Меню

Блогер — не конкурент, а равнозначный участник информационного процесса

Создание Союзного медиахолдинга выходит на финишную прямую. Проект решения Высшего Госсовета по данному вопросу ожидается до конца этого года, как недавно заявил госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Предполагается переформатирование союзных СМИ, что должно повысить их эффективность. Об этом говорили и на международном форуме «История для будущего. Россия и Беларусь», прошедшем недавно в Минске. Хочу присоединить и свой голос к этому обсуждению.

Беларуси и России удалось создать уникальную форму объединения нового типа, каким является Союзное государство. И медиахолдинг может стать одним из опорных элементов объединения нашего инфопространства, испытательной площадкой для развития российско-белорусских СМИ в современных условиях.

Система организации СМИ на постсоветском пространстве переживает кризис начиная с 90-х. СМИ, как важнейший, серьезнейший государственный институт превратился по большому счету в самодеятельность. Пресса стала «свободной». Хочешь выжить, ищи рекламу или щедрых спонсоров. А как известно, кто да ет рекламу, тот и заказывает параметры печатной «свободы». В некоторой степени это относится к так называемым государственным СМИ: всем надо выживать. Так это работает и в США, и в Европе, с которых мы усиленно копировали всевозможные модели жизнеустройства.

Нам следует продолжать избавляться от этого «свободного» наследия. Мы же порой шарахаемся от полной свободы до жестко ограниченной, где пара десятков обозревателей и экспертов сосредотачивают в своих руках информационные нити. И сейчас зачастую процессом управляют «перестроечные» тезисы плюрализма и свободы прессы. Слово идеология по-прежнему пугает медиасообщество.

Советская пресса строилась на принципе: «Коллективный пропагандист, агитатор и организатор». Была госидеология, самоцензура и оставалось место для развлечения на страницах печатных изданий и телерадиовещания. Новая эпоха резко отбросила советский опыт, в том числе в системе организации СМИ.

 Мы живем в новых условиях информационной реальности. Помимо печатных СМИ и телерадиовещания появился параллельный инфопоток — блогосфера и социальные сети. Их активно впитывает молодежь, аудитория растет в геометрической прогрессии. До сих пор эта сфера не охвачена и не используется системно государством  на общее благо. Сейчас блогеры свободны как птицы и летят куда их нес ет ветер. А ведь на легких «новостишках» и незатейливых «постах» рождались лжеидеи, последствия которых мы видели в 2020 году в Беларуси. Телевидение и газеты по-прежнему занимают центральное место и никуда не денутся, как и устойчивый порог доверия к ним. Главный вопрос, как объединить эти два инфопотока. Проблема в том, что блогосфера разрозненна, существует сама по себе, выпадая из управляемого информационного процесса. Важный контент размывается и тонет в потоках информации, суждения разных авторов часто противоречат друг другу, все дальше уводя читателя от истины, запутывая его сознание. Единая политика четко прослеживается в государственных СМИ. В блогосфере полный хаос. Информация часто на грани фола, не откалибрована, нет редактуры, нет ответственности авторов. Благие точечные выпады сродни укусу комара. Вне системно функционировать любому не ангажированному Telegram-каналу крайне сложно, особенно если мы говорим о серьезной журналистике и патриотическом контенте. Бери и делай, бодро советуют некоторые маститые журналисты с экрана ТВ. Пробовали, знаем, разочарованно отвечают авторы с улицы. Когда твои усилия и твое дело бесперспективно и никому не нужно, теряется интерес и человек уходит с информационного поля боя. Но здесь мина замедленного действия, что наши конкуренты и противники всегда готовы воспользоваться этой ситуацией. Ведь у них внимание и средства всегда найдутся.

В интернете свои «авторитеты», свои железные правила, распорядок, прайсы. В этом океане информации можно удержаться только на солидном плавсредстве, а на них билеты давно раскуплены или распределены. Интернет — это система, а мы по большому счету на нее не влияем, не владеем ее устройством, механизмами продвижения ресурсов. На одном желании и личностном патриотизме далеко не уедешь. Проблема в том, что периферия и информационное ядро не связаны между собой и ощущают себя не соратниками, а конкурентами. К сожалению, до сих пор нет системы взаимодействия блогеров и СМИ, претендующих на формирование политики и общественного сознания. Есть единичные случаи, например, успешный опыт информационного агентства «Минская правда», где формируется внештатный актив и построена системная работа с параллельным инфопотоком. И этот опыт надо всячески развивать и поддерживать.

Безразличное, равнодушное отношение к блогосфере может привести к печальным последствиям в будущем. Но самое страшное, что эту, никем не охваченную, но пассионарную, творчески-активную массу могут взять в оборот деструктивные силы, как это было в 2020 году. Не исключено, что многие повернут свои перья, подогретые вражьими кураторами, снова против государства, власти и разумности жизни. Какие гарантии, что этого не произойдет? Все время рассчитывать на силовиков это слишком беспечно и опасно для общества.

съемка

Мы много говорим об особенностях нынешнего века. Но создается впечатление, что мы пока психологически не дозрели до понимания глубины этих особенностей. Для блогера (автора с улицы) важно ощущение причастности к общему делу, ощущение смысла его работы. Оппозиция в определенное время дарила такой смысл. Государство в то же время — нет, ограничиваясь пресс-конференциями, но для избранных журналистов. В этом была своя логика в период острого противостояния, но что сейчас мешает растить и увеличивать число союзников государственной линии. В блогосфере необходима система, которая из единого центра будет направлять, регулировать, контролировать, исправлять ошибки, а любые, даже незначительные СМИ, социальные сети будут работать в интересах государства, без принуждения, а по воле сердца. Получается, что, отказываясь от прежнего опыта, мы не видим современной специфики. Блогер — это не конкурент, не нахлебник, не назойливый проситель, он равноправный участник процесса, особенно в условиях гибридной войны. В силу обстоятельств патриотически настроенный блогер очень часто превращен в бомжа от журналистики. Блогосфера сегодня не должна быть на периферии, она уже в ядре системы по самые уши. Такова специфика новой информационной эпохи. Но что интересно: как раз издания, исповедующие рыночные принципы и нередко подконтрольные западным кураторам, по-прежнему опираются на творчество масс, внештатников, блогеров, втягивая их в свои сети и получая на свои страницы уникальную, эксклюзивную информацию.

Сравнивать блогерство и классическую журналистику несерьезно. Но некоторые авторы из народа — по сути, состоявшиеся журналисты, да и в талантливости и профессионализме порой не уступают своим аккредитованным коллегам. Речь не о том, чтобы принимать в журналистские ряды всех, кто пишет и кричит, что он патриот. К сожалению, в блогерской среде, как и в нашей жизни, полез чертополох. Появляются каналы с несметным числом «дутых» подписчиков. Это придает вес, авторитет, ставит планку. Даже с экрана ТВ уже призывают на нее равняться и к этой количественной планке стремиться. Если количество подписчиков станет критерием отбора, не проиграет ли дело? Накрутить подписчиков и просмотры не мудрено, есть множество интернет фокусов, дающих нужные цифры. Приписки, очковтирательство были в разных сферах во все времена. Стоит ли повторять ошибки и возводить «липу» в ранг критериев оценки. Как бы профанация, в этом случае, не проглотила здравые намерения.

Очень большой искус установить подобный критерий для вхождения автору (блогеру) в Союзный медиахолдинг. Не поскользнуться бы на подобных арбузных корках в новой структуре. Надо видеть людей, а не цифру. Отсечь огромный пласт талантливых авторов статистикой просмотров очень легко. Стоило бы рассмотреть в медиахолдинге возможность создания службы по работе с авторами социальных сетей, Telegram-каналов в целях создания актива из лиц, обладающих журналистским потенциалом и четкой позицией. Возможно проведение масштабного мониторинга среди патриотических сообществ, основателей, авторов Telegram-каналов и прочих неклассических информационных институтов. В любом случае, с блогерами надо работать, обучать, направлять, но не в ущерб творческой индивидуальности и стилю. Уверен, что медиапустоты заполнятся очень быстро и свежая кровь вольется в ряды профессионалов, несущих на своих плечах непомерную ношу.

Союзный медиахолдинг может стать тем испытательным полигоном, где перевернется вся организация СМИ на наших пространствах, укрепится голос Союзного государства в мире. Этого ждут и авторы, и читатели по обе стороны наших границ.

Алексей Синенко

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59