Молитва для людей, ранее служивших Гитлеру. Разбираемся в истории гимна «Магутны Божа»
В католический Собор Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии 4 июля 2021 года пришли силовики с претензией на исполнение националистической песни «Магутны Божа». Епископ Юрий Кособуцкий по факту этого объявил, что данный гимн стал молитвой «за наше Отечество и за наш народ».
Риторика католического епископа строится лишь на том, что «Магутны Божа» — это молитва, а не националистическая песня. Он утверждал, что «гимн стал молитвой послевоенной белорусской эмиграции» и что «каждая молитва несет в себе невероятную силу и способна сделать даже великие чудеса. Если же определенная молитва имеет большую силу, то и дьявол будет бороться с ней с наибольшей силой и делать многочисленные препятствия, чтобы люди эту молитву не применяли». Соответственно, те, кто пытается помешать исполнению националистического произведения, определяются как создатели препятствий по воле дьявола. А если учитывать, что послевоенная белорусская эмиграция в массе представляла собой пособников нацистов, то надо понимать, гимн стал молитвой для людей, ранее служивших Гитлеру.
Слова гимна «Магутны Божа» были написаны в 1943 года белорусской националисткой, коллаборационисткой и женой офицера СС Натальей Арсеньевой. Его защитники пытаются не акцентировать внимание на этих фактах. Особенно на том, что мужем Арсеньевой был офицер СС.
Опасность исполнения гимна «Магутны Божа» не в том, что он стал песней протестов, а в том, что его трансляция по сути оправдывает нацизм. Это наглядно покажет и критикуемая, но достаточно понятная теория окон Овертона.
Когда-то использование произведений, написанных коллаборационистами, считалось немыслимым, но в 1993 году «Магутны Божа» попытались сделать официальным белорусским гимном.
То есть о произведениях сторонников Гитлера стали говорить, тема перестала быть табуированной. Следующая стадия произошла после выборов 2020 года. Именно тогда гимн стал приемлемым для массы протестующих и тех, кто их поддерживал. На биографию автора внимание специально не обращалось, чтобы избежать дополнительный негатив.
Сейчас же мы наблюдаем переход от стадии приемлемого к стадии разумного. В этот период общество разделяется на сторонников и противников исполнения гимна, навязывается мысль, что как минимум для части общества он должен продолжать исполняться. Якобы исполнять и слушать таковой — право части общества, а значит, его существование разумно.
Следующая стадия — популяризация гимна, делая его частью массовой культуры. В этом случае о нем должны появляться книги или фильмы, информация должна распространяться в обществе широко, постепенно приучая к тому, что «Магутны Божа» — часть культуры. И такие попытки уже мы наблюдаем. И в конце концов «Магутны Божа» может стать нормой.
Если гимн станет нормой и к тому же молитвой, как его обозначил епископ Юрий Кособуцкий, начнется идеализация создательницы стихов и ее семьи. Автор «молитвы», сотрудничавшая с гитлеровским режимом, замужем за офицером СС однозначно не может восприниматься позитивно. Из биографии Арсеньевой эти факты не убрать. А готовы ли мы оправдывать сотрудничество с нацистами и службу членов семьи в СС, а коллаборационизм и пособничество фашистскому режиму представить как нормальное явление? Навряд ли. Тем более яркий пример таких действий мы можем наблюдать в Украине.
Понимает ли епископ Юрий Кособуцкий, что попытка представить «Магутны Божа» в качестве молитвы «за наше Отечество и за наш народ» — это оправдание нацизма?