Что стоит за политическими изменениями в Казахстане?
14 января прошли выборы в верхнюю палату казахстанского парламента. Выборщики (депутаты местных представительных органов областей, городов республиканского значения и районов) избрали 21 из 50 сенаторов. Итоги показали, что только четверо сенаторов из прошлого созыва сохранили свои места, а среди новых — три женщины. Средний возраст избранных сенаторов — чуть больше пятидесяти лет.
Согласно Конституции страны, 20 сенаторов переизбираются через каждые три года (21-й сенатор сейчас избран от Астаны вместо выбывшего), срок полномочий составляет шесть лет. После поправок, внесенных в Конституцию по результатам референдума летом прошлого года, президент Казахстана имеет право своим указом назначать 10 сенаторов (раньше можно было 15), кандидатуры пяти из которых предлагаются на рассмотрение Президенту советом Ассамблеи народа Казахстана, консультативно-совещательного органа при президенте страны.
Последняя поправка, уменьшившая «президентскую квоту», наряду с семилетним сроком полномочий президента без права избрания на следующий срок фактически положили начало политической реформе действующего президента Касыма-Жомарта Токаева, о необходимости которой было заявлено после трагических событий начала прошлого года.
Для успешного продолжения предложенной политической реформы Токаеву необходима поддержка парламента. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время могут быть назначены досрочные выборы Мажилиса, нижней палаты парламента, поскольку «президентские сенаторы» должны назначаться именно после ее выборов.
Но досрочное прекращение полномочий Мажилиса может быть необходимо президенту не только по этой причине. Дело в том, что в этом случае на время отсутствия Мажилиса (назначенная дата досрочных выборов нижней палаты парламента — не ранее двух месяцев после даты прекращения ее полномочий). Сенат берет на себя ее функции по принятию законов и внесению поправок в Конституцию. Этим своим законным правом может воспользоваться обновленный состав Сената с целью экономии времени на случай «пробуксовки» принятия решений Мажилисом, связанных с реализацией намеченных реформ.
Напомним, что второй Президент Казахстана заявил о масштабных политических и экономических реформах, направленных на создание справедливого государства, аргументируя их необходимость тем, что «люди устали от пустых деклараций и бесконечных презентаций светлого будущего».
Начал Касым-Жомарт Токаев с должности Президента, установив единственный срок полномочий в семь лет, отметив накануне своего переизбрания следующее: «Тот, кто занимает высший государственный пост в стране в результате свободного волеизъявления граждан, фактически подписывает контракт, скрепленный голосами миллионов соотечественников».
Поскольку в Сенат пришли новые люди, можно предположить, что вокруг Президента сформируется некая команда, круг реформаторов, которые начнут реализацию строительства «нового Казахстана». Подобный процесс уже начался в органах исполнительной власти, куда начали подтягиваться люди, ранее работавшие с Токаевым в Министерстве иностранных дел и Совете министров.
С другой стороны, создание новой политической элиты совершенно не означает, что она не будет консервативной и безынициативной. Последнее может привести к тому, что изменение конституции и законов окажется лишь малозначительным политтехнологическим ходом властей Казахстана, направленным на недопущение ситуации, имевшей место в начале прошлого года.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!