Меню
Голас Любаншчыны

Битва за Веру. Что должно стать стражем белорусской нравственности и культуры

Церковь
Фото: president.gov.by и Вячеслав Цуранов

Православная церковь погружается в цвет скорби.  Вокруг — церковные переделы, войны, зачистка территорий от истинной Веры. У нас цвет скорби — это дресс-код Великого Поста. В этот период вспоминаем величайшую трагедию истории: человек распял Бога. Но в то же время и распинаем свои страсти и грехи. Вглядись человек в себя, в свое сердце, честно и глубокого, куда ни с помощью КТ, ни с помощью МРТ не погрузишься, в Марианский желоб человеческой души, именно оттуда исходят все распри, ненасытность, войны, нечистота и даже противление Богу. Этот балласт тянет на самое дно, а дна у территории инфернального бытия, как известно, нет. Но каждый год есть всегда шанс, сбросить с себя это груз грязи, и расправив крылья, что называется подняться вверх. Кстати, это порой ощутимо даже на физическом уровне, и не только из-за уменьшения показателей на весах. Великий Пост — это утончение человека на сакральном уровне. Это то усилие, которое передает самый известный фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы — Сотворение Адама, картина фреска, написанная Микеланджело Буонарроти.  Приложить усилие, чтобы хоть чуть-чуть сократить расстояние до Творца. Ожить. Переродиться, чтобы затем расцвести. Это как с уличными цветами. Пробудить тягу к жизни.  Это и есть — Весна души.                           

Разговор по душам

Великий Пост — это битва сначала с собой, а затем уже с искусителем. Но сейчас это ведь происходит на фоне мировой и уже видимой битвы добра со злом, битвы за Веру.  Символично в этот сложнейший период истории и в канун очистительного периода для каждого православного – Президент встретился с Синодом БПЦ. Эта встреча стала исторической. А сама беседа — разговор по душам. Прошлый раз Глава государства встречался в помпезных интерьерах Всесвятского Храма. В нем, нашем памятники современной белорусской архитектуры угадывается византийская величественность. Нынешняя встреча — в более скромных покоях белорусского Экзархата. Действительно белорусское православие — тонкое и чувствительное, нет в нем размаха политических амбиций. Вера наших предков никогда не была инструментом оправдания больших решений. Белорусское православие — кроткое что ли. Как главный православный храм страны — камерный и по-домашнему теплый. Облик, очертания собора, не грузный, он как мелодия души тянется вверх. А вот, видимо, не случайно в других центрах принятия религиозных решений — неустроения. И от всех этих проблем нельзя отделиться не пограничными столбами, ни церковной оградой. Тем более, когда центры управления конфессиями, представленными в Беларуси, находятся за пределами страны, а религию открыто превращают в слугу политики.

Лукашенко

 «Мы это вынуждены признать. Невозможно без боли смотреть на религиозное противостояние в нашей братской Украине: захват храмов, уголовное преследование священников, борьба за главную святыню нашего православия — Киево-Печерскую лавру, — сказал Президент. — Трагедия разгорается и на Святой Земле, которая имеет сакральное значение для всех мировых религий. К сожалению, мы видим попытки втянуть в этот конфликт как можно больше других стран и народов. Все самые кровопролитные войны на земле начинались на почве религиозных разногласий. Эту карту и сегодня разыгрывают идеологи цветных революций и мятежей. В таких условиях важно сохранить равенство прав и диалог между представителями всех вероисповеданий. Ведь еще Владыка Филарет отмечал, что межконфессиональный мир — главнейшее достижение Беларуси».

Но при всех испытаниях далеких и близких, открытых и глубинных Беларусь остается площадкой миролюбивого религиозного общежития. Это надо признать — заслуга первого лица государства. У нас звонари храмов и костелов приветствуют друг друга колокольным звоном, а верующие разных конфессий — поздравлениями. И это происходит в непростых условиях противостояния между, условно, говоря русским миром и западной цивилизацией. В отличие от Иерусалима, на землях белорусского Иерусалима звучит молитва, а взрывы.  Это золотое достижение белорусского государства.  Чтобы сохранить это, глава государства и настроил беседу на открытый лад. Без лишней елейности обсудили самые острые моменты в жизни церкви и общества.

Когда звучит Симфония

Симфония — это образное название синергического принципа отношений между властью и церковью времен расцвета Византии. Беларусь это повторяет. Сначала настроить это звучание, а затем десятилетиями исполнять, образно говоря в четыре руки, удалось двум патриархам (не по сану) белорусской действительности Александру Лукашенко и почившему митрополиту Филарету.  Сначала исторические личности вместе работали в Овальном зале, а затем оба засевали ниву государственного становления нынешней Беларуси.  Президент с любовью относился к Владыке, и с благодарностью хранить память о первом Экзархе Независимой Беларуси.  Очевидцы с умилением вспоминают даже не разговоры, а теплые беседы Политика и Святителя. Филарет – выходец из древнего рода русского купечества — автор Дня памяти Всех белорусских Святых.  В сонме небесных заступников Беларуси почти 80 человек. Это свидетельство и о богатой духовной жизни нашего народа и, почитай легитимизация нашей государственности. В европейской традиции, именно Христианство было залогом формирования государства.  А истоки многих атрибутов светской власти — из библейского родника.

Православие — не только основополагающая религия формирования белорусского этноса и нашей государственности, это тот библейский жезл Аарона, на который опирается этноконфессиональный мир нашей страны. При подавляющем большинстве православные не диктуют свою волю.  А лишь протягивают раскрытую ладонь к рукопожатию католикам, иудеям, мусульманам. Сильный всегда кроткий и смиренный.

Лукашенко

«В нашей стране заложены прочные основы взаимодействия Белорусской православной церкви и наших властей, государства в целом. Иначе и быть не могло. История православия на белорусских землях неразрывно связана с историей становления нашей государственности, — сказал Президент на встрече с Синодом. — Здесь на стыке цивилизаций, неоднократно разворачивалась арена военных действий. В таких условиях было крайне сложно сформироваться и заявить о себе отдельному народу, не говоря о создании государства. У белорусов это получилось. Во многом благодаря духовному стержню наших предков. Поэтому у государства и православной церкви много точек соприкосновения».

Тон гармоничному звучанию между Государством и Церковью задал Александра Лукашенко и владыка Филарет.    У нынешнего Экзарха задача сохранить высокие ноты этой Симфонии. Особенно, сейчас в непростое время перемен.  Власть готова. Первый всегда демонстрирует свою поддержку: на главные праздники всегда рядом с прихожанами. Обид у других конфессий не должно возникать.  Куда приглашают — туда и идет.  Но в ментальном и цивилизационном плане мы выбрали путь по византийской дороге. Хотя тянули и тянут, свернуть в топи духовной жизни и дебри западной цивилизации.

Страж белорусской нравственности

Пост — это не только убрать со стола колбасу или лампады красочно-красного цвета заметить на темно-фиолетовые. Это глубинная метанойя. Не фарисейский подход. Содержание важно. Достучаться, дойти до сердца, ка как это делали даже в годы гонений в кирзовых сапогах архиереи. Сейчас в церкви время благоденствия. В этом заслуга светских властей.   

В стране 36 монастырей и почти 1900 храмов. Многие центры христианства являются объектами исторического наследия, и государство вкладывает в их развитие. А по личной инициативе Президента производятся доплаты преподавателям и семинаристам духовных школ. Но современные богословы ориентируют, что времена прорабов в Церкви прошли, теперь нужны – сугубо пастыри. Храм не в бревнах, а в рёбрах.

Целые автопарки и духовные центры, библиотеки и братства. Но результат не всегда ожидаемый. Тема поиска себя, конечно, в области философии и религии.  Но коль внуки бабушек-богомольцев в белых платочках ищут ответы на эти вопросы у адептов из далеких островов Шри-Ланки, то значит, есть проблемы в работе с паствой. Не дошли.  Не достучались.  Смыслы пастырей из заокеанских сект люди впускают в свое сердце, а путь к вере проотцов зарастает бурьяном. Дело ведь не в техническом обеспечении средств работы с прихожанами. Ютуб-трансляции и экраны у храмов. Основной портрет прихожанина, как и раньше бабушка, да есть молодые лица, в большие праздники заглядывает интеллигенция, чтобы поставить свечу, припаркует у храма свой бизнес-седан богатый белорус. Но…

Лукашенко

«Церковь ждет, что люди сами придут к Богу. Но, мне кажется, это процесс встречный, и церковь должна сделать шаг навстречу простому человеку. Надо учиться нести слово Божье так, чтобы оно было понятно каждому. В обществе выражен запрос на живое действенное слово пастыря, — сказал Александр Лукашенко. — Государство высоко ценит общепризнанный авторитет наших православных иерархов. К вам прислушиваются миллионы наших соотечественников».

Все ведь начинается с человека внутреннего. Белорусский народ, глубинное общество — трудолюбивое, спокойное, и не заносчивое. Но глобальный мир меняется. И эти пертурбации оказывают влияние на человека.   В каждой комнате — по телевизору, у каждого члена семьи — по гаджету. Достаток и комфорт — успехи государственной власти ¬- не делают нас лучше.  Только растут аппетиты. Если у кого-то несогласие с этим утверждением. Сравните фотографии городов, парковки у подъездов и потребительские корзины мидл-класса. Белорусы уже стали европейцами в бытовом плане, хорошо, что не в ментальном. Мы стали посытнее, поухоженнее, респектабельнее, но стали ли мы счастливее? Это вопрос духовной сферы.  А внутренне неустройство передается на внешнюю среду. И кто с этим-то работать будет? Общество потребления, теперь через окна Овертона и смарт-экраны начинает лопать, своим сознанием – убийственные (в прямом смысле) — западные патеры. «С одной стороны, это связано с небывалыми темпами развития технологий (я имею в виду прежде всего внедрение искусственного интеллекта, современные средства коммуникаций и прочее), — пояснил Александр Лукашенко. — С другой, — нам навязывают заведомо деструктивные, разрушительные для общества и государства идеи вседозволенности, потребительства, бездетности, ЛГБТ и другие».

Если раньше православие выступало как стержень развития государственности и исконного желания крестится на Восток, то сейчас православие является еще и стражем традиционного общества. Ну, а кто этим займется. Институты государственной власти заняты земными вопросами и проблемами. Да ещё через некоторые ведомства пытаются внедрить и нам западные тренды. Белорусское общество испытывает беспрецедентное давление на уровне идей и ценностей.

Если раньше целью унии — иезуитского инструмента — было украсть Веру предков, чтобы переформатировать на Запад. То сейчас к предательству добавился садомский смрад.  Западная цивилизация теперь уже не территория комфорта и потребления, теперь это локация открытого уничтожения человечности.

Свечи церковь

Именно Церковь как страж библейских традиций должна была бить во все колокола, предупреждать светские власти — грядёт опасность.  Но с этим в Синод пришел глава государства.  И сторонки Президента, и критики нашей модели развития либо не понимают, либо сознательного не замечают ту глобальную миссию, которую несет наш Президент. Теперь Беларусь Белая — чистая Русь — целая вертикаль смыслов. Чтобы сохранить это порой надо бить в набат. Но нет, вместо этого некоторые бунтари в рясах колоколами встречали невероятные марши заблудших. А ведь шлейфом за мятежниками всегда тянутся: гендерная философия, пагубное язычество и новые нормальности.  Кстати, большинство открытых прозападных сторонников в рясах, уехав из страны, поменяли присяге Русской Православной Церкви и уже вместо Христа, занялись проповедью гендерной биологии и оправданием девиаций.  Это не осуждение, это факты.               

Что касается «земных» запросов со стороны Белорусской православной церкви, то вопросов к просьбам и предложениям готов целый пул высших должностных лиц.  Поэтому доверие и ожидания у властей от Белорусского Экзархата большие. Стратегические.  

«Везде хотят поджечь, создать хаос. Потому что не хочется многополярного мира. Хочется управлять миром, как раньше. Американцам. Нам надо пройти этот путь. Но мы прорвемся — отметил глава государства. «С Божьей помощью!» — добавил архиепископ Брестский и Кобринский.

«Да, с Божьей помощью. Если мы себя достойно будем вести, так, может быть, увидит (Господь) и поможет где-то», — резюмировал Президент.

Православие должно стать стражем белорусской нравственности, традиции, культуры.  А через это нашего будущего. Ведь дух творит формы. И когда начинать эту работу, если не сейчас? В самый ответственный период года для каждого из нас и для церкви во всей ее полноте. Время личной битвы с грехом, и общей мировой битвы за ВЕРУ Христову!

Минское епархиальное управление
совещание
Дворец Независимости
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59