Авторынки Беларуси и России растут, а что дальше?
Последние месяцы текущего года отмечены бурным ростом продаж новых автомобилей — все больше владельцев находят машины и в нашей стране, и в соседней Российской Федерации.
Особо показательным выдался июль — по данным Белорусской автомобильной ассоциации, в стране реализовано 4 763 легковых и легких коммерческих транспортных средства, что стало рекордом за последние три года. Российский же авторынок в прошлом месяце и вовсе поднялся на третье место в Европе — как сообщило аналитическое агентство «Автостат», россияне приобрели 136 221 авто (+42.4% к июлю 2023 года). Эксперты считают, что если тенденция будет усиливаться, то скоро в РБ будет продаваться около 9000 машин в месяц, а в РФ — около 150 000.
Вторичка в Беларуси переживает не лучшие времена — рост цен и переход покупателей в сегмент новых автомобилей не позволяют рынку автомобилей с пробегом расти, а в России же, напротив, в 2023 году подержанных машин было продано на 17% больше, чем годом ранее.
Получается, что авторынок Союзного Государства в целом продолжает раздуваться и кажется, что это процесс будет длиться вечно. Так ли это?
Море волнуется раз…
Конечно, строить прогнозы, особенно — в наше крайне сложное и переменчивое время, дело не благодарное, однако… На тему цикличности развития авторынка написано немало книг, научных диссертация и статей. Еще в начале XX века советский экономист Николай Кондратьев представил концепцию, описывающую чередование периодов подъема и спада экономики. Да, та теория касалась мировых процессов в целом, но автомобильная отрасль — одна из их основных составляющих. И работа ученого, (сегодня, как никогда) применима к ней.
По сути, авторынки РБ и РФ развиваются волнообразно, сейчас мы приближаемся к гребню волны — спрос на машины растет несмотря ни на что. Но этот процесс не будет бесконечным. И, так как экономики наших стран уже очень плотно интегрированы друг в друга, после достижения пика продаж последует общий закономерный спад. Разница только в том, что сначала начнет сдуваться российский рынок авто, а вслед за ним — белорусский.
По прогнозам аналитиков, 2024 год станет для бизнеса очень хорошим — РФ может перешагнуть планку в 1.5 млн проданных новых машин, а Беларусь — 60 000. Следующий — 2025 год — должен стать, если не случится никаких катастрофических изменений в мире, тоже неплохим для обеих стран. Но вот в среднесрочной перспективе положительных новостей может стать меньше.
Недавно исполнительный директор ассоциации РОАД (Ассоциация «Российские Автомобильные Дилеры») Игорь Чикин заявил журналистам, что из-за постоянного (и, заметим, значительного) роста цен к 2030 году 95% россиян не смогут позволить себе новый автомобиль и объем рынка уменьшится вдвое. А это значит, что через год-два после этого подобное может случиться и в Беларуси.
Штормить будет в ближайшие годы и сегмент автомобилей с пробегом двух стран — рост спроса на новые машины будет разворачивать многих покупателей в сторону подержанных, чем, естественно, воспользуются продавцы и также станут поднимать цены на свое железо. И цены эти вряд ли понравятся потребителям, которые начнут отказываться от покупки.
Как на все это отреагируют власти и бизнес — вопрос пока открытый. С одной стороны, растут ввозные пошлины, утилизационные сборы, деньги обесцениваются и всем нужно компенсировать свои расходы, чтобы выживать и развиваться. С другой — бесконечно задирать ценники невозможно: автомобили ведь — не товары первой необходимости и прайсы на них не получится переписывать в большую сторону всегда.
Ведущие экономисты Беларуси и России считают, что долго поддерживать на плаву авторынки стран поможет увеличение локализации производств, разработка специальных кредитных программ для покупателей, снижение издержек и создание для граждан условий, мотивирующих на постоянное обновление своих транспортных средств.
И все же вряд ли все усилия смогут держать волну спроса на подъеме бесконечно и падение в автомобильной сфере неминуемо. А реалии покажут — когда и насколько сильным оно будет.