Схема Бахмута или сценарий Южной Кореи. Что ждет Украину после саммита НАТО и «контрнаступа»

После отступления из Харькова и Херсона велась системная кампания под лозунгом «Россия — колосс на глиняных ногах». Была создана виртуальная реальность, где ВСУ выгнали российскую армию с занятых территорий, победили, и теперь ничего не мешает одержать такую же победу в Запорожье, то есть «выйти к Крыму за неделю», как это звучало в официальном Киеве.
Демотивированная российская армия, трусливые «мобики», украденные унитазы, пьянство, руководители-коррупционеры. И одновременно — экономическая слабость РФ, доллар по 200 рублей, беспомощность во внешней политике Владимира Путина, «которому ничего не докладывают» — таков был набор тезисов украинской пропаганды. Все это перекликалось с критикой Министерства обороны РФ, которую распространял Евгений Пригожин до мятежа, что как бы подтверждало украинскую повестку и вызывало сильную тревогу в российском обществе.
Для украинской пропаганды выпады Пригожина были настоящим подарком, потому что работали на всю русскоязычную аудиторию. РФ пришлось даже принимать меры в отношении военных блогеров и проводить для них встречу с президентом, чтобы опровергнуть тезисы чужой (а иногда уже и собственной) пропаганды.
Вечный контрнаступ
Однако нельзя постоянно раздавать авансы, рано или поздно пропаганду нужно подтверждать действиями. Саммит НАТО стал той самой площадкой, где Украине нужно было что-то показать. В принципе, программу-минимум Зеленский выполнил без всякого «контрнаступа»: за год был обеспечен контроль общественного мнения и полное подавление оппозиции, удержана персональная власть; до неких пределов, заданных партнерами, ограничена коррупция. На переговоры с Россией Зеленский тоже не пошел, а его администрация избежала военного переворота и нашла формат взаимодействия с армией.
На саммите НАТО стратегия Зеленского в целом была признана успешной. В качестве награды Украине «упростили» регламент вступления: теперь это не просто требования к армии и уровню коррупции (так называемый ПДЧ — план действий по членству), а, как это прозвучало, «победа над Россией», без которой не будет вступления.
Тем не менее, относительно успешный саммит в украинской среде воспринимается как лютая зрада. Контрнаступ был шансом сломать ситуацию (то есть уйти от длительной позиционной войны с большими жертвами), по итогам которого старшие товарищи придут воевать с Россией и быстро закончат конфликт. Но этого не случилось, а поскольку победа над РФ теперь является условием вступления в НАТО (над ядерным государством она невозможна), у лидеров мнений произошел слом картины. Если победа невозможна, то возможна только бесконечная война: не ужасный конец, а ужас без конца.
Переводя итоги саммита на простой язык, теперь население Украины ждет вечный «контрнаступ» и вечная борьба с Россией, а Зеленский получит для этого новые деньги и вооружения. За год он доказал, что полностью контролирует Украину и обеспечил более-менее устойчивую систему, где американские средства будут под относительным контролем. Как минимум до следующих выборов в США ему выдали ярлык на княжение.
На образование — на 17%, на медицину — на 10% в 2023 году на Украине сокращены расходы на социалку.
«Бережем границы, а не людей»
Если полгода назад украинская пропаганда говорила о захвате российских областей (придумали даже название «Южнороссия» для Курска, Белгорода и Брянска) и о танках на Красной площади, то теперь, чтобы смягчить смену целей, в публичном поле «победой» называют «выход на границы 1991 года». Как было с Крымом и Донбассом до СВО, транслируется точка зрения, что «нам нужны территории, а не люди». Вариант размена территорий публично даже не обсуждается и воспринимается как предательство — хотя сегодня это единственный сценарий мирных переговоров и спасения жизней людей.
Однако даже самой пропаганде непонятно, как после выхода на старые границы они будут обеспечивать мир с Россией и внутри страны. РФ они называют врагом, агрессором, бесчеловечным государством, с которым не может быть переговоров, рассказывают про свое моральное превосходство, духовность и неминуемую победу «добра» над «злом». И украинское общество, которое получится на выходе из конфликта, остановиться не сможет, оно будет кровожадным и нестабильным, будет требовать мести и чисток южный территорий. То есть уже сейчас закладывается фактор не примирения, а продолжения гражданской войны.

Новая Южная Корея
Ожидания от наступления все время подпитывались: вот-вот, еще немного, и будет прорыв к Крыму за неделю. Но поскольку контрнаступ не удался, населению уже подбрасывают новые идеи. Если не удастся ни танками проехаться по Красной площади, ни выйти на границы 1991 года, то выходом из кризиса станет внешнее управление. На карте появится новая Южная Корея, то есть высокотехнологичное западное общество под контролем США и новая Северная Корея (неподконтрольные территории), которые будут находиться между собой в состоянии войны.
Далее внешние деньги уничтожат коррупционеров и заменят их западными эффективными менеджерами, а Украина станет витриной для всего СНГ, чтобы показать, насколько Россия бесперспективна. Из украинца сделают немца или голландца, правда, с большими людскими потерями. Многие уедут, многие погибнут на фронте, да и восстанавливать страну будут не сами украинцы, там им ничего не будет принадлежать. Но такова цена нового прекрасного государства.
Корень этих заблуждений в том, что у многих появились иллюзии, будто вся мировая политика крутится вокруг Украины, а Россия тем временем разваливается и умирает. И на украинцев якобы сделана западная ставка: вы будете процветать, будете новыми хозяевами при разделе России, так как знаете русскую культуру, русский язык и «рабский менталитет» русских. Так вполне искренне считает военно-политическое руководство Украины, особенно разведка и военные.
Однако война на уничтожение, которую им предлагают под видом «вступления в НАТО» — это вовсе не переход под мудрое внешнее управление. Это расчистка территории под новых хозяев, самоубийство целого народа, примерно, как было с индейскими племенами в Северной Америке, которые гибли в колониальных войнах между Англией и Францией. Формула вступления в НАТО должна только замаскировать эту вечную войну на уничтожение, разбить ее на этапы, обеспечить процедурно.

Задача США — локализовать конфликт
Саммит НАТО показал, что роль Зеленского в этой схеме — это не роль победителя, а роль организатора бойни. За год им успешно была выстроена военная вертикаль, мотивированная огромными внешними деньгами (которых на Украине никогда не было раньше), которая вылавливает сограждан на улице, обучает их и бросает в топку. Эту мясорубку иносказательно называют «героическим путем вступления в НАТО».
Отсюда болезненная реакция на саммит в украинском обществе: «Вы недостаточно сочувствуете нашим жертвам». И мало того, что нет никакой обратной реакции на смерти (контрнаступ был эдаким принесением жертвы перед саммитом), так еще и утекает информация о кулуарных переговорах США и РФ, что воспринимается как предательство.
Впрочем, тревожные для Украины звонки начались чуть раньше. Еще в январе корпорация РЭНД (ключевой американский аналитический центр) опубликовала доклад по Украине, где отмечалось, что крайне нежелательно, чтобы Украина начала заниматься освобождением Крыма, поскольку это может привести к ядерной войне. Более приемлемый сценарий войны — бесконечные атаки Донбасса, чтобы восток Украины постепенно превращался в один большой Бахмут. Примерно по такой же схеме велись многолетние бои за Алеппо в Сирии, когда военный конфликт с ИГИЛ специально сводился к ограниченной и «безопасной» для Запада зоне.
То есть условное «самоубийство» для расчистки территории должно происходить по схеме Бахмута, в небольших, но кровавых локальных боях, чтобы не спровоцировать ядерную войну в Европе. И если раньше в военном руководстве Украины говорили, что западный сценарий — это победа, посмотрите на Харьков и Херсон, то теперь основной сценарий — это «героический» путь в НАТО. То есть не как у всех других стран, а через уничтожение своих граждан и по горло в крови.
Что может сделать РФ
Границу с Польшей и Румынией РФ перекрыть не может (то есть эффективно заблокировать поставки вооружений), при этом остаются непримиримые, теперь уже заложенные в российскую Конституцию территориальные претензии. Разблокировать переговоры тоже нельзя — даже если Зеленский этого вдруг захочет, Рада не даст согласие, а никакой другой власти на Украине нет. Это значит, что как минимум до конца президентского срока Зеленского «сценарий уничтожения» гарантирован.
Россия в это время будет воевать от обороны, так как ВСУ будут все время гнать в наступление. И судя по тому, что происходит в российской экономике, ее как раз и готовят к затяжной войне, а новые территории будут брать под контроль мелкими шагами. Попыток «быстрого» взятия, как в начале СВО, больше не будет, потому что личный состав стараются беречь.
Но при таком раскладе, как это ни печально, Россия выступает главным и необходимым элементом войны на уничтожение. И такая ситуация продлится как минимум до президентских выборов в США. Затем может начаться некая оптимизация, уменьшение средств на войну, по типу оккупированного Ирака, откуда постепенно выводили американские войска, деньги и советников. Только тогда появится какой-то шанс на выход из кризиса, потому что украинское общество начнет понимать, что союзники их снова бросили. Отрезвление рано или поздно наступало у них после каждого майдана, будет оно и после нынешней войны. Тем не менее, общество сначала ждет либо новая форма психоза, либо уход в себя, никакого чуда не произойдет.
Нужно также понимать, что украинская армия, помимо мобилизованных, которые воюют из-под палки (таких 70-80%) — это еще и около 200 тысяч добровольцев, непримиримых по отношению к России, которые ни на какие переговоры не пойдут. Помимо армии, минимум 20-30% общества сейчас нацифицировано и находится на всплеске антироссийских настроений. И чем кровожаднее будет российский тыл, СМИ, военблогеры и эксперты, тем лучше для Запада — тем самым обеспечивается работа второй стороны мясорубки.

Как работать на Украине, чтобы разорвать эту схему?
Белорусский Президент неоднократно подчеркивал, что работать нужно с украинскими военными. Можно предположить, что речь идет в узком смысле о военно-политическом руководстве. Это не значит искать среди них предателей и склонять к государственной измене. Наоборот, после унизительного для них саммита НАТО настал очень удачный момент, когда у военных нет никакой уверенности в западных партнерах. В перспективах уже маячит не НАТО, а серая зона, вечная война и постепенное уничтожение «до последнего украинца». Если там есть умные люди, то это должно резко сказаться на интенсивности боевых действий. Войну, конечно, не остановят, но самоубийственный контрнаступ начнут сворачивать под тем или иным предлогом.
Таким военным нужно напомнить, что кроме успешной Южной Кореи был крайне неуспешный Южный Вьетнам, откуда американцы с позором вышли и до сих пор считают это самой позорной для себя войной. С большой вероятностью, именно такая судьба ждет и Украину.

Однако среди военно-политического руководства есть и те, кто вполне согласен на роль индейцев и готов воевать с русскими до конца, а потом улететь на вертолете в Майами. Поэтому в сфере пропаганды (даже на фоне неудач на фронте) мы видим постоянный разогрев общества через «мелкие победы» — террористические акты, убийства, диверсии на территории России и постоянный культ «мертвых героев», кладбища, смерти, отпевания солдат. Это работа второй башни, «ястребов», и все это никак не способствует миру и переговорам.
Тем самым и украинская власть, и общество оказываются перед вилкой — либо уничтожение, либо отъезд. Конечно, в Майами и Швейцарию уедут единицы (уважаемые люди и так давно там), а большинство поедет в Польшу или, максимум, в Германию. Но сценарий уничтожения, который обозначился после саммита НАТО, пока смутно понятен только самому высшему руководству. Обывателям, наоборот, кажется, что ракет прилетает не так уж много, мобилизация идет не так уж сильно, Путин захватывает максимум какие-то мелкие села на юге и никогда не возьмет Киев. Тем самым идет постепенное привыкание к войне «на уничтожение». Для многих простых украинцев она уже стала рутиной, новой нормальностью.

А вот руководство и какая-то часть интеллигенции, более-менее адекватные лидеры мнений, должны понимать, что по итогам такой войны не будет ни победы, ни даже возвращения в прошлое — до февраля 2022. Они догадываются, что Запад не отступит (потому что стратегия военного давления России тогда подействует), и поэтому будут продолжать войну любыми средствами.
Вариант «серой зоны» тоже не несет для Украины ничего хорошего: это означает постепенное разложение государства, а в перспективе, когда хозяева уйдут, — либо полноценную гражданскую войну, либо маленькую криминально-политическую гражданскую без раздела территорий. Они понимают, что последняя давно идет, просто в разных формах: сначала 8 лет АТО, затем в форме войны с Россией и дальше как полноценная гражданская война между бывшими территориями.
И как бы ни обернулись события, в итоге все это будет российской (и в какой-то степени — белорусской) проблемой. Если Россия на новых территориях должна обеспечить безопасность и хотя бы базовый набор государственных функций, то Беларусь — стать для Украины той самой витриной, где возможен нормальный вариант развития государства без войны и бесконечного конфликта с Россией. Только так может произойти постепенное умиротворение больного общества.

Факты:
- США предоставят Украине военной и экономической поддержки на общую сумму в 44,9 млрд долларов в этом году.
- Европарламент согласовал выделение Украине 18 миллиардов евро для помощи в течение 2023 года. Это 18 миллиардов евро займа (в среднем 1,5 миллиарда евро в месяц). Кредиты будут иметь 10-летний льготный период. Государства-члены ЕС будут покрывать основную часть процентных расходов за счет внешних целевых доходов.
- Великобритания тоже выделяет транши на общую сумму 2,63 млрд долларов на военные цели.