слесарем механосборочных работ. Говорит, по-другому попасть на это предприятие не получилось бы.
— У китайцев немного другая специфика набора работников. На образование они смотрят потом. Самое главное — себя зарекомендовать, показать, что ты способный. Могут поставить мастером и без высшего образования, — объясняет парень. — Да и вообще, работать здесь очень хотелось. Должность не имела принципиального значения. Ведь такого производства у нас в Беларуси еще не было. Изучал с нуля оборудование и знакомился с новым автомобилем. Было интересно все! Даже купил себе в 2015 году Джили. Машина радует. Езжу до сих пор.
Парень шутит, что их здесь называют первопроходцами. Им приходилось осваивать производство с нуля, вместе с китайскими коллегами. Каждый работник «БЕЛДЖИ» знает хотя бы пару слов на китайском языке. Ведь многие из них проходили стажировку на заводе Geely в Китае — Сергей был в составе первой группы.
— Самое сложное для меня, да и для многих здесь, это привыкнуть к жесткой дисциплине. Такой, наверное, нет больше ни на одном белорусском предприятии. Это исходит от китайских коллег. Ведь у них как? Если китайцу сказали, он будет делать! Для них распоряжение руководства как заповедь, — рассказывает об отношении к работе иностранных коллег Сергей. — У нас другой менталитет — мы любим делать по-своему, находить лазейки.
К новому режиму Сергей привык быстро. Не раз ездил на стажировки в Китай. И сегодня уже работает ведущим инженером механиком по оборудованию цеха сборки. А это значит, что все оборудование цеха сборки и участка предпродажной подготовки закреплено за Сергеем.
— Здесь очень много высокотехнологического оборудования: роботы, заправочные станции, самоходные тележки, да и сам конвейер. Соответственно, нужны специалисты по их обслуживанию, наладке. У нас в стране, если не ошибаюсь, даже нигде такому и не учат. Поэтому мне приходилось несколько раз выезжать на стажировку.
Не так давно на заводе проводили модернизацию. Да-да. Мы не ошиблись. Хоть завод и новый, но, когда снимается с производства старая модель машины, конвейер нужно модернизировать.
— И здесь у нас было два варианта. Либо приезжают китайские специалисты и все монтируют, делают оснастку. Либо делаем это мы. Наше руководство было уверено, что мы справимся. Так и получилось — все сделали сами, — с гордостью рассказывает Сергей. — На этой неделе уже стартовало серийное производство первой партии новой модели Atlas Pro. Есть особая гордость, что в этом во многом наша заслуга.
Сейчас полигон завода практически пустует. Все машины сразу отправляются к заказчикам. Руководство добавляет — даже не успевают удовлетворять весь спрос. Поэтому работы у заводчан прибавилось значительно. Они понимают, что от этого зависит не только развитие самого предприятия, а и их зарплата. Поэтому многим приходится задерживаться на работе и даже выходить в выходные дни.
— У меня без вариантов. Вы поймите, я задерживаюсь на работе всегда — это специфика моей должности, — добавляет Сергей. — Мало того, что идет конвейерное производство. Мы должны постоянно следить за оборудованием, чтобы оно работало безотказно. Ведь даже за 30 минут простоя мы можем потерять минимум 7 автомобилей на выходе. Соответственно, если на линии какой-то сбой — все должно устраниться как можно быстрее. Еще в наши обязанности входит и обслуживание оборудование. А это можно сделать лишь в выходные, когда оно не работает. Поэтому многие наши сотрудники работают по графику «два через два».
Сергей добавляет, что за все переработки здесь платят по двойному тарифу:
— Никто за бесплатно не остается. Это в Китае другая система. У них есть план производства, сменность заданий. К примеру, нужно им выдать 200 машин в смену. И если они этого не выполняют (допустим, оборудование сломалось) — домой никто не уходит. Им привозят поесть, и они продолжают работать. Причем за это им никто не доплатит.
Заместитель директора по идеологической работе, кадрам, социальным вопросам БЕЛДЖИ Татьяна Юркина: «Для того, чтобы человек вышел на работу в выходной день или задержался после окончания рабочего дня — нужно его согласие. Если человек не хочет — заставить никто не имеет права. Но при приеме на работу всех уведомляем — специфика предприятия такова, что возможно привлечение к работе и сверхурочно».
«Был на разных заводах, по сравнению с нашим — там армия»
На БЕЛДЖИ Илья Журанков также попал еще задолго до официального его открытия. Работает здесь уже 7 лет. В этом году парень получил звание «Лучший по профессии в Борисовском районе». Он, как и Сергей, в числе лучших работников завода. Их фотографии на доске почета.
— На заводе я с самого начала — работал еще в старом цеху на площадях «Автогидроусилителя», — вспоминает парень. — Начинал слесарем механосборочных работ. Уже потом построили новый завод. Уже здесь прошел все ступеньки. И сегодня я уже мастер. Сюда стремятся: работать здесь престижно. Поскольку завод новый, оборудование новое. Работать гораздо легче. Многие процессы автоматизированы, работники не таскают тяжести, за них это делают роботы. А в цеху сварки большую часть сварочных работ выполняют 32 машины. Можно овладеть современными технологиями. Но есть и специфика конвейерного производства, то есть здесь все должны работать в цикле. Это довольно трудная работа, но интересная.
Илья рассказывает, что сейчас они начали серийное производство еще одной новой модели.
— Думаю, купить себе такую машину. Но позже. Сейчас в приоритете квартира: семья растет. Хотим купить себе больше, — делится планами парень.
Илья также, как и Сергей, не раз ездил на обучение в Китай:
— Был на разных заводах, по сравнению с нашим — там армия. У них жесткая дисциплина, никто без дела не сидит. Даже если ты выполнил свою работу досрочно — идешь на помощь к соседу. А если ты просто сидишь, уволят сразу, без разговоров. У нас Трудовой кодекс, море прав у работника, социальных гарантий. Если ты некачественно выполняешь свои обязанности, тебя, прежде чем уволят, сто раз предупредят, будут проводить беседы. И то многие ноют, вечно чем-то недовольны. Там только оступился — остался без работы.
На вопрос о зарплате Илья ответил, что хорошие деньги имеет лишь тот работник, который действительно работает на совесть.
— Здесь дают возможность заработать, — говорит Илья. — За все переработки доплачивают в двойном размере. Есть стимул. Если человек хочет получить двойную заплату — он получит. Сами понимаете, все в наших руках. Радует, что «стремящихся» у нас больше. Поэтому, мы и на коне. Когда многие производства в условиях ковида простаивали — мы наращивали объемы. Сработали на отлично, вывели в свет новые модели. Сейчас выходим на три тысячи машин в месяц. Многие наши конкуренты, которые пока обходят нас по продажам, распродают остатки со складов, а это не гарантирует, что покупатель найдет там лучшее предложение для себя. Выбор у них ограничен как по комплектациям, так и по цвету. А Geely предлагает весь свой модельный ряд с максимально широким выбором комплектаций. Поэтому в будущее мы смотрим с оптимизмом.