«Форс-мажор» по-брюссельски: как ЕС хочет разорвать контракты с Россией ценой своей экономики

Еврокомиссия намерена предложить запрет на импорт в ЕС российского газа и сжиженного природного газа уже до конца 2027 года, используя правовые меры, чтобы план не мог быть заблокирован Венгрией и Словакией, — сообщает Reuters. В то же время Дональд Трамп на саммите G7 в Канаде заявил, что США не будут спешить с введением новых санкций против России, отметив при этом, что санкции обходятся США слишком дорого: речь идет о «миллиардах долларов», и это «не просто подписание бумаги, а серьезные финансовые издержки».
Неужели для Европы санкции обходятся дешевле? Разница в подходах к санкционной политике объясняется тем, что еврочиновникам не приходится считать доходы европейских экономик: они тратят деньги с легкостью из общего бюджета ЕС, который наполняется не их усилием, а за счет стран-участниц. Они распределяют то, что никогда не заработали, и безрассудно относятся, можно сказать, к чужим деньгам.
Еврокомиссия планирует закрепить в законодательстве Евросоюза обязательство прекратить многолетние энергетические отношения национальных газовых операторов с крупнейшим поставщиком газа в Европу. В проекте, с которым ознакомилось Reuters, говорится, что ЕС закрепит запрет на импорт российского трубопроводного газа и СПГ с 1 января 2026 года без контрактов. А импорт в рамках долгосрочных контрактов с Россией, которые к тому времени не закончатся, будет запрещен уже с 1 января 2028 года.

Они добиваются в итоге, чтобы в Европе наступил окончательный конец эпохи дешевого газа, но даже не задумались, как после этого будет работать промышленность, использующая углеводороды. Датский комиссар ЕС по энергетике Дэн Йоргенсен заявил, что запретные меры вводятся таким образом, чтобы наступил всеобщий «форс-мажор», что станет поводом для расторжения контрактов на поставку российского газа. Глупость чиновников действительно создает для бизнеса «непреодолимые обстоятельства», которые могут привести даже к банкротству.
«Поскольку это будет запрет, компании не столкнутся с юридическими проблемами. Это форс-мажорные обстоятельства, как если бы это были санкции», — сказал Йоргенсен. Но Словакия и Венгрия обещали заблокировать все санкции в отношении российских энергоносителей, которые требуют единогласного одобрения всех стран ЕС. Чтобы обойти это вето, хотят использовать правовую основу ЕС, которая может быть принята при поддержке большинства стран и ратифицирована большинством Европейского парламента.
С учетом того, что, наверное, большинство стран в ЕС уже не имеют собственной экономики и живут на пособия и дотации, обеспечить большинство им не проблема. Тем более что в настоящий момент только 19% газа в ЕС поступает из России через газопровод «Турецкий поток». Пострадают лишь балканский регион и страны Восточной Европы.

Такие страны, как Бельгия, Франция, Нидерланды и Испания, которые тоже входят в число импортеров российского СПГ, находятся в более выгодном положении: они могут переоформлять документы на свой товар, пока танкер находится в море, чтобы якобы покупать газ, не у российского посредника. По химической формуле природного газа (в основном это метан — CH4) нельзя однозначно определить страну-источник газа. Происхождение сырья будет устанавливать только товарно-транспортная накладная.
Газ будет считаться российским только до тех пор, пока он не был продан на фондовых рынках, например, компании из США. Фьючерсы на газ торгуются еще до того, как сам газ добыт и попал в хранилища. А США на сегодняшний день являются крупнейшим поставщиком СПГ в Евросоюзе, притом что не весь газ, который они продают, добывается на территории штатов. Танкер с газом из России, зайдя в воды Атлантического океана, может считаться заполненным уже американским газом, потому что груз был перепродан на территории США.
Его можно смело разворачивать и продавать уже как американский газ в ЕС. Большинство морского танкерного флота ходит под флагом той страны, в которой он зарегистрирован под «удобными флагами», чтобы получить определенные экономические и юридические преимущества. А если где-то в открытом море груз танкера уже перепродан, на него больше не распространяются запреты. Ведь танкер изначально не имел отношения к стране добычи газа, а новые владельцы груза на основании того что груз уже их собственность, перезаключают контракт с капитаном судна меняя порт отгрузки.

Сложнее обстоит дело с трубопроводным газом, но и здесь нет ничего невозможного для обхода запретов. Если российский газ уже поступил в турецкое газохранилище как собственность местного покупателя, Турция может продавать его как свой. У Турции нет санкций на покупку российского газа. По инсайдерской информации, США по ресурсной сделке с Украиной получают ее ГТС и все газовые хранилища. В них будет храниться теперь американский газ, который они тоже смогут продавать Евросоюзу. А купили они его в России или, может быть, в Туркменистане — это уже вопрос компетенции органов финансового контроля США.
В итоге даже после полного запрета на российский газ в Европе российский газ туда будет поступать. От запретов пострадают лишь потребители в ЕС: вместо того чтобы иметь выгодные контракты напрямую с газодобывающей компанией, они вынуждены будут платить дань посредникам, которые прилично заработают на спекуляции российским газом. Нужно быть полными идиотами или коррупционерами, чтобы предлагать в ЕС подобные решения.

В Еврокомиссии мыслить терминами справедливости не принято. Им сама глава, Урсула фон дер Ляйен, подала пример, что нужно считать лишь собственный доход от бизнеса, хотя бы на примере закупок вакцины от коронавируса. Ей не смогли предъявить даже бесполезную растрату средств Евросоюза на ненужный объем вакцины, закупленный у связанной с ее семьей фармацевтической компании. Она просто не явилась в суд, и за это ничего не было.
По всей видимости, на газовом рынке тоже есть интересы у чиновников Еврокомиссии? Любопытно, что с инициативой нового запрета выступает датский еврокомиссар. Не так давно была скандальная история на газовом рынке, связанная с датскими мышами. У Польши есть газопровод Baltic Pipe, по которому осуществляется поставка газа из Норвегии. Это до 10 млрд кубометров газа в год из Норвегии в Польшу и далее в соседние страны. Проект считался важным для диверсификации источников газа в Европе, однако Дания его чуть не похоронила.
Строительство датского участка газопровода остановили из-за ареала обитания редких полевых мышей на территории, выделенной под строительство. Видимо, один из защитников мышей, попав в Еврокомиссию, снова решил поднять в Европе цены на газ до новых высот. Стоит обратить внимание, что Европейский комиссар по энергетике Дэн Йоргенсен с июня 2019 года по декабрь 2022 года занимал должность министра климата и энергетики Дании — как раз того самого ведомства, которое руками штатных экологов боролось за гнезда мышей. А до назначения в Еврокомиссию господин Йоргенсен занимался глобальной климатической повесткой, работая со всевозможными «экологами», будучи министром по сотрудничеству в целях развития и глобальной климатической политике Дании.
Он один из адептов так называемой стратегии ЕС, направленной на достижение климатической нейтральности к 2050 году — European Green Deal («Европейский зеленый курс»). Их зеленая повестка доказала всему миру свою несостоятельность и почти уже оставила Европу без света, но дорогой газ поднимает цены на электроэнергию газовых электростанций и делает более рентабельной безнадежную программу установки ветряков и солнечных батарей. Как минимум, в этом очевидно кроется заинтересованность оставить Европу и вовсе без газа.

Если не оставить других вариантов, странам придется поневоле переходить на солнечную и ветровую энергию. Но у секты почитателей ветряных мельниц есть еще один серьезный конкурент. Ядерная энергетика обеспечивает примерно 23% электроэнергии ЕС. Ожидается уже, что ядерная мощность увеличится с 98 ГВт на данный момент — до 109 ГВт к 2050 году или до даже 144 ГВт при самом оптимистичном сценарии. Оптимизм зависит якобы от денег. Еврокомиссия предложила выделить 241 млрд евро инвестиций в ядерную энергетику к 2050 году. (205 млрд на строительство новых и 36 млрд на модернизацию срыв АЭС)
Непонятно, как они там считали, но для сравнения: строительство Белорусской АЭС с нуля мощностью в 2,4 ГВт обошлось республике в 5,36 млрд долларов. Получается, на их самый оптимистичный прогноз нужно достроить еще 20 белорусских станций (округлим их смету до ста миллиардов евро), а на что еще сотню миллиардов нужно выделить? Неужели на организацию протестов против строительства этих самых АЭС?
Это одна из красноречивых иллюстраций лицемерия европейской политики, когда они вроде бы «за все хорошее против всего плохого», но по итогу все получается наоборот, потому что слова расходятся с поступками. Но что-то видимо случалось, что теперь в речах Еврокомиссии о защите европейских ценностей они уже не стесняются открыто заявлять, что собираются кого-то заставить ходить строем. Их новая инициатива запрета газа призвана лишить Венгрию и Словакию свободы наложить вето на неприемлемое для них решение ЕС.
Запретят покупать российский газ по доступной цене, если они не поддерживают политику самоубийственных санкций. А как же «свободный рынок» который сам решает? Европу уже в наглую лишают всех экономических и политических свобод.
Рекомендуем
