Меню
Мядельский райисполком

Транспортная мозаика. Как лучше перемещаться в Поднебесной?

транспорт
Фото: из открытых источников и героя материала

Население Китая превышает 1,4 миллиарда человек. Чтобы обеспечить возможность передвижения такого количества людей, требуется развитая система общественного междугороднего и городского транспорта, и в настоящее время она действительно впечатляет. Разбираемся, как устроен городской транспорт, какие приложения понадобятся и надо ли для всего этого знать китайский язык.

Между городами: самолеты и поезда

Когда нужно быстро переместиться между крупными городами и провинциями, авиатранспорт становится наиболее удобным вариантом. Вполне логично, что это и самый быстрый и не всегда самый дорогой способ передвижения. Для выбора и покупки авиабилетов удобнее использовать сайты-агрегаторы. Крупнейшие китайские авиакомпании осуществляют международные перелеты в страны СНГ. К примеру, Air China имеет рейс Пекин-Минск, а China Southern Airlines и China Eastern Airlines предлагают рейсы из разных городов до Москвы.

самолет
Иногда билет на самолет в Китае стоит дешевле, чем на поезд

Наш соотечественник Александр Брико, который уже почти полгода проживает в Китае и обучается в Даляньском политехническом университете, рассказал, что в его городе есть международный аэропорт Чжоушуйцзы. В 2014 году этот аэропорт обслужил более 17 миллионов пассажиров, что сделало его самым загруженным аэропортом Северо-Восточного Китая.

Когда я летел с Москвы до Пекина обо мне заботились: дали плед и наушники, чтобы можно было смотреть фильмы, два раза меня покормили, так как перелет занял около 8 часов, — рассказывает наш герой. — В аэропорту все указатели дублируются на английском, а если что-то не понятно, то всегда можно спросить и сотрудников. Но важно помнить, что перед посадкой на самолет (до Пекина или других китайских городов), нужно заполнить медицинский документ (онлайн с телефона, отсканировав qr-код), где указывается информация о вашем здоровье: болеете ли в данный момент или за 2-4 недели до этого, есть ли какие-то врожденные инфекции и т.п., а также базовую информацию (имя, национальность, дату рождения, номер паспорта и прочее).

Что касается цен на авиаперелеты, то Саша купил билеты около полугода назад из Москвы в Далянь с пересадкой в Пекине за 1000 бел. руб. Были и дешевле (начиная от 600 рублей), но ему они не подходили по дате.

Если говорить о железнодорожном сообщении, то в Китае главной особенностью являются вокзалы. Все они похожи друг на друга и предельно понятны для путешественников.

Поезда делятся на два типа: низкоскоростные и высокоскоростные. Разные типы поездов могут останавливаться на разных вокзалах, поэтому важно уточнить, где находится станция в зависимости от типа поезда. Иначе с билетом на низкоскоростной поезд вы можете опоздать на вашу станцию, если приедете на вокзал высокоскоростных поездов.

Поезд
В период китайских праздников билеты на любой вид транспорта раскупают заранее, а стоимость билетов на самолет в начале и в конце праздников увеличена в 2-3 раза, при этом цены на поезда не меняются

Если же такое случится, то билет можно вернуть в кассу, однако вы потеряете часть его стоимости. Также есть возможность обменять билет на ближайший поезд без доплат, если его стоимость такая же. Если цена на следующий поезд ниже, разницу вам вернут, а если выше, придется доплатить.

Интересно отметить, что тип поезда можно определить по его номеру. Например, поезда с номерами G, С и D относятся к комфортабельным скоростным поездам, а поезда, начинающиеся с Z, T и K или без заглавной буквы будут попроще и дешевле.

— По рассказам одногруппника, несмотря на 10-12 часов в пути на поезде, он обходится дороже, чем самолет (159 против 90 бел. руб.), который долетает за 3 часа, — вспоминает Саша. — Есть также скоростные поезда, время в пути которых составляет примерно 5 часов, но придется заплатить больше — 500 юаней (227 бел. руб.). Я бы предпочел поезд самолету несмотря на разницу в цене и времени в пути.

Даляньская железная дорога связана с железнодорожной сетью Северо-Восточного Китая и Северного Китая. Ежедневно из Даляня отправляется более 50 поездов в Пекин, Шэньян, Харбин и многие другие города.

Механизм городской жизни

Метро

Это один из самых популярных и удобных способов перемещения. Самая длинная ветка метро находится в Пекине и включает 45 станций протяженностью 57 км. Объезд всех станций занимает 104 минуты.

Как правило, стоимость проезда в метро зависит от расстояния между станциями и от конкретного города. В среднем цена билета составляет от 0,3 до 3 долларов (1 — 10 бел. руб.).

— Я оплачиваю билет через Alipay, а можно еще и через WeChat: просто сканируешь qr-код, когда выбираешь направление и количество билетов, и платишь, — рассказывает Александр Брико.

метро
Схема Даляньского метрополитена

Если вы собираетесь провести долгое время в городе, то для вас будет выгодно купить карточку для оплаты проезда. Ее можно регулярно пополнять, и каждая поездка обходится немного дешевле. Данной карточкой можно расплачиваться не только в метро, но и в других видах общественного транспорта. Если больше не понадобится карточка, то можно ее сдать и вернуть деньги.

Абсолютно все надписи, вывески и большинство объявлений в метро дублированы на английский язык.

— Чтобы выйти из метро, карточку, которую вы покупаете вначале поездки, нужно сдавать по прибытии на станцию назначения. После покупки карты ее сначала просто прикладывают на входе (как наши проездные), а на выходе отдают (как наши жетоны).

Даляньское метро или Даляньский быстрый транспортный переход — транзитная система в городе. В настоящее время действует система, состоящая из 6 линий.

Трамваи и троллейбусы

Кроме метро, в Китае популярны также трамваи и троллейбусы. В Даляне, например, трамваи работают с 1909 года. В настоящее время используется всего два маршрута, но они по-прежнему пользуются спросом у жителей и туристов. Что интересно, весь персонал трамвайной системы Даляня — женщины, включая водителей, кондукторов и даже начальника депо. Когда открылся метрополитен Даляня, трамваи были единственным железнодорожным средством транспорта в городе. Цена, как и на автобусы — в районе 1-2 юаней (45-90 копеек).

Самый быстрый поезд в мире Maglev курсирует от окраины Шанхая до его аэропорта. Поезд этот работает на магнитной подушке без трения с рельсами, он развивает скорость в 431 км/ч. Стоимость билета в одну сторону в обычный день — около 50 юаней (18,4 бел. руб.).

Автобус

Если же вам предпочтительнее автобус, то можно приобрести билеты в кассах автовокзалов. Однако стоит быть готовым к некоторым сложностям в общении с кассиром, особенно если нет уверенности в знании китайского языка. Для поиска расписаний и направлений лучше всего использовать поисковики на русском или английском языках. Некоторую информацию можно найти на англоязычных сайтах China Bus Guide.

Имейте в виду, что автобусы в разных провинциях Китая — это единственный доступный транспорт, особенно в связи с особенностями рельефа. В Даляне, например, общественный автобусный транспорт развит на высоком уровне. Более 150 маршрутов позволяют путешественникам с ограниченным бюджетом комфортно перемещаться по городу. Рабочее время автобусов различается в зависимости от конкретного маршрута, но в среднем они начинают ходить с 4:30 утра и заканчивают к полуночи.

автобус

У большинства автобусов отсутствуют кондукторы, поэтому перед посадкой необходимо готовить один или два юаня. Также следует помнить, что многие улицы в городе имеют одностороннее движение, поэтому не исключен случай, когда обратное движение будет осуществляться по другой улице. Если у вас возникнут трудности, не стесняйтесь обращаться к местным жителям — они обычно доброжелательны и готовы помочь иностранцам.

— Однажды, когда у меня не получилось оплатить проезд по студенческой карте, какая-то женщина протянула мне 2 юаня, чтобы я проехал без проблем. Но даже после того, как я оплатил проезд телефоном, деньги брать назад она отказалась, — с улыбкой говорит Саша. — Разнообразие автобусных маршрутов впечатляет. Например, от политехнического университета можно доехать до центра города без пересадок, правда, эта поездка занимает около часа. А если выбрать другой маршрут, то можно за полчаса (с учетом ходьбы) добраться до морского побережья. Проехать зайцем вряд ли удастся: вход в транспорт осуществляется через переднюю дверь, чтобы сразу при входе оплатить проезд — с помощью телефона, наличных или студенческой карты. Выход осуществляется через средние двери транспортного средства (в автобусах задних дверей нет).

Своим ходом

Такси

Такси в Китае можно узнать по плафону на крыше. Официальные такси имеют на нем определенный знак, что поможет вам отличить их от неофициальных. Также внутри машины должна быть карточка с фотографией водителя. Если вы не видите этой карточки или она скрыта, лучше не садитесь в такси, так как некоторые могут взять у вас больше денег за поездку.

Как и в любой стране, водители обязаны при начале поездки включать счетчик, который должен работать всю поездку. Так вы сможете получить чек в конце поездки, что поможет избежать переплаты.

тукси
К иностранцам в Китае относятся лояльно. И если к ним обратиться, то всегда смогут помочь.

Аналогом популярного приложения Uber в Китае является Didi. Можно вызвать такси через приложение WeChat, причем необязательно иметь китайский номер — данное приложение работает и с белорусскими, а также с привязкой белорусских карт.

Прожив почти полгода в Поднебесной, Саша научился вызывать такси с помощью местного приложения карт, прямо как в Яндекс.Картах:

— Нужно всего лишь задать нужный маршрут, а потом из возможных способов передвижения (автомобиль, автобус, велосипед или пешком) выбрать такси. Удобно то, что цену можно выбирать самому: перед заказом машины в приложении есть возможность выставить желаемую цену, например, от 10 до 30 юаней (4,5-13,2 наших). Если снизить ценовой диапазон, то, возможно, придется подождать, но меня обычно цена всегда устраивает. Среди местного официального такси есть еще и машины, которые находятся в личном пользовании водителя. То есть он работает таксистом, но на личном автомобиле, поэтому иногда могут приезжать и машины без наклеек или специальных знаков. Они выглядят более презентабельно, особенно если это новенький электрокар, каких тут полно.

Факты:

  • В 2010 году Китай впервые со времен «Форд-Т» опередил США по размеру рынка. В том же году КНР потеснила Японию с позиции крупнейшей автопромышленной нации, а потом и Германию.
  • На местном рынке ещё в 2016 году было представлено 130 автомобильных брендов, которые предлагали клиентам 952 модели, не считая вариантов исполнения одной модели с разным типом кузова.
  • Многие китайцы до сих пор носят защитные маски в общественном транспорте. Сейчас это стало частью культуры. Маски можно купить даже в популярных китайских магазинах, например, Hello Kitty.

Авто

В Китае наши права на вождение официально не действительны. Самый простой вариант решить эту проблему — найти знакомого с китайским ВУ. Второй способ — получение временных разрешений на вождение. Для этого нужно обратиться в ближайшее отделение полиции. Либо же можно подготовить документы, пересдать теоретическую часть и получить права китайского образца.

мото рикша
В некоторых китайских городах также предлагают услуги мото-такси

Велосипеды

Если предпочитаете более традиционные способы передвижения, в Поднебесной популярны городские велосипеды. Здесь помогут приложения Offo, Mobike или HelloBike, чтобы найти и разблокировать велосипеды в соответствующем цвете. Оплата осуществляется через приложение WeChat, где можно привязать белорусскую карту.

велик
В стране 120 млн. велосипедов, что составляет 6 велосипедов на 10 горожан. Стоянки и дорожки для велосипедов значительно сужают ширину части дороги

— На территории кампуса, где я учусь, предоставляются электровелосипеды. Стоимость — 2.1 юаня (1 рубль) за 20 минут поездки, но за территорией кампуса они не работают. Видно, что велосипедистов вне университета тоже не обделили: на всех автомобильных дорогах видна выделенная полоса для этого транспорта (или скутера, на которых местные жители доставляют еду).

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59