Меню

Транспортная мозаика. Как лучше перемещаться в Поднебесной?

транспорт
Фото: из открытых источников и героя материала

Население Китая превышает 1,4 миллиарда человек. Чтобы обеспечить возможность передвижения такого количества людей, требуется развитая система общественного междугороднего и городского транспорта, и в настоящее время она действительно впечатляет. Разбираемся, как устроен городской транспорт, какие приложения понадобятся и надо ли для всего этого знать китайский язык.

Между городами: самолеты и поезда

Когда нужно быстро переместиться между крупными городами и провинциями, авиатранспорт становится наиболее удобным вариантом. Вполне логично, что это и самый быстрый и не всегда самый дорогой способ передвижения. Для выбора и покупки авиабилетов удобнее использовать сайты-агрегаторы. Крупнейшие китайские авиакомпании осуществляют международные перелеты в страны СНГ. К примеру, Air China имеет рейс Пекин-Минск, а China Southern Airlines и China Eastern Airlines предлагают рейсы из разных городов до Москвы.

самолет
Иногда билет на самолет в Китае стоит дешевле, чем на поезд

Наш соотечественник Александр Брико, который уже почти полгода проживает в Китае и обучается в Даляньском политехническом университете, рассказал, что в его городе есть международный аэропорт Чжоушуйцзы. В 2014 году этот аэропорт обслужил более 17 миллионов пассажиров, что сделало его самым загруженным аэропортом Северо-Восточного Китая.

Когда я летел с Москвы до Пекина обо мне заботились: дали плед и наушники, чтобы можно было смотреть фильмы, два раза меня покормили, так как перелет занял около 8 часов, — рассказывает наш герой. — В аэропорту все указатели дублируются на английском, а если что-то не понятно, то всегда можно спросить и сотрудников. Но важно помнить, что перед посадкой на самолет (до Пекина или других китайских городов), нужно заполнить медицинский документ (онлайн с телефона, отсканировав qr-код), где указывается информация о вашем здоровье: болеете ли в данный момент или за 2-4 недели до этого, есть ли какие-то врожденные инфекции и т.п., а также базовую информацию (имя, национальность, дату рождения, номер паспорта и прочее).

Что касается цен на авиаперелеты, то Саша купил билеты около полугода назад из Москвы в Далянь с пересадкой в Пекине за 1000 бел. руб. Были и дешевле (начиная от 600 рублей), но ему они не подходили по дате.

Если говорить о железнодорожном сообщении, то в Китае главной особенностью являются вокзалы. Все они похожи друг на друга и предельно понятны для путешественников.

Поезда делятся на два типа: низкоскоростные и высокоскоростные. Разные типы поездов могут останавливаться на разных вокзалах, поэтому важно уточнить, где находится станция в зависимости от типа поезда. Иначе с билетом на низкоскоростной поезд вы можете опоздать на вашу станцию, если приедете на вокзал высокоскоростных поездов.

Поезд
В период китайских праздников билеты на любой вид транспорта раскупают заранее, а стоимость билетов на самолет в начале и в конце праздников увеличена в 2-3 раза, при этом цены на поезда не меняются

Если же такое случится, то билет можно вернуть в кассу, однако вы потеряете часть его стоимости. Также есть возможность обменять билет на ближайший поезд без доплат, если его стоимость такая же. Если цена на следующий поезд ниже, разницу вам вернут, а если выше, придется доплатить.

Интересно отметить, что тип поезда можно определить по его номеру. Например, поезда с номерами G, С и D относятся к комфортабельным скоростным поездам, а поезда, начинающиеся с Z, T и K или без заглавной буквы будут попроще и дешевле.

— По рассказам одногруппника, несмотря на 10-12 часов в пути на поезде, он обходится дороже, чем самолет (159 против 90 бел. руб.), который долетает за 3 часа, — вспоминает Саша. — Есть также скоростные поезда, время в пути которых составляет примерно 5 часов, но придется заплатить больше — 500 юаней (227 бел. руб.). Я бы предпочел поезд самолету несмотря на разницу в цене и времени в пути.

Даляньская железная дорога связана с железнодорожной сетью Северо-Восточного Китая и Северного Китая. Ежедневно из Даляня отправляется более 50 поездов в Пекин, Шэньян, Харбин и многие другие города.

Механизм городской жизни

Метро

Это один из самых популярных и удобных способов перемещения. Самая длинная ветка метро находится в Пекине и включает 45 станций протяженностью 57 км. Объезд всех станций занимает 104 минуты.

Как правило, стоимость проезда в метро зависит от расстояния между станциями и от конкретного города. В среднем цена билета составляет от 0,3 до 3 долларов (1 — 10 бел. руб.).

— Я оплачиваю билет через Alipay, а можно еще и через WeChat: просто сканируешь qr-код, когда выбираешь направление и количество билетов, и платишь, — рассказывает Александр Брико.

метро
Схема Даляньского метрополитена

Если вы собираетесь провести долгое время в городе, то для вас будет выгодно купить карточку для оплаты проезда. Ее можно регулярно пополнять, и каждая поездка обходится немного дешевле. Данной карточкой можно расплачиваться не только в метро, но и в других видах общественного транспорта. Если больше не понадобится карточка, то можно ее сдать и вернуть деньги.

Абсолютно все надписи, вывески и большинство объявлений в метро дублированы на английский язык.

— Чтобы выйти из метро, карточку, которую вы покупаете вначале поездки, нужно сдавать по прибытии на станцию назначения. После покупки карты ее сначала просто прикладывают на входе (как наши проездные), а на выходе отдают (как наши жетоны).

Даляньское метро или Даляньский быстрый транспортный переход — транзитная система в городе. В настоящее время действует система, состоящая из 6 линий.

Трамваи и троллейбусы

Кроме метро, в Китае популярны также трамваи и троллейбусы. В Даляне, например, трамваи работают с 1909 года. В настоящее время используется всего два маршрута, но они по-прежнему пользуются спросом у жителей и туристов. Что интересно, весь персонал трамвайной системы Даляня — женщины, включая водителей, кондукторов и даже начальника депо. Когда открылся метрополитен Даляня, трамваи были единственным железнодорожным средством транспорта в городе. Цена, как и на автобусы — в районе 1-2 юаней (45-90 копеек).

Самый быстрый поезд в мире Maglev курсирует от окраины Шанхая до его аэропорта. Поезд этот работает на магнитной подушке без трения с рельсами, он развивает скорость в 431 км/ч. Стоимость билета в одну сторону в обычный день — около 50 юаней (18,4 бел. руб.).

Автобус

Если же вам предпочтительнее автобус, то можно приобрести билеты в кассах автовокзалов. Однако стоит быть готовым к некоторым сложностям в общении с кассиром, особенно если нет уверенности в знании китайского языка. Для поиска расписаний и направлений лучше всего использовать поисковики на русском или английском языках. Некоторую информацию можно найти на англоязычных сайтах China Bus Guide.

Имейте в виду, что автобусы в разных провинциях Китая — это единственный доступный транспорт, особенно в связи с особенностями рельефа. В Даляне, например, общественный автобусный транспорт развит на высоком уровне. Более 150 маршрутов позволяют путешественникам с ограниченным бюджетом комфортно перемещаться по городу. Рабочее время автобусов различается в зависимости от конкретного маршрута, но в среднем они начинают ходить с 4:30 утра и заканчивают к полуночи.

автобус

У большинства автобусов отсутствуют кондукторы, поэтому перед посадкой необходимо готовить один или два юаня. Также следует помнить, что многие улицы в городе имеют одностороннее движение, поэтому не исключен случай, когда обратное движение будет осуществляться по другой улице. Если у вас возникнут трудности, не стесняйтесь обращаться к местным жителям — они обычно доброжелательны и готовы помочь иностранцам.

— Однажды, когда у меня не получилось оплатить проезд по студенческой карте, какая-то женщина протянула мне 2 юаня, чтобы я проехал без проблем. Но даже после того, как я оплатил проезд телефоном, деньги брать назад она отказалась, — с улыбкой говорит Саша. — Разнообразие автобусных маршрутов впечатляет. Например, от политехнического университета можно доехать до центра города без пересадок, правда, эта поездка занимает около часа. А если выбрать другой маршрут, то можно за полчаса (с учетом ходьбы) добраться до морского побережья. Проехать зайцем вряд ли удастся: вход в транспорт осуществляется через переднюю дверь, чтобы сразу при входе оплатить проезд — с помощью телефона, наличных или студенческой карты. Выход осуществляется через средние двери транспортного средства (в автобусах задних дверей нет).

Своим ходом

Такси

Такси в Китае можно узнать по плафону на крыше. Официальные такси имеют на нем определенный знак, что поможет вам отличить их от неофициальных. Также внутри машины должна быть карточка с фотографией водителя. Если вы не видите этой карточки или она скрыта, лучше не садитесь в такси, так как некоторые могут взять у вас больше денег за поездку.

Как и в любой стране, водители обязаны при начале поездки включать счетчик, который должен работать всю поездку. Так вы сможете получить чек в конце поездки, что поможет избежать переплаты.

тукси
К иностранцам в Китае относятся лояльно. И если к ним обратиться, то всегда смогут помочь.

Аналогом популярного приложения Uber в Китае является Didi. Можно вызвать такси через приложение WeChat, причем необязательно иметь китайский номер — данное приложение работает и с белорусскими, а также с привязкой белорусских карт.

Прожив почти полгода в Поднебесной, Саша научился вызывать такси с помощью местного приложения карт, прямо как в Яндекс.Картах:

— Нужно всего лишь задать нужный маршрут, а потом из возможных способов передвижения (автомобиль, автобус, велосипед или пешком) выбрать такси. Удобно то, что цену можно выбирать самому: перед заказом машины в приложении есть возможность выставить желаемую цену, например, от 10 до 30 юаней (4,5-13,2 наших). Если снизить ценовой диапазон, то, возможно, придется подождать, но меня обычно цена всегда устраивает. Среди местного официального такси есть еще и машины, которые находятся в личном пользовании водителя. То есть он работает таксистом, но на личном автомобиле, поэтому иногда могут приезжать и машины без наклеек или специальных знаков. Они выглядят более презентабельно, особенно если это новенький электрокар, каких тут полно.

Факты:

  • В 2010 году Китай впервые со времен «Форд-Т» опередил США по размеру рынка. В том же году КНР потеснила Японию с позиции крупнейшей автопромышленной нации, а потом и Германию.
  • На местном рынке ещё в 2016 году было представлено 130 автомобильных брендов, которые предлагали клиентам 952 модели, не считая вариантов исполнения одной модели с разным типом кузова.
  • Многие китайцы до сих пор носят защитные маски в общественном транспорте. Сейчас это стало частью культуры. Маски можно купить даже в популярных китайских магазинах, например, Hello Kitty.

Авто

В Китае наши права на вождение официально не действительны. Самый простой вариант решить эту проблему — найти знакомого с китайским ВУ. Второй способ — получение временных разрешений на вождение. Для этого нужно обратиться в ближайшее отделение полиции. Либо же можно подготовить документы, пересдать теоретическую часть и получить права китайского образца.

мото рикша
В некоторых китайских городах также предлагают услуги мото-такси

Велосипеды

Если предпочитаете более традиционные способы передвижения, в Поднебесной популярны городские велосипеды. Здесь помогут приложения Offo, Mobike или HelloBike, чтобы найти и разблокировать велосипеды в соответствующем цвете. Оплата осуществляется через приложение WeChat, где можно привязать белорусскую карту.

велик
В стране 120 млн. велосипедов, что составляет 6 велосипедов на 10 горожан. Стоянки и дорожки для велосипедов значительно сужают ширину части дороги

— На территории кампуса, где я учусь, предоставляются электровелосипеды. Стоимость — 2.1 юаня (1 рубль) за 20 минут поездки, но за территорией кампуса они не работают. Видно, что велосипедистов вне университета тоже не обделили: на всех автомобильных дорогах видна выделенная полоса для этого транспорта (или скутера, на которых местные жители доставляют еду).

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59