Сбивал немецкие истребители необычным оружием. История «летающего бати» из Луганска
Владимир Бобров в годы Великой Отечественной войны командовал двумя прославленными гвардейскими истребительными авиационными полками. Первый вражеский истребитель сбил в небе Прибалтики уже ранним утром 22 июня 1941 года, а последнюю победу он одержал над Прагой 9 Мая 1945 года в 12 часов 40 минут.
Когда 1-й Украинский фронт повернул на Прагу, 104-й гвардейский Краковский орденоносный полк получил боевое задание по «зачистке» воздуха от фашистских самолетов. 9 мая 1945 года около 12 часов дня в полк поступил приказ: подняться в воздух и нести патрульную службу над Прагой в течение часа. Ведущий ударной группой был Владимир Бобров. Станция наведения передала: «Над Прагой корректировщик, высота 3500 метров».
Вскоре Бобров увидел прямо перед собой FW-189, корректирующий огонь немецкой артиллерии. Бобров ринулся на врага, увлекая за собой звено. Это была последняя победа летчика.
Владимир Бобров, командуя полками, взрастил 31 Героя Советского Союза, а сам при жизни так и не удостоился этого звания.
Становление истребителем и мужание в небе Испании и Финляндии
Уроженец Луганска Владимир Бобров в 1936 году окончил Ворошиловградскую военную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. Службу и летную работу начал младшим летчиком в 57-й авиаэскадрилье 142-й истребительной авиационной бригады Военно-Воздушных Сил Белорусского военного округа. А уже в 1938 году молодой летчик-истребитель Бобров сражался на стороне республиканских войск в Испании. Тогда в конце марта 1938 года лейтенант Владимир Бобров добровольцем отправился в Испанию, и уже в апреле записал на свой счет первого сбитого — итальянский «фиат». А в июне Бобров сбивает и первого немецкого «мессера», еще не предполагая, что с ними-то и придется ему сражаться долгие годы.
В Испании он произвел 78 боевых вылетов, участвовал в 8 воздушных боях и сбил лично 4 вражеских самолета. За бои в Испании Владимир Бобров удостоился первой своей боевой награды, ордена Красного Знамени, и вернулся в воинском звании капитана.
После возвращения из Испании Владимир Бобров служил командиром звена, затем — заместителем командира авиационной эскадрильи в Особом Западном военном округе. Довелось Владимиру Боброву повоевать и в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда он выполнил 48 боевых вылетов. В канун же Великой Отечественной войны Владимир Бобров окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий.
Эпизоды боевого пути в Великую Отечественную войну
Великую Отечественную войну Владимир Бобров начал на северо-западной границе страны, в Прибалтике, где его 237-й истребительный авиационный полк вступил в схватку с врагом уже на рассвете 22 июня 1941 года. В 4 часа 30 минут командир эскадрильи Владимир Бобров поднял по тревоге свой истребитель в воздух и через 10 минут одержал первую победу в этой войне — сбил немецкий бомбардировщик «хейнкель Не-111». Но и сам он в одном из последующих боевых вылетов был подбит и раненным, обожженным направлен в госпиталь.
После лечения Владимир Бобров вернулся в строй и осенью 1941 года под Москвой одержал в воздушном бою победу довольно редким способом — сбил «мессершмитт Ме-109» залпом подкрыльевых реактивных снарядов. Вот как вспоминал об этом участник этого боя летчик-истребитель, впоследствии Герой Советского Союза Андрей Баклан: «Появилось в полку еще одно новшество — реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями «Яков». Как-то летели мы в паре с комэском и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС, и надо же: попал точно по «Мессеру». Тот, конечно, сразу развалился на куски».
Андрей Баклан не зря рассказывал, что Бобров сбил немецкий истребитель необычным оружием. Дело в том, что подкрыльевые реактивные снаряды на самолетах Як-1 впервые применили под Москвой, но из-за большого их рассеивания и отсутствия надежного прицела вероятность попадания в маневренную воздушную цель (которой, естественно, являлся немецкий истребитель «мессершмитт») была небольшой. Поэтому их, реактивные снаряды, применяли, как правило, по большим группам бомбардировщиков, что повышало вероятность попадания сразу по нескольким целям, и тогда немецкие летчики ломали строй, а с ним и систему взаимной обороны, что облегчало выполнение атаки советскими истребителями. Поэтому к концу первого периода Великой Отечественной войны применение реактивных снарядов в истребительной авиации уменьшалось, а с перевооружением на более современные самолеты Як-3, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3 реактивное оружие на них вовсе не предусматривалось, и в последствии от РС на самолетах-истребителях вовсе отказались. Но широкое применение реактивные установки получили в штурмовой авиации, так как давали возможность прицелиться на земле и произвести более точные пуски реактивных снарядов.
В данном случае поражение вражеского самолета с применением реактивных снарядов летчиком-истребителем Владимиром Бобровым говорило о его высоком летном мастерстве и меткости огня.
Об этом же свидетельствует и награждение Боброва орденом Ленина. Вот строки из наградного листа: «В воздушных боях лично сбил 6 самолетов и еще 19 — в групповых боях. Не один раз приходилось вести бой с превосходящими силами противника, и он выходил победителем. Так, 7.3.42 года довелось драться с 6-ю самолетами противника, в результате боя т. Бобровым было сбито: 1-Ю-88 и 1-Ме-110. Идя на верную гибель, т. Бобров спас жизнь молодого товарища».
И с апреля 1942 года Владимиру Боброву доверили командование полками: сначала 521-м истребительным авиационным, а с ноября по декабрь 1942 года — 21-м, с 19 декабря 1942 года по февраль 1943 года — 161-м. Тогда-то и раскрылся его командирский талант, помноженный на мастерство летчика-истребителя и личное мужество. В подтверждение снова строки из представлений к награждению орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.
*** «За полтора месяца полк сбил 31 самолет противника при незначительных своих потерях. Т. Бобров воспитал ряд отличных воздушных бойцов, трое из которых представлены к званию Героя Советского Союза. Сам т. Бобров летает много, в бою смел, инициативен и отважен».
*** «Т. Бобров является отличным организатором и руководителем боевой деятельности полка. За период с 3.10 по 21.12.43 года сбито 74 самолета противника. Свои потери — 14 самолетов и 7 летчиков. Лично т. Бобров произвел 13 боевых вылетов, лично сбил четыре Ю-87 и один Хе-111».
Во время воздушного боя 23 января 1943 года Владимир Бобров был сбит, получил ранение и некоторое время не летал. Но уже 4 апреля 1943 года майор Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиационного полка, где воевали такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев, Федор Архипенко, Евгений Мариинский и многие другие. Говоря о Владимире Боброве, как о командире истребительного авиационного полка, стоит отметить одну его особенность — был, как говорили летчики, летающим «батей», часто сам водил полк в бой, поэтому и имел значительное количество сбитых самолетов противника.
Летчики 27-го истребительного авиационного полка особенно отличились в битве на Курской Дуге, за период с 5 июля по 5 августа 1943 года они сбили в воздушных боях 88 самолетов противника. 6 июля 1943 года, прикрывая наземные войска, сражавшиеся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го истребительного авиационного полка Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ю-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш летчик в этом бою сбил по вражескому самолету. Выполнив задачу, группа без потерь вернулась на свой аэродром. За успехи в воздушных боях 8 октября 1943 года 27-му истребительному авиационному полку было присвоено звание 129-го гвардейского. И безусловно, в этом большая заслуга лично командира Владимира Боброва. Он был награжден орденом Александра Невского, а за 424 успешных боевых вылетов, лично сбитых 18 самолетов врага и 19 — в группе представлялся к званию Героя Советского Союза.
Но из-за имевшим место конфликтов с некоторыми вышестоящими авиационными начальниками Владимира Боброва сняли с должности командира полка, более того, исключили из ВКП(б). Какое-то время он вообще не летал…
Поддержал и выручил Боброва тогда прославленный воздушный ас Александр Покрышкин, не побоявшись взять Владимира Ивановича в 9-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию, которой командовал. С мая по сентябрь 1944 года Владимир Бобров командовал эскадрильей в 104-м гвардейском истребительном авиационном полку, затем, до конца войны, был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско-Кишиневской и Сандомирской операциях, освобождал Польшу. Участвовал в воздушных боях над Германией и Чехословакией.
Послесловие
Михаил Матусовский, известный фронтовой корреспондент, поэт, автор стихов ко многим популярным советским песням, так писал о летчике Владимире Боброве:
«Историю Великой Отечественной войны можно изучать по архивам и документам, а можно знакомиться с ней и по человеческим судьбам. Ну, хотя бы по судьбе летчика Владимира Боброва. В каких только краях не побывал он после излечения в госпитале, под какими облаками не приходилось ему вести воздушные бои. Разрушенные Ромны, горящий Брянск, безлюдный Ржев, обугленная Старая Русса, дважды переходивший из рук в руки Харьков, спасенный из неволи Львов, многострадальный Сандомир и Ченстохов, укрощенный Бунцлау и Берлин, освобожденная Прага и многие, многие другие города и населенные пункты, при одном упоминании которых замирает солдатское сердце, как при звуках военной трубы. Сколько раз вел он к аэродрому разваливавшийся на части самолет, сколько раз горел и падал в прифронтовые леса. Тридцать фашистских самолетов сбил Бобров лично, двадцать — уничтожил в группе со своими боевыми друзьями. Если подвести итоги, выйдет, что фашисты потеряли по его вине почти целое авиационное соединение. А сколько вырастил он молодых летчиков, передав им свою выучку, опыт, мастерство! Тридцать пилотов, прошедших, если можно так сказать, Бобровскую летную школу, стали Героями Советского Союза.
И раз уж зашел об этом разговор, скажу откровенно: обидно становится, когда узнаешь, что этот поседевший в боях человек, не отмечен до сих пор Золотой Звездой Героя. Где-то, в какой-то из папок, прочно завязанных шнурочками, затерялась соответствующая бумажка, и человек не получил должного, что он заслужил всей своей мужественной орлиной жизнью».
Да, ведь к концу Великой Отечественной войны гвардии подполковник Владимир Бобров совершил 451 успешный боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 20 самолетов противника и естественно был достоин звания Героя Советского Союза. Другие летчики за такие боевые показатели становились и дважды Героями…
И лишь спустя 20 лет после его смерти справедливость восторжествовала — Владимир Бобров удостоился звания Героя Советского Союза, вписав свое имя в историю Великой Отечественной войны.