В Беларуси промышленный туризм становится доходной статьей для белорусских предприятий. Лидер промышленного туризма в Беларуси — это, конечно, БЕЛАЗ. Завод в Жодино первым в стране начал пускать на свое производство туристов. На предприятии 18 февраля прошел республиканский семинар «Промышленный туризм как ресурс развития производственной сферы». Участвовали в нем специалисты промышленного туризма и туроператоры. Мы побывали на семинаре и узнали, насколько прибылен производственный туризм.
Промышленный туризм — это организация туристических экскурсий на действующие производства. В Беларуси это направление развивается, но, конечно, не такими темпами, как хотелось бы. Сегодня с экскурсией можно посетить многие производства. Но наиболее удачным примером работы с промышленным туризмом, на мой взгляд, стал БЕЛАЗ. Увидеть своими глазами самый большой самосвал в мире — это уже впечатляет. А уж покататься на нем, для многих вообще предел мечтаний. БЕЛАЗ сегодня — двигатель туризма в Беларуси. Именно возможность посетить это предприятие привлекает туристов в нашу страну. Это, безусловно, наша изюминка. Поэтому сотрудникам других предприятий, а также туроператорам есть что подчеркнуть и чему поучиться у гиганта нашего автопрома.
Прокатиться на 45-тонном самосвале за 65 рублей
Оказывается, туристы, а в их роли сегодня оказались специалисты промышленного туризма и представители туроператоров, могут не только заглянуть в мир «живого производства», увидеть, как создаются знаменитые на весь мир карьерные гиганты, но и на себе прочувствовать всю мощь и силу карьерной техники марки БЕЛАЗ. Можно прокатиться на 45-тонном БЕЛАЗЕ по испытательному полигону. Стоить это будет 65 рублей. Очень даже реально!
Но сегодня на БЕЛАЗЕ делились опытом, поэтому право покататься на самосвале разыграли. Повезло Алёне Красовской, она работает заместителем начальника отдела рекламы, начальником бюро Минского автомобильного завода.
— Опыт интересный. Я уже 15 лет вожу машину и скажу, что в кабине 45-тонного самосвала так же удобно и комфортно. Не ощущалось, что еду в большегрузной технике. Думаю, что если бы удалось проехать на 450-тоннике, то уже там впечатлений было бы масса. Мы сегодня только взобрались на палубу этого гиганта, а дух уже перехватывало от всей мощи этой техники.
Специалист отдела промышленного туризма и услуг БЕЛАЗа Кристина Городникова, сегодня она в качестве экскурсовода, добавила: на память о событии есть возможность заказать специальный сертификат о проезде в кабине карьерного самосвала, которым потом можно будет хвастаться перед друзьями.
Получить эмоции в качестве водителя самосвала — это реально!
На Белорусском автозаводе внедрили еще одно интересное новшество в программе посещения БЕЛАЗа — возможность пройти начальный курс обучения вождению на динамическом тренажере и попробовать себя в роли настоящего водителя-испытателя!
— На тренажере полностью воспроизведена реальная дорожная обстановка карьера в режиме 7D, также можно менять погодные условия, — уточняет Кристина. — Стоит такая услуга 35 рублей.
Но и эту возможность сегодня можно было получить бесплатно — путем лотереи. Это право выиграла Диана Ярош.
— Все что есть в большой машине, здесь ощущаешь, — делится впечатлениями Диана после вождения. — Знаете, пройти по цехам это одно, а на деле прочувствовать мощь машин-гигантов — это абсолютно другое! Я работаю ведущим специалистом по маркетингу в Минской пивоваренной компании «Крыніца». У нас масштабы, конечно, поменьше, но мы также развиваем промышленный туризм. На нашем производстве достаточно интересно. Показываем, как варится пиво, весь технологический процесс, даем попробовать. Но чужой опыт в промышленном туризме для нас ценен. Многое сегодня подчеркнула. Организация на высоком уровне. А какой великолепный музей на БЕЛАЗе! Суперсовременный — с 3D-изображениями, видеороликами и уменьшенными моделями всей производственной линейки завода. Нашему предприятию в этом году исполнилось 46 лет, и мы планируем создание подобного музея. Думаю, все получится.
«Нужны эмоции и интерактив — на БЕЛАЗе это возможно!»
Но самой впечатляющей частью сегодняшнего семинара стало посещение цеха сборки сверхтяжелых самосвалов. Рядом с ним стоят красавцы-гиганты — самые большие машины в мире. Можно не только сфотографироваться, но и забраться на палубу. Что и предложили участникам семинара.
Сотрудников БЕЛДЖИ навряд ли удивишь техникой. И тем не менее, 450-тонный автогигант поразил и их.
— На БЕЛАЗе бываю часто — ведь работаем в тесной связке. Но на экскурсии впервые, — делится Александр Тугарин, маркетолог отдела маркетинга и рекламы СЗАО «БЕЛДЖИ». — Мы также активно развиваем на территории своего предприятия промышленный туризм — график по экскурсиям расписан на месяцы вперед. Но мы постоянно развиваемся и совершенствуемся. Считаю, что предприятие должно удивлять, а не просто пересказывать свою историю и демонстрировать свои производственные мощности. Нужны эмоции, интерактив, атрибуты на память. Так, как это делает БЕЛАЗ. В их сувенирной лавке есть огромное количество вещей, сувениров и прочей атрибутики с логотипом завода. Класс!
Побывал на БЕЛАЗе — получи паспорт!
Новинкой промышленного туризма на БЕЛАЗЕ станет паспорт туриста. Сегодняшние гости — первые, кто получил этот «документ».
— Он очень похож на настоящий паспорт, только «начинка» отличается. Это скорее сувенир с полезной информацией о нашем предприятии. Туда вносим данные гостя, лист маршрута, если проехал на самосвале или посетил динамический тренажер — также делаем отметку, — рассказала подробнее о нововведении Алёна Мея, специалист отдела промышленного туризма и услуг БЕЛАЗа. — Хотим, чтобы у каждого нашего гостя осталась частичка БЕЛАЗа.
— Паспорт — очень необычный подарок, — поделилась начальник сектора по выставочной деятельности кондитерской фабрики «Коммунарка». — Мы тоже развиваем промышленный туризм. Сейчас, правда, в связи с ковидными ограничениями, посещение фабрики пока остановлено. Но надеемся, что вскоре восстановим — производственный туризм у нас на высоком уровне. Раньше наше предприятие каждый день посещало 12-15 экскурсионных групп. Очень любят к нам приезжать дети, у них всегда много эмоций и удивления. Сама экскурсия длится 1-1,5 часа. В конце дарим сладкие сувениры. Часто слышала от детей: «Тетя Лена, мы хотим остаться у вас жить»… Фабрика «Коммунарка», как и БЕЛАЗ — это бренд Беларуси. На автозаводе я впервые, и удивлена культурой производства. Ведь это не пищевое предприятие, но здесь ухоженные цеха, вокруг чистота и порядок. И очень профессиональная команда.
На высоком уровне налажена работа по промышленному туризму и на Минском тракторном заводе. Ведущий специалист по туризму Сергей Сидорович также получил паспорт туриста БЕЛАЗа и рассказал об экскурсионных фишках своего предприятия.
— Промышленный туризм тракторного завода отметил в этом году свое 5-летие. Сейчас у нас большой наплыв юных посетителей. Это еще и профориентация — старшеклассники изнутри видят производство и узнают о специфике работы на нашем заводе. Знакомятся с нашими новинками, беспилотниками. А еще мы предлагаем попробовать свои силы в качестве работника завода. Все реально — туристу выдаем форму и отправляем на участок собирать трактор. Еще можно покататься на нашей технике по территории предприятия — у нас 35 улиц и 3 проспекта.
Турфирмы обязательно включают посещение БЕЛАЗа в программы пребывания
Сегодня жодинский БЕЛАЗ уже стал лидером промышленного туризма в Беларуси. К слову, они же были и первыми в стране, кто начал пускать на свое производство туристов.
Как отметили на предприятии, проект «БЕЛАЗ — бренд Беларуси» очень быстро набрал обороты и стал востребованным. Завод стал открываться для туристов с 2015-го. Только за прошлый год здесь приняли порядка 17 200 человек. Выручка от туризма за месяц — несколько десятков тысяч белорусских рублей.
К слову, билет на посещение БЕЛАЗа стоит 15 рублей для взрослого и 10 рублей для ребенка.
— Сегодня порядка трех десятков туристических фирм обязательно включают посещение БЕЛАЗа в программы пребывания в стране зарубежных гостей и туры выходного дня, организовывают познавательные поездки для школьников во время каникул, — с гордостью отмечают на предприятии.
Пандемия, конечно же, наложила свой отпечаток в том числе и на промышленный туризм. И в 2020-м в отрасли фиксировалось сильное падение. Однако уже в 2021-м показатели приблизились к доковидным.
Комментарий официального представителя Министерства промышленности Олега Слепченко:
— Как показывает мировая практика, промышленный туризм — это доходная отрасль. Сегодня мы знаем очень много различных видов туризма — гастрономический, медицинский, охотничий и т.д. Сделать промышленный туризм интересным и доходным — это основная наша задача. Государство в свое время обратило на это внимание. При Совете Министров создана межведомственная рабочая группа. Одну из таких подгрупп по промышленному туризму возглавляет наше министерство. И сегодня мы на БЕЛАЗе изучаем, считаю, бесценный опыт. Это не только наш флагман, а и пионер в промышленном туризме.
Есть три основных параметра развития. В первую очередь имидж. Предприятие на начальном этапе готово тратить деньги не задумываясь, принесет ли это доход. Но с условием, что в дальнейшем это положительно повлияет на имидж предприятия. Второе, профориентирование. Это привлекает молодежь на наши производства, чтобы они в дальнейшем захотели работать здесь. Тем более, сейчас производство современное, с хорошими условиями труда, высоким заработком и социальном пакетом. Третье, доходность этого направления — здесь БЕЛАЗ нам показал класс! Есть масса изюминок, то, чем можно привлечь людей. Помимо конечного продукта и само производство, возможность сесть за руль самосвала, сувенирная продукция.
Еще добавлю, что для продвижения этого направления, при межведомственной рабочей группе создали дорожную карту, по которой мы сегодня уверенно движемся. БЕЛАЗ стал первой остановкой, дальше — другие предприятия, которые могут быть интересны для людей.
Проект языком цифр
В рамках реализации проекта промышленного туризма «БЕЛАЗ — бренд Беларуси» с июля 2015 года по декабрь 2021 года предприятие посетили почти 158 тысяч человек. Организовано 5 480 поездок, проведено 6 835 экскурсий.