Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Профессия учитель. Рассказываем, почему педагоги-бриллианты остаются работать в сельских школах

Профессия учитель. Рассказываем, почему педагоги-бриллианты остаются работать в сельских школах
Фото: фото автора

Надежда Васильевна Павленко могла стать врачом, если бы после оконченного с отличием медколледжа поступила учиться в Медицинский универстит. Могла бы стать успешным экономистом-менеджером, если бы, окончив Академию управления, выбрала это поприще. Но она решила стать учителем биологии и поэтому своей настоящей almamater считает биофак БГУ, после окончания которого пришла работать в Барсуковскую среднюю школу. Этот человек во всех отношениях грамотный, очень организованный и одновременно творческий, мог бы преуспеть в любой сфере, зарабатывать большие деньги… Но она выбрала школу…

— Надежда Васильевна, почему, имея столько образований и будучи городским жителем вы выбрали сельскую школу?

— Вы знаете, мне иногда кажется, что моя профессия сама меня выбрала. Бабушка с детства твердила: «Будешь, Надюша, учителем». А я сопротивлялась, говорила, что буду врачом. Потом, во время учебы в Жодинской гимназии, Жаннета Викторовна Защепко просто влюбила меня в биологию. Глядя на нее, и я хотела стать учителем. И все же решила стать медиком. Со второго курса подрабатывала на скорой, погружалась в профессию. Закончила колледж с отличием, но для дальнейшей учебы выбрала биологический факультет БГУ. Я хотела стать учителем. Окончила и пришла в Барсуковскую школу. Меня здесь приняли очень тепло, был у меня замечательный наставник Поджарова Елена Петровна. Мы ходили на уроки друг к другу. Я училась у нее педагогическому мастерству, а ее исключительно конструктивная критика очень помогла мне в профессии. Пришла я работать педагогом-организатором и одновременно вела биологию. И вот плотно работая с детьми, пытаясь понять, раскрыть их, я поняла, что это именно та работа, которая заставляет сердце биться чаще, которая приносит радость…  Потом я полностью перешла на часы, а позднее, уже выйдя из декретного отпуска, стала работать заместителем директора по учебной работе…

Почему сельская школа? Да потому что мы все здесь одна большая семья. И педагоги, и ученики, и родители.

— У Вас, довольно молодого завуча, уже высшая категория. Как Вы успели?

— Понимаете, когда агитируешь коллег постарше сдавать на категорию, то как-то неловко не пройти этот пусть сначала самой. Ведь сказать или обязать легче, чем сделать… Я не затягивала, выдерживала положенные два года и постепенно сдавала все квалификационные экзамены.

— За хлопотами завуча есть время на любимый предмет?

— Есть. И это моя отдушина. Я преподаю биологию в старших классах, но постоянно работаю и с младшими школьниками. Вот присматриваюсь к детям, замечаю у них искорку интереса, и начинается у нас работа. Есть у нас в младших классах Гордей Муравьев, у которого проявился интерес к предмету «Человек и мир». А вы знаете, какой самый заветный и желанный кабинет у пытливых малышей? Конечно, кабинет химии. Пошли мы с ним в класс, показала ему пару опытов, рассказала несколько интересных фактов, и вижу — загорелся мальчик, интересно ему. Так он стал заниматься исследовательской деятельностью. Сначала изучали с ним яйцо, потом он стал выращивать топинамбур.   Вот уже второй год подряд Гордей завоевывает дипломы первой степени на областном конкурсе «Я исследователь». 

Маленькие дети очень открыты, эмоции у них неподдельные. И если ты сможешь в них разжечь искорку интереса, то это увлечение, горение предметом можно поддерживать на протяжении всех школьных лет.

Земля как вдохновение

— Вы являетесь автором областного проекта с очень содержательным названием «Сопровождение профессионального самоопределения учащихся профильных групп аграрной направленности на основе взаимодействия учреждений образования и сельскохозяйственных предприятий». Этот проект реализуется на базе вашей школы. Такая работа, безусловно, предполагает погружение в агрономию, животноводство. Это очень большой пласт работы, и при этом ведь заинтересовать детей надо. Не очень-то современные школьники мечтают о работе на сельхозпредприятии…

— Сельские дети знают, что такое земля. Поэтому я считаю, что любовь к работе на земле можно и нужно прививать именно в сельской школе. Этот проект реализуется у нас уже 3 года, и все ребята из аграрных классов у нас поступают в профильные вузы: в Горецкую сельскохозяйственную академию, Гродненский аграрный университет, в Ветеринарную академию в Витебске и Белорусский аграрно-технический университет в Минске.  В этом году аграрный класс у нас закончили 6 человек, и теперь выпускники Барсуковской школы есть в каждом из этих учебных заведений. Наши первые выпускники-аграрии сейчас перешли на четвертый курс. Когда они приходят в школу уже будучи студентами я вижу, что они не пожалели. Когда они рассказывают о своей учебе, мне иногда кажется, что я готова пойти учиться вместе с ними.

— А в чем особенность занятий в аграрном классе?

— Помимо уроков, у ребят есть выездные практические занятия. Нам повезло: наши соседи — предприятие «ЖодиноАгроПлемЭлита». Это базовое хозяйство научно-практического центра Академии наук по животноводству. Здесь претворяются в жизнь новейшие разработки по животноводству и кормопроизводству. Занятия для ребят проводят и ветврачи, и агрономы. Есть возможность понаблюдать, задать вопросы.

— Наверное, вузы вам благодарны за таких подготовленных студентов?

— Да, нам приходят очень хорошие отзывы о ребятах.  Кроме того, Горецкая академия, куда полностью ушел наш первый выпуск аграрного класса, зовет нас поучаствовать в совместном экспериментальном проекте: хотим открыть на базе нашей школы ресурсный центр. Но здесь надо сказать спасибо управлению по образованию Смолевичского райисполкома, которое всегда поддерживает наши инициативы. Вместе с управлением мы организуем Смолевичскую районную коуч-сессию «Я в аграрии иду!». На ней преподаватели и студенты рассказывают об учебе, о специальностях, которые предлагают аграрные вузы. Что немаловажно, о предоставляемых льготах. Представление о работе на земле как «ферма и боты» давно устарело. Сейчас сельскохозяйственные вузы выпускают и  ветврачей, и специалистов по патологии растений, и ландшафтных дизайнеров.  И когда дети говорят «не пойду в аграрный вуз, хочу быть программистом», часто отвечаю: «Программистов много, и со временем этот ажиотаж и спадет, а страну надо будет кормить всегда. Так что я считаю, что медицина, которая стоит на страже нашего здоровья, и аграрное дело, которое отвечает за нашу продовольственную безопасность, во все времена будут востребованы.

Главное — любить

И все-таки не все ваши выпускники выбирают аграрное поприще…

— Конечно. Все дети разные, и способности и склонности разные. Неважно, что они любят — главное любить их всех и принимать такими, какие они есть. Как и своего собственного ребенка. Наблюдаешь, стараешься рассмотреть, к чему горит их сердце.  Кому-то легко дается учеба, кто-то склонен к творчеству, кто-то тяготеет к спорту, кто-то мой первый помощник в школьном огороде.

У вас и грядки есть?

— А как же! И картофель, и морковь выращиваем. А вы посмотрите какая капуста у нас выросла. И савойская (кстати, самая лучшая для голубцов), и кольраби — всего у нас здесь четыре сорта.

На территории Барсуковской школы растут яблони груши, есть даже и грецкий орех, и лилии, и множество самых разных цветов, с которыми завуч и ее ученики «на ты». Очень красивая, ухоженная территория.

Кстати, дома у Надежды Васильевны 52 вида лилий, а недавно муж и отец исполнили ее мечту и подарили два улья с пчелами.

— Надежда Васильевна, скажите, вот вы очень активный и при этом глубокий человек. Вы можете вести и ведете за собой. Но ведь это и ответственность. И каждый раз, направляя ребенка, волнуешься… Была ли у вас возможность убедиться, что все сделали правильно?

— Вы знаете, да. Была у меня ученица Ольга Высоцкая (сейчас она Шевчик), которая хорошо училась, но была очень скромной и как-то избегала участия в школьных мероприятиях. Я присмотрелась, оказалось, очень способная девочка, склонная к науке. Но она еще себя не представляла в профессии. И я как-то спросила: «А может быть, ты хочешь стать врачом?» Сразу она испугалась: «Это же какая ответственность!»… Мы стали заниматься, она погрузилась в биологию, участвовала в олимпиадах, и спустя какое-то время сказала мне: «Буду поступать в медицинский». И поступила. Той зимой я заболела, пришлось вызвать врача на дом. Открываю дверь, а на пороге стоит моя Оля… В общем встреча была очень неожиданной и очень теплой.

— Получается, что через свой предмет вы находите путь к ребенку. Как у вас получается заинтересовать?

— Вы знаете, биология — это ведь про нас всех. Потому что это про жизнь.  Стоит показать, как пульс бьется, объяснить почему, ребенку становится интересно. А у меня сердце бьется чаще, когда у них глаза загораются, и им хочется узнавать больше и больше. Так что отдавать им своё время, свои умения, понимать их, верить в них доставляет мне огромную радость. И каждый раз, видя это, я вновь и вновь убеждаюсь: быть учителем — это мой путь. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59