Молодой город или место с давней историей? Сравнили жизнь в Жодино и Крупках
Сегодня в рамках проекта «Битва городов» мы сосредоточимся на Жодино и Крупках. Обмен, согласитесь, достаточно неожиданный и неравнозначный по масштабам. Жодино — город областного подчинения, которые славится своей промышленностью. Крупки же больше специализируются на сельском хозяйстве. Впрочем, это отнюдь не умаляет достоинств одного либо второго объекта очередного туристического путешествия. У обоих городов богатая история, они прекрасны своей неповторимостью.
Справочно: по данным Белстата на 1 января 2024 года в Крупках проживает 8410 человек. В Крупском районе – 21723. В Жодино, который, к слову, не имеет статуса райцентра – 63744. То есть в городе самосвалов-гигантов компактно поселились 3 Крупских района, или 7,6 населенных пунктов равнозначных Крупкам.
Жодино
Итак, из небольшого и уютного города Крупки отправляемся в густонаселенный промышленный центр. И сразу важный плюс для туриста-путешественника очевиден: доехать из пункта А в пункт Б не сложно. Жодино расположился практически на полпути к столице. Города соединяют автомагистраль М1 и железная дорога «Минск-Орша».
Признаюсь, раньше для меня Жодино был исключительно транзитным. Поэтому утверждать, что никогда здесь не была — не получится. Но также мне никогда раньше не доводилось гулять по его улочкам. Заезжали мы в Жодино лишь в тех случаях, когда ехали через Борисов в Минск по автодороге Р53.
И в этот раз был выбран путь привычный, и средство передвижения — автомобиль. Въехали в город по проспекту Ленина. И буквально сразу встретили два главных символа Жодина.
Справа — монумент Матери-патриотке Анастасии Фоминичне Куприяновой. Пять ее взрослых сыновей отдали жизни за Победу в Великой Отечественной войне. Это эмоционально сильная композиция. По сюжету мать провожает своих детей на фронт. Младший Петр оглядывается, будто чувствует, что видятся в последний раз. Именно Петр Куприянов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Анастасия Куприянова стала символом матерей, потерявших своих сыновей на войне. Знаменитый памятник-монумент установлен ей еще при жизни.
Слева расположился один из крупнейших заводов в мире по производству карьерной техники, основное градообразующие предприятие — «БелАЗ». Это место не может обойти стороной ни один турист. Многие едут специально, чтобы увидеть самые большие самосвалы в мире. Их вес исчисляется сотнями тонн, высота — десятками метров.
«Город в городе» — так называют предприятие сами жодинцы. Из 60 тысяч населения – 9 тысяч работают здесь. Территория оснащена практически всей инфраструктурой: магазины, кафе, медучреждения, курсируют автомобили, отвозящие сотрудников из корпуса в корпус. И конечно здесь развивается промысленный туризм. Наилучший вариант собрать группу любознательных и любопытных, заказать экскурсию и по полной погрузиться в мир машиностроения. Интерес представляет также музей, где собраны этапы истории создания гигантских автомобилей.
Подсказка: осенью — в День автомобилиста и дорожника — на БелАЗе традиционно объявляется День открытых дверей.
Еще одна достопримечательность — на проспекте Мира находится Аллея фонарей протяженностью 1,5 км. Она создана за счет предприятий города.
А недавно в городе появилась еще одна значимая достопримечательность, которую туристам упустить – значит не получить весь спектр впечатлений. Это поездка на электробусе. Нам повезло ее совершить вместе с генеральным директором ОАО «Минскоблавтотранс» Сергеем Мацуковым и директором филиала «Автомобильный парк №18» Юрием Кульвановским.
Узнали, что в ведении автопарка Жодино сейчас 14 единиц элетротранспорта. В день нашего посещения города (7 июня) на линях курсировали два электробуса. Внешне они мало отличаются от обычных дизельных автобусов — разве что цветом (в голубом исполнении) и наличием валидаторов в качестве альтернативного способа оплаты поездки.
— Проект пуска электротранспорта на городские линии — пилотный, и соответственно, мы постепенно включаем эту технику в жизнь города, — отметил Сергей Мацуков. — Это все-таки новый продукт для филиала белорусского завода «МАЗ», расположенного в Жодино. А значит, мы хотим досконально протестировать каждую единицу в работе, в оперативном порядке некоторые моменты дорабатываются, улучшаются. И именно поэтому обычные автобусы также пока не убираем с маршрутов. Однако в перспективе электробусы будет обслуживать не только население города, но и пригорода.
Основные плюсы электротранспорта очевидны: экономия нефтепродуктов, экологичность, снижение уровня шума, удобство для водителей и пассажиров. Очевидные плюсы: наличие климатконтроля, возможностей для зарядки мобильных телефонов и т.д., низкопольные сиденья, наличие специально оборудованной площадки для людей с ограниченными возможностями.
— Планов по развитию системы городского транспорта много, и мы их постепенно внедряем, – подчеркивает директор автопарка Юрий Кульвановский. – Кроме включения электробусов в сеть городского транспортного сообщения, начали установку электронных табло движения транспорта на остановочных пунктах. Все 136 остановочных павильонов также в скором времени будут заменены на новые – в едином стиле, благоустроены посадочные площадки. Четыре «узловых» остановочных пункта будут оснащены информационными экранами с приложением «Мой город». Ремонтные работы ожидаются и на автостанции города. Важный пласт работы предстоит выполнить по внедрению новой для жодинцев системы оплаты проезда в городском транспорте с помощью валидаторов. И турист, и горожанин уже сегодня кроме традиционных вариантов оплаты – талонов и с помощью интернет-приложений – в элекробусах может рассчитаться за поездку электронной картой, приложив ее к валидатору. На карту на выбор можно записать определенное количество поездок либо ее период действия. Сейчас это можно сделать на автостанции либо в автопарке, со временем пункты реализации карт будет больше.
Мы убедились, что Жодино был и остается современным, интересным и ухоженным городом. Горожане трепетно относятся к внешнему облику города. Здесь все аккуратное, милое, большое внимание уделено деталям.
Из истории: изначально Жодино возникло как небольшой городок Богуслав Поле. Произошло это в 1643 году. И это, что большая редкость в истории, абсолютно точная дата. Населенный пункт основал Богуслав Радзивил, чтобы где передохнуть в дороге. Подробно о том, как это было и о вехах истории до современного дня могут рассказать в Жодинском историко-краеведческом музее.
Крупки
«Битва городов: легко!» — сказали мы и отправились сравнивать со собкором из Крупок — Жодино и Крупки. На самом деле наши города находятся в разных «весовых» категориях. Жодино — город молодой, датирован 20 веком. Крупки насчитывают как минимум 5 веков, численность населения 64 тысячи против 6.
НО… поехали!
Как добраться
Из Жодино до станции «Крупки» ходят поезда межрегиональных линий как эконом-класса, так и бизнес. На электричке эконом-класса путь занимает плюс-минус около часа, на знаменитом Штадлере — менее получаса. Стоимость проезда от 2,27 на простой электричке до 6 с «хвостиком» на суперсовременном поезде.
Говорят, чтобы проехать расстояние от Жодина до Крупок на велосипеде, потребуется 3 часа, а пешком 13 часов — правда, мы не пробовали!
Выходя на станции «Крупки», попадаешь после большого города в какой-то особенный мир — размеренный и спокойный. Здесь никто никуда не спешит — слышен крик петухов, пение птиц и чувствуется запах свежескошенной травы. Тут, на станции, и магазин есть, но он совсем маленький, но, как говорят местные жители, всего для покупок достаточно.
Правда, нас ждала небольшая проблема — оказывается станция находится от города в 5 километрах. Автобус ходит нечасто, так что пришлось воспользоваться авто (время в пути около 10 минут).
Вчера, сегодня и завтра Крупок
Колорит маленького городка, родина космонавта Владимира Коваленка и олимпийской чемпионки Екатерины Карстен, музей с атмосферой из прошлого в будущее, улочки центра с сохранившимися домами и новые микрорайоны — таким запомнятся Крупки, если приехать туда в первый раз.
Кстати, свое название город получил от растения крупка. Это растение семейства капустных даже изображено на гербе населенного пункта.
Крупки и знаменитое озеро Селява — старинное поселение. По словам директора музея Тамары Больбот, здесь проходил путь из варяг в греки. Именно с этим связаны те уникальные находки в озере, которые датируются каменным и бронзовым веками. Все они есть в музее.
Гордость Крупок — люди. Это дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Владимир Коваленок и Великая Екатерина, именно так называют крупчане олимпийскую чемпионку Екатерину Карстен.
В музее по крупицам собирают свидетельства прошлого родной земли.
— Когда мы делали экспозицию, — рассказывает директор музей Тамара Больбот, — нам не пришлось ничего искать или покупать. Крупчане сами несли в музей то, что оставалось в домах их родителей. Калитка перед входом в музей внизу имеет зазор: в нерабочие дни музея жители нашего города просто оставляли вещи. У нас даже кофемолка 18 столетия есть!
Знаковым местом для Крупок считается старинный парк. Он заложен местным помещиком Карлом Святским. В парке растут деревья, посаженные еще в 19 веке. Именно здесь открывается живописный пейзаж на реку Бобр с фонтами. Парк — любимое место отдыха крупчан.
При въезде в город появился новый микрорайон. Горожане помнят, что совсем недавно здесь был пустырь, но не прошло даже трех лет — «выросли» новые дома, улицы, строится физкультурно-оздоровительный центр. В районе новостройки уже есть новые современные фонари, ведется благоустройство дороги, запланирована установка двух светофоров.
Бассейн в Крупках есть, но находится в одном из агрогородков. Строители обещают, что к концу 2024 года в городе будет свой бассейн. Кроме этого, в физкультурно-оздоровительном центре запланирован игровой зал с трибунами для зрителей, тренажерный и фитнес-зал, восстановительный центр.
Место, куда хочется вернуться!
Одним словом, Крупкам есть, чем удивить! А самое главное — здесь чувствуется связь поколений. До новых встреч, Крупки!
Обязательно стоит побывать еще:
- На таинственном Лесном озере, которое еще называют Стоячим. Говорят, вода там целебная. По рассказам именно там спрятал свой клад Наполеон.
- В районном Доме ремесел.
- В усадьбе Святских, построенной в начале XX века. До сегодняшнего дня сохранились усадебный дом, хозяйственные постройки и часть старинного парка.
- Костел Святого Иосифа.
- Кирпичной синагоге XIX века
- В лесхозе — там выращивают саженцы хвойных деревьев.