Как изменения в ЕС и распад СССР формировали новую Европу
В 1990-е годы особенно ярко проявился удивительный политический контраст, который многие по праву не посчитали простым совпадением. Тогда распался Советский Союз, а Европейское экономическое сообщество превратилось из экономического объединения в политическое, назвавшись Европейским Союзом.
Спустя очень короткое время стало ясно, что новый субъект международных отношений имеет намерение расширяться за счет бывших социалистических стран, которым начали навязывать «европейские ценности». Расширение Евросоюза имело единственную цель: превращение его в глобального игрока, сравнимого с Соединенными Штатами. Брюссель мечтал занять место Советского Союза в разрушающемся на глазах биполярном мире.
На рубеже тысячелетий во главе ведущих государств ЕС, а также в самом руководстве Евросоюза находились дальновидные и адекватные политики, понимавшие, что без России, которая также гипотетически могла стать членом ЕС, или, по меньшей мере, без ее согласия, превращение «объединенной Европы» в самостоятельный центр глобального влияния не удастся. Подтверждение тому — заголовки некоторых западноевропейских печатных изданий, один из которых звучал так: «Европейский пирог не может быть испечен без российского повара».
Можно сказать, что до 2004 года отношения между ЕС и Россией были, если сравнивать их с нынешними, вообще беспроблемными. Все дело в том, что именно двадцать лет назад произошло самое крупное в истории расширение Евросоюза. Тогда в его ряды влились десять государств, среди которых находились и те, которые затаили «историческую обиду» на Россию. В Брюсселе, скорее всего, тогда даже не подозревали, что принятые в ЕС государства Балтии и Польша будут открыто ориентироваться на Вашингтон и позволять себе постоянные антироссийские выпады.
Следует отметить, что другие «новые» государства Евросоюза, имевшие «историческую обиду» на Россию, не поддались влиянию Польши и стран Балтии, выстраивая свои отношения с Москвой, от которых веяло определенной прохладцей. Но такого открытого стремления к конфронтации, демонстрируемого Варшавой или Вильнюсом, не было. Тогда американский план не сработал.
Евросоюз, в пику американцам, стремился к всестороннему сотрудничеству с Россией, совместно с которой начали реализовываться крупнейшие инфраструктурные проекты вроде «Северных потоков», а доступ на рынки друг друга был открыт.
Существующая идиллия пошатнулась, когда в европейской политике произошла «смена поколений». Вместо прагматиков вроде Герхарда Шредера, Сильвио Берлускони и Жака Ширака пришли политики совершенно иного толка. Идеалом для них стало не стремление сделать Европейский Союз самостоятельным геополитическим игроком, чего достичь было невозможно без тесного сотрудничества с Россией, а открытая ориентация на США, которые изначально не одобряли прочные связи европейских столиц с Москвой.
Причем окрики из Вашингтона были настолько громкими, что «объединенная Европа» так и не услышала и на свою голову проигнорировала «мюнхенскую речь» Владимира Путина, а спустя год, не иначе, как с американского одобрения и в пику России, признала независимость Косова.
Далее в мае 2009 года Евросоюзом была запущена программа «Восточное партнерство», направленная на ползучую интеграцию в ЕС государств бывшего СССР, включая Республику Беларусь и Украину. Подписание между Брюсселем и Киевом договора об ассоциации с ЕС привело в конечном итоге к евромайдану и нынешним событиям вокруг Украины. Россия пыталась договориться с Брюсселем о недопустимости подобной политики, но это ничего не дало.
На Россию в Европейском Союзе начали смотреть как на «неоимперское государство», укрепление позиций которого на международной арене оценивались не иначе, как «опасный для Европы реваншизм».
Переломным в отношениях между ЕС и Россией стал 2014 год, когда крупнейшие государства объединения, которые были ведущими торговыми партнерами России, ввели экономические санкции против Москвы, многократно усилившиеся в начале 2022 года. А с военной помощью Украине от былых отношений между ЕС и Россией не осталось и следа.
В Брюсселе уже полагают, а натовские стратеги это подтверждают, что военного столкновения между Западом и Россией не избежать. Некоторые европейские политики видят в этой конфронтации усиление глобального влияния Евросоюза, особенно, если последний сможет достигнуть консенсуса между своими государствами-членами по вопросам общей оборонной политики, направленной на «предотвращение российской агрессии». В руководящих структурах Евросоюза на полном серьезе считают, что «объединенная Европа» сможет стать глобальным игроком на международной арене только в том случае, если будет проводить совместную политику в области безопасности и обороны, направленной на противостояние России.
Нынешнее состояние европейских армий показывает, что без поддержки США и НАТО Европа еще долгое время будет уязвима, даже тогда, когда там решат, что «российская угроза» не истинная, а мнимая. Это означает, что Брюссель, плотно попавший в политическую, военную и экономическую зависимость от Вашингтона, никак не может быть самостоятельным субъектом глобальной политики. Такой шанс был в начале 1990-х, но последующие поколения европейских политиков его свели на нет.