Аисты над руинами: какие тайны хранят пробитые танком стены Успенского храма в Холопеничах
В центре городского поселка на холме возвышаются руины, где когда-то звенели колокола. Православная церковь была построена в 1862 году и простояла на этом месте почти столетие.
Сегодня ее развалины — одна из самых узнаваемых и загадочных достопримечательностей поселка с богатой историей.
Внешний облик старого храма знаком многим: и по фотографиям, и вживую. А вот внутрь старой церкви, которая при строительстве была рассчитана на тысячу прихожан, журналиста «Минской правды» провел местный священник Иоанн Шибеко. И он же поведал интересные факты о Холопеничах.
«Худые земли» и еврейские дома
Иерей Иоанн радушно встретил нас у входа в новый деревянный храм приветствием и пояснением:
— Вы находитесь в приходе храма Успения Пресвятой Богородицы, построенном в 2004 году рядом со старинным намоленным местом, — пояснил отец Иоанн. — Холопеничи — местечко с богатой историей. Оно известно еще со времен Великого княжества Литовского и принадлежало знаменитым белорусским магнатам Хрептовичам. Первое упоминание в исторических документах датируется 1451 годом. Отметим, что местные крестьяне жили небогато, а земли здесь были «худые».

Настоятель также останавливается на фактах, которые позволяют представить нам быт Холопеничей в середине XIX века, когда и была здесь построена старая православная церковь.
— Уже тогда велись переписи населения. Описывался каждый дом, каждая семья, жившая в нем. И что интересно, мы можем предположить, что в поселке проживало очень много еврейского населения. Точную цифру, однако, назвать сложно. Документы подробно фиксировали состав православных и католических семей: муж, жена, имена детей, их возраст. А еврейские дома отмечались лишь кратко: «дом жида». Такой была практика документирования тех времен.



История рождения храма
— Духовную жизнь местечка со времен Крещения Руси проследить сегодня, к сожалению, практически невозможно, — признается отец Иоанн. — О местных храмах мы знаем лишь по отрывочным упоминаниям в XVII-XVIII веках. Можно определенно утверждать, что население Холопеничей в основном исповедовало православие. Сам же храм до середины XIX века находился в другом месте. Он был деревянным. После того как здание обветшало и стало непригодным для проведения богослужений, в начале XIX века появилась идея построить новый храм на месте бывшего училища.
Священник отмечает, что училище, по всей видимости, сгорело во время войны с Наполеоном. От него остались лишь часть кирпичных стен и крепкий фундамент. Однако эту идею строительства отвергли.
— Было составлено прошение в Святейший Синод, который его поддержал. В итоге за государственные средства был разработан проект, и всего за три года в Холопеничах возвели храм в честь Успения. Строительство началось в 1862 году, а освящение состоялось в 1865-м.
Однако был нюанс. К сожалению, изначально храм строили из некачественного кирпича. Как следствие, уже спустя десять лет в документах появляется упоминание о первом капитальном ремонте церкви.



— К слову, именно качество строительного материала и спустя столетие не лучшем образом повлияло и на возможность осуществления мечты местных жителей о восстановлении храма, — говорит отец Иоанн. — Реализовать идею оказалось крайне затруднительно. Ветер и дождь настолько вымыли кирпич в некоторых местах, что стены напоминают пчелиные соты. Раствор, скреплявший кирпич, сохранился, а сам строительный материал — нет.
Священник также подчеркнул масштаб прежнего прихода:
— По переписям середины 30-х годов XIX века, православных прихожан в округе храма насчитывалось более трех тысяч человек. Из них 1700 женщин и чуть меньше мужчин. Храм был рассчитан так, чтобы одновременно на молитву могли собраться до 1000 человек.

Шрамы войны и забвение
Руины храма и сегодня выглядят величественно. Наверху, прямо на остатках стен, аисты построили гнездо. Сейчас, в ноябре, оно пустует, но весной и летом здесь обитала их семья.
— Птицы улетели в теплые края, но обязательно вернутся, — с теплом в голосе говорит настоятель.

Отец Иоанн ведет нас к деревянным воротам, где висит амбарный замок. Он открывает его, и мы попадаем внутрь. Здесь, где когда-то звучали церковные песнопения и молитвы тысяч людей, сегодня царит лишь глубокая тишина.
На одной из стен храма, чуть ниже аистиного гнезда, мы замечаем круглое отверстие. На немой вопрос отец Иоанн отвечает:
— Храму особенно досталось в 1944 году. Во время наступления советской армии, чтобы лишить фашистов возможных укрытий, танки вели огонь по зданиям, которые могли использоваться как оборонительные пункты. Часто целями становились купола и высокие части храмов. И нашему храму в Холопеничах досталось очень сильно. То круглое отверстие, которое вы видите, — след от выстрела танкового орудия. Стену пробило насквозь, но она устояла.

Священнослужитель делится необычным фактом:
— С известным артистом Юрием Никулиным в советское время выступал клоун Михаил Шуйдин, — рассказывает отец Иоанн. — Так вот, в апреле 1944 года он был назначен командиром танкового взвода. Его подразделение, участвуя в операции «Багратион», обеспечивало прорыв по направлению Богушевск — Сенно — Черея — Холопеничи — озеро Палик в бассейне Березины. Существует предположение, что след на стене нашего храма — именно от выстрела из его танкового орудия.
Впрочем, стены храма, несмотря на свою внешнюю крепость, уже в начале XX века снова нуждались в серьезном ремонте. На фотографиях того периода видно, что верхний купол, подкупольное пространство и барабан были уже не каменными, а деревянными.
— Храму требовался капитальный ремонт, и, как указывается в документах, необходимо было собрать порядка 800 рублей, — продолжает отец Иоанн. — Но местные крестьяне, как я уже упоминал, не отличались богатством. За 6-7 лет им удалось собрать лишь 160 рублей.
С приходом советской власти храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны немцы вновь разрешили вести в нем православные службы. Но это, конечно, была временная мера, уловка оккупационных властей, направленная на то, чтобы расположить к себе местное население.


Мученический венец
Мы осматриваем руины изнутри, и отец Иоанн замечает:
— К слову, мы сейчас находимся в подвале храма. Видите синие метки на стенах? Это был уровень пола в самом храме. Высоко, правда? Вот почему мы сейчас внизу. Но даже в таком состоянии, в стенах этого места теплится молитва. Здесь иногда совершаются богослужения, в основном летом. — Проводятся молебны, крестные ходы. Например, в день памяти Белорусских святых мы обязательно заходим сюда и читаем молитвы.
Далее отец Иоанн поведал историю о том, что в 1864 году в Холопеничах родился Иоанн Воронец, которому была уготована судьба стать священномучеником. Его появление на свет пришлось как раз на время завершения строительства храма. Можно предположить, что именно в этом месте его и крестили.
Священник подробно рассказывает о жизненном пути святого:
— Получив начальное образование, Иоанн Воронец поступил в Минскую духовную семинарию. После ее окончания служил псаломщиком. 25 марта 1888 года был рукоположен во иереи.

С 1891 года его жизнь неразрывно связана с пастырским служением в местечке Смиловичи Игуменского уезда. За самоотверженное служение в годы Первой мировой войны он был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и возведен в сан протоиерея. А в 1935 году, когда власти решили закрыть местный храм, протоиерей Иоанн Воронец призывал верующих объединиться в борьбе за свои права и сохранить храм действующим. Однако это ему не удалось. После закрытия церкви батюшка стал совершать требы в домах прихожан.
В 1937 году, во время Всесоюзной переписи населения, в частных беседах отец Иоанн говорил о необходимости указывать в анкетах вероисповедание. 17 июля 1937 года он был арестован. На допросах он никого не оговорил и виновным себя не признал. Расстрелян он был в августе 1937 года, в праздник Преображения Господня. Погребли его в безвестной могиле.


— Прошли десятилетия, и 28 октября 1999 года протоиерей Иоанн Воронец был канонизирован Святым Синодом Белорусской православной церкви как местночтимый святой, причислен к лику святых новомучеников. В 2000 году в составе собора белорусских святых и к общецерковному почитанию. Его икона есть в современном храме, построенном и действующем в Холопеничах с 2004 года, — отмечает Иоанн Шибеко.
Зачем урезали холм?
За руинами храма, среди поросшей травы, находится могила. На надгробии указано, что в ней покоится потомственный священник Иосиф Вержбилович. Но, как оказалось, отец Иосиф захоронен здесь не один. Это братская могила, а надгробие — условное.

— Раньше вокруг храма на холме располагался погост, — продолжает рассказ священник. — Но когда в советские времена было решено снести руины, землю с холма стали урезать и использовать для различных хозяйственных нужд, в том числе для подсыпки дорог. Думали, что таким образом основание не выдержит, и стены рухнут. Но этого не случилось. А когда в конце 80-х — начале 90-х годов XX века планировали восстановить храм и даже подготовили проект реконструкции, то обнаружили это надгробие священника с надписью… Под него и перезахоронили останки людей, найденные на месте бывшего кладбища. Говорят, что среди них были и останки в облачении священника. Так что надпись на могиле частично соответствует действительности.

Новый храм — новая жизнь
Мы покинули руины и направились к новому деревянному храму. По дороге настоятель объяснил:
— На самом деле, восстановление старого храма требовало бы колоссальных вложений. По сути, его стены нуждались в полной реставрации, а фактически, его пришлось бы строить почти с нуля. Вероятно, уже тогда посчитали, что прихожан в Холопеничах стало значительно меньше. Да и реставрационные работы могли затянуться на долгие годы. Поэтому и возвели рядом новый, меньшего размера, из дерева.
Новый деревянный храм — результат трудов прежнего настоятеля, священника Александра Живицы.
— Первоначально на его месте стоял дом, обустроенный для молитвы, — вспоминает отец Иоанн. — Приход зарегистрировали в 1992-м году, и с этого времени началась активная молитвенная жизнь. А уже в 2000-х годах началась реконструкция, и с 2004 года мы видим новый храм в его нынешнем виде.

Сегодня приход в Холопеничах небольшой, но живой. В начале ноября, в родительскую субботу, на службу пришло около 40 человек. Еженедельно по выходным и праздничным дням на каждую службу собирается 20-25 прихожан. Службы проходят по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Планируется, что уже в ноябре по средам, дважды в месяц, здесь будут проводиться беседы для зависимых и созависимых граждан, а также совершаться молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».

На пути Екатерины
Холопеничи — узел старинных дорог. Центральная улица, проходящая через поселок, раньше была частью Екатерининского шляха. Он пролегал на Лукомоль (сегодня город Новолукомль), Чашники и далее на северо-восток.
Этот населенный пункт многое повидал в своей долгой истории, но, несмотря на все испытания, духовная жизнь здесь продолжается, обретая новые формы и сохраняя память о прошлом.
Рекомендуем