Хулиганство либо шизофрения: политолог о нападении на школу в Челябинске
13-летний ученик школы был вооружен молотком, ножом и муляжом пистолета. В результате нападения его одноклассница оказалась в критическом состоянии с пробитой головой и порезом горла. От ударов молотком пострадала также учительница биологии и одноклассник. Предварительная версия — месть. Подросток пришел в школу расправиться с девочкой, которая в выходные измазала его косметикой, остальные над этим смеялись.
Школа, в которой произошло ЧП, коррекционная, многие ученики состояли на учете в ПДН (подразделение МВД по делам несовершеннолетних, белорусский вариант — ИДН. — Прим.). После нападения подросток пытался покончить с собой в туалете.
— В нашей практике было похожее нападение в школе №2 города Столбцы Минской области, в результате которого погибла учительница и ученик. В возрасте 13-15 лет, как правило, начинает проявляться шизофрения, активно идет половое созревание, гормональная перестройка организма и какие-то (ранее небольшие) отклонения психики в этом возрасте принимают опасные для окружающих формы, например, общая замкнутость и странности поведения переходят во внешнюю агрессию и нападения.
Чужая душа в этом плане по-прежнему потемки. Современный диагноз «шизофрения» — это такая сливная яма психиатрии, общая рамка для самых разных отклонений, которые могут сильно отличаться в разных случаях. Конкретно в этом случае известно только, что ранее ученик лежал в психбольнице, но вышел оттуда. Если сейчас проведут экспертизу и докажут, что он вменяемый, то мотив нападения переквалифицируют на хулиганский. Напомним, уголовная ответственность наступает с 14 лет, поэтому, грубо говоря, решается вопрос, где он проведет дальнейшую жизнь — в психбольнице либо спецшколе закрытого типа.
Могу сказать, что в случае Столбцов проверялись связи школьника с некими террористическими организациями, например, сообществами школьных расстрелов, колумбайнерами и т.п. Но мы пришли к выводу, что такие якобы связи в 90% случаев образуются после, а не до: возникают подражатели, ими создаются ложные страницы от лица нападавшего, пишутся какие-то тексты, манифесты и пр., так система «Колумайна» воспроизводит сама себя. В случае Челябинска можно было заметить, что в телеграм тоже сначала вбросили версию, что школьника завербовали террористы и предложили ему совершить теракт, но потом из СМИ ее убрали.
Но, к сожалению, бывает и такое. В нашей недавней практике был случай, когда студенты БНТУ состояли в группах, где обсуждалась террористическая деятельность, там им предложили сделать бомбу и взорвать. Такова примета нашего времени — тематические русскоязычные сообщества, где сидят потенциальные колумбайнеры и маргиналы, сейчас активно мониторят спецслужбы Украины, России и Беларуси. СБУ в данном случае ищут и инструктируют исполнителей, наши — пытаются превентивно отрабатывать угрозы, выявлять молодых людей, которые могут попасть в группу риска. Однако в случае Челябинска сомнительно, что там были украинцы, все указывает на бытовой конфликт и проблемы с психикой. Тем не менее, Украине сейчас выгодно брать любые теракты на себя, прямо ничего не подтверждая — как они это делают с любыми возгораниями и пожарами.
Что касается Челябинска, судя по всему, сейчас приняты стандартные меры — проверка ЧОПов и усиление общих мер безопасности в городе. Вместе с тем, в российских ЧОПах сейчас немало проблем — СВО выкачивает кадры из всех силовых структур РФ, поэтому хороший специалист явно не будет сидеть в школе на рамке; все такие объекты комплектуются по остаточному принципу. Учитывая, что в школу был пронесен муляж пистолета, никакого досмотра вообще не было, сумку ребенка даже не открывали.
В остальном ситуацию надо плотно держать следующие несколько дней, причем не только в Челябинске, а по всей России. Сейчас происходит осеннее обострение, а психи склонны повторять преступления, о которых они слышат в СМИ. Поэтому потенциально может быть целая цепочка нападений, а это, в свою очередь, подтвердит слухи, что теракты спланированы и управляются извне. Поэтому к происшествию надо отнестись максимально серьезно.