Меню

Что делали на территории Беларуси «борцы за независимость», культ которых возродила Польша

Что делали на территории Беларуси «борцы за независимость», культ которых возродила Польша
Фото: из открытых источников

Сегодня ситуация на планете без преувеличения является крайне взрывоопасной. Мир выходит на порог своего очередного передела. Западная политическая камарилья во главе с вашингтонским дедом прекрасно понимает, что их диктату приходит конец, но уступить по-хорошему, конечно же, не желает и не может.

С целью сохранения однополярного мира политический истеблишмент коллективного Запада попытался навязать человечеству новую несправедливую мафиозную модель инклюзивного капитализма. Однако данная инициатива финансовых воротил не могла быть поддержана развивающимися странами, в первую очередь такими, как Китай и Россия. А значит у глобального капитала остался лишь один единственный вариант решения вопроса сохранения собственной власти — путь насилия и войны. В своей агонии международный капитал готов пойти на все, в том числе и превратить мир в руины. В Европе уже удалось создать очаг напряженности. Такие же попытки не прекращаются и в Азии, и в тихоокеанском регионе.

Но вернемся в Европу. Как и в начале прошлого столетия, коллективный Запад использует в своих интересах самые реакционные силы. Потворствуя возрождению нацистской идеологии, официальные Вашингтон и Брюссель развязали широкомасштабную кампанию по переписыванию истории и пересмотру итогов Второй мировой войны. Полным ходом идет ползучая нацификация европейских политических элит, результатом которой стали запрет символов Победы в Великой Отечественной войне, уголовное преследование граждан за попытки отдать дань памяти тем, кто ценою своих жизней спас целые народы от уничтожения гитлеровской Германией и ее союзниками, а также оголтелая русофобия — современная форма нацизма, объявленная мейнстримом западной политики.

Против потомков победителей выступают потомки нацистов и пособников военных преступников, страшные злодеяния которых в отношении мирного населения были признаны Международным военным трибуналом в Нюрнберге преступлениями против человечности.

Сегодня одной из таких стран, которые активно возрождают нацизм, является Польша, руководство которой насаждает культ тех «борцов за независимость», которые запятнали себя сотрудничеством с нацистами и военными преступлениями против мирных жителей. В частности, героями называются бойцы «Свентокшиской бригады» Народове силы збройне, сотрудничавшей с Гестапо и отступившей вместе с нацистами в 1945 году на территорию Германии.

Также польским государством культивируется почитание головорезов Армии Крайовой, так называемых «проклятых солдат». В 2011 году официальная Варшава учредила 1 марта как День памяти «отверженных солдат». Кстати, «проклятыми» или «отверженными» их называют, полагая, что от «героев независимого подполья» отреклось руководство Польской Народной Республики. По мнению националистов, польские спецслужбы вместе с советскими органами уничтожали тех, кто боролся за «польскую идею». Боролись последние, правда, странными для героев методами: населению они запомнились исключительно казнями, террором и погромами.

Именно так действовал один из отрядов Армии Крайовой под командованием Ромуальда Райса по кличке «Бурый», ставший сегодня иконой для польских праворадикалов. В частности, в 1946 году эти «патриоты» совершили массовое убийство 79 белорусов на польском Подляшье — лишь из-за их белорусского происхождения, православного вероисповедания и приверженности левым идеям. Не лишним будет напомнить, что Ромуальд Райс отдал приказ об уничтожении 60 белорусских деревень, в том числе о сожжении живьем жителей деревни Залешаны. Теперь же там, где «отверженные» творили свои злодеяния, польские националисты проводят марши в память палачей.

Еще один из главарей антикоммунистического бандподполья Юзеф Кураш с кличкой «Огонь» печально известен преступлениями против евреев, русинов и словацкого населения в Подгалье. Словацкий Институт национальной памяти считает его военным преступником.

Подчеркну, наиболее одиозных главарей отрядов Армии Крайовой считают своими врагами все народы, живущие рядом с поляками. Вот еще несколько имен — Антоний Хеда (кличка «Серый»), который безжалостно убивал украинцев, Зигмунт Шендзеляж (кличка «Лупашка»), который уничтожал литовцев. А сегодня всем этим убийцам отдают в Польше почести как героям.

райс
Ромуальд Райс по кличке «Бурый»

Следует отметить, что Армия Крайова была сформирована в 1942 году для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и получала указания от так называемого польского эмигрантского правительства в Лондоне. С 1943 года ряд командиров Армии Крайовой начал вступать в связь с гитлеровцами и проводить вместе с ними карательные операции против партизан. Официально подобное польским эмигрантским правительством осуждалось, однако секретные указания главного командования требовали продолжать борьбу с советской властью.

На фоне всех этих агрессивных нацистских проявлений Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Следует особо подчеркнуть, что в геноциде мирного населения принимали участие коллаборационистские формирования, состоящие не только из местных националистов, но и из националистов Латвии, Литвы и Украины, а также бойцы польского бандформирования «Армия Крайова».

В ходе расследования по данному делу всплывает все больше и больше фактов совершения преступлений против населения Беларуси. Общее количество погибших от рук польских карателей не сосчитать до сих пор. Например, только в Барановичской области в 1943 — 1944 годах ими было уничтожено почти 6 тысяч мирных жителей! Подразделения Армии Крайовой не только убивали людей, но и ставили под сомнение нашу территориальную целостность, право белорусов на самоопределение. Польские националисты грезили о восстановлении того самого «польского» периода, когда население нашей страны было вынуждено жить в нищете и работать на пана за копейки, а за попытки говорить на родном языке могло с легкостью попасть в тюрьму.

При этом тема польского террора на территории Беларуси является одной из самых малоизвестных страниц в истории Второй мировой войны. Широкой общественности сегодня мало что известно о многолетней кровавой бойне, которую вели на белорусской земле польские националисты из Армии Крайовой против местных патриотов и мирного населения. Конечно, нельзя сказать, что об этом вообще ничего не упоминалось. Однако та информация, которая появлялась в печати, давала неполную картину. Как и в случае с Украинской Повстанческой Армией (УПА) и бандеровцами, тема террора, проводимого Армией Крайовой против мирного населения, а также многочисленные факты нападений и убийств белорусских партизан и советских военнослужащих, неоднократные факты взаимодействия аковцев с немцами, не предавались огласке. В первую очередь это было связано с нежеланием обострять отношения между белорусами и поляками в силу приверженности принципам интернационализма и дружбы народов.

Но сегодня, когда во многих западных странах, в том числе и в Польше, Победа советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне объявлена вне закона, массово разрушаются памятники освободителям, а героями провозглашаются убийцы и палачи, мы, наследники поколения Победителей, обязаны взять на себя обязательство защищать историческую память о самоотверженной борьбе народов СССР с германскими нацистами, говорить правду о преступлениях, которые совершали на нашей земле те, кто сегодня выступает в роли наших «учителей демократии», разоблачать исторические фейки, выявлять адептов и приспешников фашизма. И нынешний Год исторической памяти — это хороший повод еще раз акцентировать внимание на том, что ни при каких обстоятельствах не стоит забывать.

Надо понимать, что в глазах белорусского народа не могут быть героями те, кто с 1944-го по 1954 год прятался с оружием в наших лесах. И не только прятался…

Военный, партизан, председатель колхоза, учитель, сельский советник, доктор, киномеханик, член семьи непонравившегося человека мог погибнуть от руки аковца без всякой причины. Белорусские деревни терроризировали всего лишь потому, что их население состояло в колхозах.

Мы не претендуем на широкомасштабное научное исследование по данной теме. Наша главная цель — показать некоторые факты деятельности Армии Крайовой на территории Белоруссии, рассказать о ставших известными трагических страницах нашей истории.

На сегодняшний день следственная группа Генеральной прокуратуры в ходе производства по уголовному делу о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период расследует более 280 эпизодов преступлений, совершенных участниками Армии Крайовой на территории современных Волковысского, Вороновского, Зельвенского, Ивьевского, Лидского, Мостовского, Новогрудского, Ошмянского и Щучинского районов. Установлены свыше 800 человек, погибших от рук «белополяков».

Так, прокуратура Гродненской области совместно с редакцией газеты «Гродзенская праўда» обнародовали свидетельства того, что пришлось пережить населению гродненских земель в середине прошлого века.

Приведем некоторые убедительные факты о совершенных палачами Армии Крайовой преступлениях на территории БССР.

Летом 1947 года были зверски убиты молодые учителя супруги Иосиф и Софья Каминские из деревни Великая Весь (ныне Великое Село) Василишковского сельсовета. Их расстрелял И. Малюкевич (кличка Яшемб) и еще один неизвестный. Об этой расправе во время допроса в 1949 году рассказал Зыгмунт Олехнович (кличка Гром), в том же году осужденный к 25 годам лишения свободы.

Старожилы Великого Села помнят, как после войны в деревне появился учитель Каминский. Приехал он из Витебской области. Здания школы тогда в деревне не было, учились по домам. Каминский хотел организовать настоящую школу и добился того, чтобы в Великое Село перевезли под школу просторный пустующий дом из Тальмовщины, хозяин которого уехал в Польшу.

Вот что рассказывает жительница деревни Великое Село С. Седлер (допрошена в качестве свидетеля в 2021 году): «В 1947 году в нашей деревне появились молодые учителя. Сначала Иосиф Каминский один квартировался в доме моей матери, а когда образовалась молодая семья, супруга переехала к нему. Мне тогда было всего три года, потому события воспроизвожу со слов мамы. Каминские вместе прожили буквально две недели. Однажды летней ночью к ним в окно постучали. Послышался звон разбитого стекла. И крик Сони.

Мама в тот момент тоже находилась дома, лежала с нами на кровати. Убийцы вошли, накрыли ей лицо покрывалом, обозвав нецензурным словом и сказав: «Лежи, не то убьем тебя и твоих детей». После убийства Каминских эти люди ушли, а мама вывела нас из дома, и мы за кустом сирени просидели до утра…»

Еще одним из фактов преступных злодеяний аковцев на белорусской земле является деятельность банды Остоя (он же Стоян — Боемир Творжаньский), который возглавлял соединение Армии Крайовой «Запад» после гибели предыдущего командира соединения Яна Пивника (Понуры). Соединение действовало в Щучинском, Мостовском, Василишковском районах. После войны Творжаньский проживал в Польше.

Согласно материалам архивного уголовного дела, в ночь с 29 на 30 июня 1944 года члены подразделения Остоя, сформированного из бывших немецких полицейских, ворвались в дома сельчан деревни Заболоть и близлежащих деревень Радунского, ныне Вороновского, района и арестовали около 30 мирных жителей. Их конвоировали в Василишковский район к хутору Острово возле деревни Глиничи, где устроили «суд»: четырнадцать человек приговорили к расстрелу, остальных — к телесным наказаниям. Председателем «суда» и одновременно командиром отряда жандармерии в подразделении Остоя был поручик Витек, приговор оглашал именно он.

В расстреле в числе других участвовал Станислав Вольский, который связывал руки жертвам и совместно с неустановленным жандармом отводил людей по двое в лес. Трупы 14 расстрелянных сельчан закопали в общую яму. Остальные были избиты шомполами, а у женщин еще и острижены волосы. Так аковцы поступали с теми женщинами, которые были заподозренны ими в сотрудничестве с советскими партизанами либо органами советской власти.

В Лидском и соседних районах бесчинствовало соединение «Юг» Армии Крайовой. Возглавлял его уроженец Лиды Чеслав Зайончковский (Рагнер). Он чрезвычайно активно вел борьбу против советских партизан. Штаб соединения находился в деревне Тобало Нетеченского сельсовета.

Из обзора заместителя начальника Белорусского штаба партизанского движения Ганенко «О польских националистических военных формированиях на территории временно оккупированных районов Белоруссии», направленного в ЦК КП(б)Б 25 мая 1944 (Национальный архив Республики Беларусь, цитируемый обзор приобщен к уголовному делу):

«Лидский округ польских нацформирований, по сведениям от 16.4.44, охватывает своим влиянием Лидский, Жолудокский, Вороновский, Ивьевский, Василишский, Щучинский и Рожанский районы. В последних действуют 4 вооруженные группы, численный состав и структура которых не установлены. Окружной комендант — некто Ренер. Штаб его дислоцируется в двух местах: оперативные отделы и службы в д. Тобало, Лидского района, а хозотдел, материальная база — в имении Дитрики…. Руководство округа находится под влиянием партии «Гренадеров». В директиве, датированной 14.05.1943 и перехваченной партизанами, руководящий центр партии «Гренадеров» указывает, что цель легионеров — освобождение Белоруссии от немцев и большевиков, что каждый поляк должен знать: немец и белорус — враги польского народа… поляки должны любыми способами компрометировать белорусов перед немцами, добиваясь ареста белорусов — чтобы потери их были больше, чем у поляков. «Сживайтесь с партизанами, завоевывайте у них авторитет и доверие, а при удобном случае — убивайте их» — поучает подписавший эту директиву Ф.Дубинский (председатель законодательного отдела партии «Гренадеров» — Авт.)».

В этом же документе приводятся указания организации «Гренадеров», утвержденные 03.05.1943 на собрании в деревне Лугомовичи Ивьевского района:

«Так как немцы враждебно относятся к коммунистам, мы должны использовать это, называя коммунистами всех белорусских народных деятелей, которые всегда были и теперь являются серьезными врагами поляков. Пусть их бьют немцы, а мы будем… как бы проявлять сочувствие невинным жертвам. Белорусы никогда не смогут этого понять. Это народ темный, особенно политически… нужно собирать все факты, стараться их преувеличивать и даже выдумывать (только умело), приставить своих свидетелей, написать заявление в жандармерию. Через своих людей просить полицию и немцев жечь белорусские деревни под предлогом, что они помогают партизанам… Стараться помочь немцам задержать несколько советских партизан — в доказательство нашего сотрудничества с немцами. Только немного, иначе это может порвать нашу связь с партизанами…».

О военной активности Армии Крайовой в том же документе говорится, что в районе на юг от города Лиды легион численностью до 400 человек под командованием поручика Рагнера устраивает засады на партизан, ведет бои с партизанскими отрядами, грабит белорусское население. Боеприпасами легион снабжают немцы… Из этого же документа следует, что 24 и 25 февраля 1944 года легионеры сожгли деревни Турейск и Заборье Желудокского района, некоторых жителей этих деревень убили и ранили.

В белорусские леса в составе ударного кадрового батальона Армии Крайовой в марте 1944 года прибыл Анатолий Радивоник, он же Олех, он же Отец, он же Старый, уроженец Волковысского района. Он принимал участие в операции «Остра Брама» с целью единоличного завладения территориями Литовской ССР.

Банда Олеха

Под командованием Олеха действовало одно из самых жестоких аковских формирований на территории Западной Белоруссии — так называемый «Обвод 49/76», оставивший документально зафиксированный кровавый след во многих местах Гродненщины. С 1945 года по июнь 1949 года на территории Лидского, Желудокского, Щучинского, Василишковского, Вороновского и Радунского районов этим обводом совершены свыше сотни преступлений в отношении местного населения. Одной из причин, почему Олеху удавалось так долго оставаться неуловимым, послужила избранная им тактика постоянных скрытых перемещений с одного места на другое.

От рук банды Олеха в 1947 году погибли оперуполномоченный и участковый Василишковского райотдела милиции, а также житель деревни Песковцы Ясюкайтис. В 1948 году убиты депутат Новодворского сельсовета Хомич, учительница Пурвина, колхозник Будько, работник министерства заготовок Тарасов, неизвестные представители советской власти из Гродно, семья Федосевич из пяти человек. На совести террористической группы — массовое убийство в деревне Куверки Щучинского района и многие другие преступления…

Преступления и зверства бандитов-аковцев тщательно задокументированы: десять лет террора, мучений и слез длилась террористическая деятельность Армии Крайовой на территории Белорусской ССР. И те факты, которые нашли отражение здесь, в этой статье, это только малая толика из огромного объема архивных материалов, которые еще предстоит изучить и проанализировать.

Без сомнения, послевоенная деятельность Армии Крайовой — это попытка польских шовинистов вернуть Западной Белоруссии статус «крэсы всходне» и возродить Речь Посполитую от моря до моря. Сегодня идейные наследники пилсудчины также бредят имперскими мечтами. И для того, чтобы не ошибиться в оценках событий сегодняшних дней, нам нужно хорошо знать историю.

А Год исторической памяти вдвойне обязывает нас отстаивать историческую правду, исходя из национальных интересов суверенного белорусского государства. Мы должны воспитать нашу молодежь таким образом, чтобы она знала истинную правду.

Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела Республики Беларусь.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59