Меню

Что происходит на белорусском рынке франшиз

Что происходит на белорусском рынке франшиз
Фото: Вячеслав Цуранов

2024 год оказался рекордным для рынка франшиз в нашей стране, когда было зарегистрировано свыше пяти сотен договоров, что почти в три раза выше, чем в 2023-м. За уходящий год уже зарегистрировано свыше 250 новых договоров, что свидетельствует о высоких темпах роста рынка.

В каких отраслях открываются франшизы

На протяжении пяти последних лет в лидерах кофейни самых различных форматов, включая экспресс-точки самообслуживания и небольшие заведения с посадочными местами. Они, открываясь в столице и в регионах, занимают около 30% всех имеющихся на сегодняшний день франшиз.

Достаточно большой сегмент рынка продолжают занимать пиццерии, суши-рестораны, рестораны паназиатской кухни, шаурменные и хинкальни. Последние недавно открылись в Кобрине и Слониме.

Не менее активно открывались кондитерские от крупных кондитерских фабрик («Коммунарка», «Красный пищевик», «Спартак»).

Таким образом, франшизы, открытые в общепите, на данный момент занимают около 80% всего рынка. Лидером общепит стал не случайно, поскольку сетевой формат подразумевает конкурентные преимущества, которые возникают из-за скидок от поставщиков, централизованного продвижения услуг, обучения персонала, работы с потенциальными клиентами через социальные сети.

Приблизительно 15% рынка франшиз занимает торговля различными товарами, среди которых цветы, стройматериалы, продукты питания, одежда и аксессуары. Оставшиеся 5% приходятся на услуги: риэлторские услуги, развлечения, обучение, спорт и фитнес. Следует сказать, что в сфере услуг даже по франшизе в одиночку работать выгоднее.

Если рассматривать географию владельцев франшиз, с которыми заключили договоры в этом году, то 90% — это белорусские бренды, а остальные — российские. Всего в настоящий момент доля белорусских франшиз составляет почти 45%.

Сколько нужно денег, чтобы начать работать по франшизе

По франшизе обычно входят в бизнес начинающие предприниматели, которые получают подробные инструкции от владельцев бренда, вплоть до того, как правильно выбрать локацию для точки, просчитать некоторые «рабочие моменты» или привлечь клиентов. Бюджет для открытия такого бизнеса находится в пределах 10 – 12 тысяч долларов. Относительно небольшая сумма вхождения в бизнес влияет на спрос, так как именно на такие проекты приходится около 85% желающих попробовать себя в бизнесе.

Если конкретизировать первоначальные вложения, то для открытия кофейни самообслуживания потребуется 6–8 тысяч долларов, небольшой кондитерской — 8–10, маленького кафе или шаурменной — 12–15 тысяч, больших строительных магазинов и ресторанов — 150–200 тысяч долларов.

Как быстро окупаются вложения и как это связано с рисками

Статистика свидетельствует, что за один год можно окупить вложения до 15 тысяч долларов, после чего предприниматель начнет получать прибыль. Крупные инвестиции окупаются на протяжении более длительного времени.

Гарантии, что бизнес пойдет, не может дать никто. Только в случае с франшизой мы имеем повторение практически всех уже проверенных шагов, что увеличивает шансы на ожидаемый результат, который трансформируется в получение прибыли.

Оборотная сторона работы по франшизе — риски и ограничения. За досрочный выход из франшизы часто предусматриваются серьезные штрафные санкции, также ее владелец обладает правом в одностороннем порядке расторгнуть договор, если деятельность подопечного предприятия его не устраивает. В последнем случае франчайзи (купивший франшизу) рискует в одночасье остаться без своих денег и без бизнеса.

Фото: Антон Неверов

Чтобы не происходило недоразумений, предприниматель будет ограничен в своих действиях, а по вопросам ведения бизнеса должен обязательно сотрудничать с правообладателем.

К тому же, не всегда франчайзи может справляться с обязательствами, связанными с выплатой роялти (обязательной ежемесячной платой владельцу франшизы), которая может быть достаточно высокой.

Важно также осознавать, что франчайзи по сути не является инвестором, поскольку за взнос он всего лишь приобретает бизнес с поддержкой, а его развитие будет целиком и полностью зависеть от усердия самого предпринимателя. Поэтому каждый, встающий на этот путь, должен осознавать все риски и перспективы.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59