От магазинов до пекарни: как предприниматель из Минска развивает бизнес в деревне Вилейского района
С утверждением, что белорусская деревня вымирает, трудно согласиться — именно в сельской местности должна кипеть настоящая жизнь. В этом полностью уверен герой нашего репортажа, предприниматель Александр Ерощук.
Александр родом из Минска, но свой бизнес он решил развивать именно в деревне. Все началось в 2009 году с открытия продовольственного магазина в агрогородке Долгиново Вилейского района. Сегодня его предпринимательская деятельность включает несколько продовольственных магазинов в деревнях, хозяйственный и строительный магазины, бар-клуб и банкетный зал. Два года назад заработала собственная пекарня, продукция которой пользуется большой популярностью у местных жителей и дачников. О перспективах развития деревень при поддержке государства и планах амбициозного предпринимателя — читайте в нашем материале.
— Долгиново — это родина моих родителей. Мы с детства приезжали сюда на дачу, и в голове часто возникала мысль: «А почему бы не открыть в агрогородке свой бизнес?» Со временем эта идея переросла в реальность: мой отец выкупил частный продовольственный магазин у жителя из Глубокого. Так началась новая жизнь продмага «Теремок», — поделился с нашим корреспондентом Александр.
Постепенно торговый объект расширялся: сначала на его территории появился строительный магазин, затем хозяйственный. Ольга Чуйкина, заведующая магазина, живет с семьей в деревне Витовцы, что в пяти километрах от Долгиново.
— Я видела, как все это создавалось: сначала забетонировали площадку перед магазином, потом добавили второй этаж и так далее. Наши покупатели любят сравнивать цены и ассортимент, и именно наша ценовая политика привлекает их. Сегодня удержать клиента можно только этим, — рассказала Ольга.
Торговые объекты ориентированы и на приезжих, и на дачников, но это касается лишь летнего сезона — зимой работа продолжается, и подход к организации магазинов остается серьезным.
Населения в агрогородке Долгиново проживает около тысячи человек.
«Не важно, где ты находишься — важно, что ты делаешь»
Ольга много лет прожила в Кишинёве, но решила вернуться на родину своих родителей.
— Чтобы работать успешно, нужно хорошо изучить спрос населения и предложить им качественный ассортимент по конкурентной цене. У нас есть позиции, которые стоят дешевле, чем в Минске, и это привлекает покупателей. Мы тщательно подходим к выбору ассортимента, и люди это ценят. Мы активно продвигаем товары белорусских производителей, которых в нашем ассортименте более 85%. Эти продукты точно не уступают импортным по качеству, хотя о них мало знают. Мы уверены, что местные товары заслуживают больше внимания, и стремимся познакомить с ними наших покупателей, тем более что они отличаются высоким качеством и конкурентоспособными ценами. Приезжие и дачники часто удивляются, что в деревне есть такой хороший магазин. Я считаю, что неважно, где ты находишься, — важно, что ты делаешь. Для многих ориентиром остаются Минск или заграница, и я согласна: туда можно поехать, чтобы посмотреть, научиться. Но затем вернуться и сделать что-то не хуже на своей родине. У нас под боком есть все необходимое, просто не все умеют это использовать, — уверена Ольга.
В 2020 году предприятие ООО «ГРЕС-плюс» было занесено на районную Доску почета за достижение наилучших показателей в сфере предпринимательства.
Собственное производство
Два года назад руководитель Александр Ерощук осуществил давнюю мечту — открыл в агрогородке собственную пекарню. Закупив лучшее оборудование и найдя специалистов — технолога и пекарей, он запустил свое дело.
— Сначала местные жители с недоверием относились к нашей выпечке. Люди думали, что будет невкусно и дорого. Но со временем они распробовали продукцию и по достоинству оценили ее качество. Спрос начал расти, и вместе с ним увеличились объемы производства. Людей нужно кормить качественными продуктами, и это под силу, если использовать первоклассное сырье — от отборной муки до кристально чистой воды. В Беларуси заложена высокая культура общепита и производства продовольствия, — отметил руководитель организации.
Для производства хлебобулочных изделий в пекарне в основном используют продукцию белорусских предприятий: муку высшего сорта м54-28, крупы, сахар, масло, маргарин, молочные продукты и другие ингредиенты. Даже минчане оценили их выпечку, печенье и сладости, что является высокой наградой для местных производителей.
В настоящее время для компании приоритетом является поддержание высокого качества и расширение технологических процессов. По мнению руководства и на основании отзывов клиентов, продукция заслуживает признания на более широких географических просторах. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: продукция проходит все необходимые процедуры сертификации, а дальше дело за закупкой оборудования для автомобилей и логистикой.
В ассортименте пекарни более 60 видов хлебобулочных и кондитерских изделий. Среди них — багеты классический и чесночный, хлеба с эксклюзивной рецептурой, торты с натуральным масляным кремом, булочки и пампушки, ромовые бабы, печенье и кексы.
Вся продукция была разработана в сотрудничестве технолога с коллективом. Хлебобулочные изделия также заказывают для продажи в своей сети магазинов у других производителей.
— У людей должен быть выбор, что купить. Когда мы видим, что наша продукция пользуется большим спросом, это нас вдохновляет, — отметил руководитель.
Возрождение белорусской деревни
В организации уверены, что для получения удовлетворения от работы важно развивать социальный аспект. Ведь удовольствие приносит не только прибыль, но и возможность предложить населению что-то ценное, удовлетворить их потребности и сделать их жизнь удобнее и легче.
Кроме всего перечисленного, в «Теремке» есть бар-клуб, где молодежь может отдохнуть в выходные дни, а также банкетный зал. В перспективе — завершение строительства гостиничного комплекса, включающего 15 номеров с собственной парковкой и многофункциональными услугами, чтобы привлечь туристов в агрогородок, особенно учитывая, что популярным развлечением у туристов является охота на диких животных. Кстати, в 2025 году районный праздник хлеборобов «Дожинки» пройдет в Долгиново.
У Александра и его команды много планов, а главное — есть сильное желание, чтобы белорусская деревня возрождалась, процветала и развивалась.
В 2009 году мужчина окончил экономический факультет БГУ. В студенческие годы он участвовал в программе обмена и поехал в Лондон, а также перенимал опыт производства хлебобулочных изделий в Германии, Франции и Италии. С тех пор он побывал почти во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.
У предпринимателя есть квартира в столице, но большую часть времени он предпочитает проводить в деревне. Во-первых, на работе ежедневно приходится решать множество текущих задач. Во-вторых, Александр уже не видит себя городским жителем — ему по душе сельская жизнь, а белорусская природа просто завораживает.
— Когда мне исполнилось 30 лет, я понял, что жизнь в квартире похожа на существование в клетке. Человеку нужна свобода и простор, а это затягивает. Мне всегда есть чем заняться: иногда дрова колю или что-то строю. В деревне ежедневно есть работа, но это меня не пугает, — добавил Александр.
Будущее сельской местности
— Самый главный плюс 345-го Указа для меня — это льготы на электроэнергию, налог на прибыль для предпринимателей в сельской местности и освобождение от земельного налога. Эти меры дают существенную экономию. В деревнях существует большая проблема — отток коренного населения. Молодежь уезжает в города, и это отражается на выручке. Поэтому поддержка государства для нас крайне важна. Летом работа становится активнее, так как приезжают дачники и возвращаются коренные жители. Люди стали больше покупать жилье в деревнях, в том числе и благодаря Указу об отчуждении ветхих и пустующих домов. Государство много делает для улучшения условий жизни, например, недавно в районе обновили дорожное покрытие, что для меня был настоящий праздник, — отметил предприниматель.
Но есть и проблемные моменты, с точки зрения Александра. Например, устаревшие электрические линии, которые модернизируют медленными темпами, несмотря на то, что самих мощностей вполне достаточно.
— Электричество — это двигатель развития современной цивилизации. Было бы в деревнях больше возможностей устанавливать электроотопление, и больше людей задумались бы о жизни в деревне. Ведь сегодня не каждый готов рубить дрова и топить печки, — размышляет мужчина.
В планах предпринимателя также строительство зарядной станции для электромобилей, но старые электрические линии, скорее всего, не выдержат ее нагрузки. Это ставит перед ним дополнительную задачу — модернизация инфраструктуры, чтобы обеспечить стабильную работу новых объектов и удовлетворить потребности будущих пользователей электромобилей.
На сегодняшний день в организации создано более 20 рабочих мест, и в планах — дальнейшее увеличение штата. Александр и его команда уверены, что важно возрождать сельскую местность, чтобы больше людей жили и трудились здесь, а не уезжали в большие города. Для этого необходимо создавать условия для развития бизнеса и улучшения качества жизни, предоставляя людям возможность найти достойную работу и комфортное место для жизни в деревне. А это возможно при взаимном желании и сотрудничестве людей и государства.