Меню
Голас Любаншчыны

Какую роль сыграл Китай в восстановлении дипотношений между Ираном и Саудовской Аравией

Иран и Саудовская Аравия
Фото: anfrussian.com,

Между Ираном и Саудовской Аравией дипломатические отношения были разорваны после казни в 2016 году аятоллы Нимра ан-Нимра, авторитетного шиитского проповедника. С тех пор Исламская Республика, где исповедуют ислам шиитского толка, и суннитская монархия прервали всяческие контакты между собой, несмотря на то, что именно на них замыкалось решение большинства проблем региона.

Невзирая на взаимные, казалось бы, неразрешимые противоречия и претензии, оба государства выражали стремление к диалогу по восстановлению отношений не напрямую, путем непосредственных контактов, а через посредников, в роли которых в разное время выступали Ирак и Китай.

Весной 2021 года в Багдаде даже прошло несколько раундов иранско-саудовских переговоров, которые шли с переменным успехом, то прерываясь, то возобновляясь.

В начале 2022 года, когда Саудовская Аравия приняла иранских дипломатов, приехавших работать в штаб-квартиру Организации исламского сотрудничества, находящуюся в саудовской Джидде, показалось, что восстановление дипломатических отношений будет скорым шагом. Но этого не произошло не потому, что стороны потеряли интерес к примирению, а потому, что Иран переключился на свои внутренние проблемы. Другими словами, у одной из сторон не было времени вплотную этим заняться.

Подписание

В пользу последнего говорят факты, подтверждающие интерес обеих сторон к восстановлению дипломатических отношений. Тегерану было необходимо укрепить свое положение в собственном регионе, пошатнувшееся в связи с невозможностью восстановить отношения с Соединенными Штатами, пытавшимися, но затем отказавшимися от «ядерной сделки», что повлекло за собой повышение активности Израиля в Сирии. Действия США и Израиля фактически сковали возможности Тегерана удерживать свои позиции в Сирии, Ираке и Ливане. Поэтому в Тегеране решили улучшить свое международное положение путем нормализации отношений с Саудовской Аравией.

Последняя выражала благосклонность шагам Ирана навстречу по причине сокращения присутствия США на Ближнем Востоке, несмотря на предпринимаемые Штатами попытки дипломатического прорыва в этом регионе, а также из-за постоянной угрозы со стороны йеменских хуситов и атак иранских хакеров на объекты инфраструктуры Королевства, не говоря о неподдающихся расследованию загадочных взрывах на саудовских танкерах, перевозящих нефть.

Наконец, после более чем годового затишья иранско-саудовской нормализации, в новостную ленту мировых СМИ ворвалась новость о соглашении по нормализации, подписанное в Пекине. 6 – 10 марта в китайской столице прошли переговоры, в ходе которых секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Шахмани и советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаид аль-Айбан подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений и возобновлении работы посольства.

Как принято в практике международных отношений, подробности формулы примирения, подписанного неожиданно, в течение некоторого времени не разглашаются. Но, независимо от того, о чем гласит договоренность, всем понятно, что противоречия между Ираном и Саудовской Аравией окончательно не разрешены по причине того, что они кроются в области религиозных различий и различий геополитической ориентации, которая ввиду посредничества Китая может быть подвергнута значительной корректировке.

Официальный Пекин, по-восточному мудро, без шума и пыли, неожиданно выступивший в роли посредника и успешно справившийся с ней, теперь станет противовесом США на Ближнем Востоке. Это важно и для имиджа Китая: в отличие от США, он на деле показал свою способность предотвращать региональные конфликты и, вполне возможно, что Пекин может иметь успех в посредничестве между Россией и Украиной, ведь не зря же выдвинуты «12 пунктов Си Цзиньпина», и председатель КНР после визита в Москву намерен провести переговоры по видеосвязи с президентом Украины.

Если смотреть на международные проблемы меньшего масштаба, то договор, заключенный в Пекине, показал государствам глобального Юга, на кого имеет смысл полагаться в решении своих проблем. В пользу последнего утверждения можно привести факт предложения Си Цзиньпином провести в Пекине саммит государств Персидского залива с участием Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Объединённых Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.

Соберется ли в Пекине саммит, пока не ясно, но становление Китая как универсального посредника уже не поддается никакому сомнению.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59