Меню

Дважды Герой Советского Союза, которого боялись немецкие асы. Как сложилась судьба летчика Камозина

Камозин
Фото: из открытых источников

Точный учет советских людей, удостоенных звания Героя Советского Союза, несмотря на наличие данных, достаточно не простая задача. И все же, изучив и обобщая многие, порой разноречивые сведения, можно сделать вывод, что наиболее приемлемой сейчас является следующая статистика количества Героев Советского Союза, удостоенных звания за подвиги, совершенные в 1941-1945 годах — это свыше 11 тысяч 700 человек, а в Великой Отечественной войне — порядка 11 тысяч 600 человек.

Дело в том, что с 1993 года ведется новый отсчет, новая страница в летописи Героев — присвоение за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Российской Федерации по Указу президента. Их число уже превысило 100 человек. Таким образом, общее количество Героев Советского Союза 1941-1945 годов, включая и Героев России, — около 11 тысяч 800 человек.

Данные о количестве Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за подвиги в Великой Отечественной войне дважды и трижды, приведены в ряде авторитетных источников последних десятилетий: 104 человека стали дважды Героями Советского Союза, а 3 — трижды: Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин.

Сегодняшняя история об одном из тех, кто был удостоен высокого звания Героя Советского Союза дважды, а его фронтовая судьба, как лихо закрученный сюжет для фильма. Ему многое пришлось испытать, но свои награды он заслужил честно. Это Павел Камозин.

Камозин

Наш герой — один из самых результативных летчиков времен Великой Отечественной войны. В довоенное время простой брянский рабочий, скромный и невысокий парень, в небе он, как по волшебству, превращался в грозного и непобедимого воздушного бойца, противостоять которому не могли даже прославленные немецкие асы. Его особым талантом было умение просчитывать бой, подобно шахматной партии, на несколько шагов вперед и каждый раз находить новые непредсказуемые для врага комбинации воздушных боев.

Первые победы и неудачи

Войну Павел Камозин встретил младшим лейтенантом в составе запасного авиационного полка Киевского военного округа, но уже на второй день ему довелось вступить в первый воздушный бой с врагом. Патрулируя во главе авиационного звена воздушное пространства над Черноморским побережьем и прикрывая высадку морских пехотинцев, Камозин заметил, как неожиданно на горизонте возникло шесть немецких «мессеров». Враг уверенно шел на сближение, немецкие летчики, видимо, были уверены в быстрой и легкой победе.

самолет

Павел Камозин в мирное время всегда показывал блестящие результаты в стрельбе тренировочных боев, но тогда все было не по-настоящему, а теперь впервые перед ним был реальный враг. Позже Камозин признавался, что сомнения на секунду охватили его. Лишь вспомнив собственные слова, которые говорил подчиненным, что промедление в воздушном бою может стоить жизни, Павел перестал колебаться и, подпустив врага как можно ближе, первым открыл огонь. Победа тогда осталась за ним, однако в боевом крещении Камозин получил серьезное ранение в ногу, пуля пробила ступню навылет. На время лечения Павлу пришлось покинуть фронт и отправиться в госпиталь в тылу. А затем, выздоровев, с конца декабря 1941-го года и до октября 1942-го Камозин в качестве летчика 253-го запасного авиаполка овладевал техникой пилотирования самолетом ЛаГГ-3, ему пришлось довольствоваться должностью летчика-инструктора, он подготовил около 40 летчиков для фронта. И лишь через год Павел Камозин вернулся к ведению боевых действи

О боевом мастерстве летчика-истребителя Павла Камозина

В конце 1942-го года Камозин воюет, уже будучи заместителем командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка, и в первый месяц боев после возвращения на фронт, сбивает 4 самолета фашистов, среди которых был и хорошо вооруженный Do-217. А к началу марта 1943-го года число уничтоженных Павлом Камозиным вражеских самолетов доходит до двенадцати, они были сбиты в двадцати трех успешно проведенных воздушных боях. И 1 мая 1943 года за проявленную смелость, находчивость и героизм Павел Камозин удостоен звания Героя Советского Союза, ему вручили орден Ленина, а также медаль «Золотая Звезда».

Летом 1943-го Камозин в числе первых осваивает новый истребитель американского производства Р-3 «Аэрокобра» и продолжает священную войну с врагом уже в составе 66-го ИАП 329-й авиадивизии. В первом же бою в новом полку Камозин сбивает немецкий самолет-разведчик «FW-189», но при этом его «Аэрокобра» получает серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии, летчику приходится срочно посадить истребитель на нейтральную полосу, а после, под обстрелом врага, добираться до окопов советских частей.

Необходимо отметить, что Камозину часто приходилось совершать и разведывательные вылеты, а полученные им данные всегда подтверждались и помогали уничтожить значительные силы противника. Так, в январе 1943-го года на аэродроме под Краснодаром ему удалось обнаружить замаскированные вражеские самолеты численностью около 50 боевых машин. После срочного донесения Камозина поднявшиеся в воздух советские штурмовики смогли уничтожить около двух десятков немецких самолетов. Вскоре, по достоинству оценив мастерство опытного летчика, командование назначает Павла Камозина командиром эскадрильи.

Камозин

Еще один памятный бой состоялся, когда группа Камозина в составе пяти истребителей, возвращаясь на базу, обнаружила тринадцать «Юнкерсов», вылетевших бомбардировать наши части. Неожиданно атаковав вражеские самолеты, летчики вынудили немцев произвести бомбометание раньше намеченной цели, в результате этого часть их бомб попала на позиции своих же войск. Тогда рассеянная группа немецких самолетов попыталась развернуться и уйти, но у Камозина были совершенно иные планы, в том бою он лично сбил один самолет противника и подбил еще два. Быстро сориентировались в обстановке и подчиненные, которые вывели из строя еще два немецких бомбардировщика. Самоотверженность и талант Камозина особенно ярко проявились в жестоких боях за освобождение Севастополя, когда его эскадрильей были сбиты шестьдесят четыре самолета врага, причем девятнадцать из них уничтожил сам командир.

Однополчане уважали и любили Павла Камозина, восхищаясь его боевым мастерством. Особенная дерзость и напористость Камозина в ведении воздушных боев всегда приносила результат: он бил, как правило, короткими прицельными очередями с близкой дистанции, расстреливая врага в упор. И вскоре его манера вести воздушные бои стала узнаваемой в стане противника, немецкие летчики побаивались встреч с ним. 

Вот что писал о Камозине один из сослуживцев: «Видел он далеко очень. С ним летишь вот, а он говорит: «Смотри, пара «Фоккеров», глядишь — и не видишь. А уже позднее появляется пара. А в авиации ведь побеждает, кто первый увидел. Шансов у него больше. Возможность набрать большую высоту. Как говорил Покрышкин: высота, скорость, маневр и огонь. Если есть высота, то скорость любую можно разогнать. Кто высоту имеет, всегда пикирует и скорость нагоняет. А раз есть скорость, то и маневр можно за счет нее любой делать…».

Значимым для Павла Камозина стал день 31 декабря 1943 года. Вылетевшие на разведку Камозин и его постоянный ведомый Владимир Ладыкин уже возвращались на аэродром, когда заметили в районе деревни Семь Колодезей группу из шести немецких истребителей Ме-109, сопровождавших транспортный самолет. В голове Павла сразу возникла мысль, что такой чести не удостоили бы обычный груз. Приблизившись на максимальной скорости и не дав охраняющим «мессерам» опомниться, Камозин длинной очередью прошелся по охраняемому транспортнику, который тут же накренился и стал падать. А два советских истребителя быстро растворились в вечернем небе. И только спустя три месяца Павел узнал, что на борту подбитого им самолета на торжество в честь Нового года летели высокие немецкие военные чины, которые везли награды для особо отличившихся солдат. Праздник у фашистов был испорчен, а в немецких войсках на несколько дней был даже объявлен траур.

Уничтожение группы высокопоставленных немецких военных летчиком Камозиным переполнило чашу терпения германского командования, и на отважного летчика объявили настоящую охоту, по некоторым данным, уничтожить его было поручено одному из самых опытных истребителей «бриллиантовой» эскадрильи Геринга, первому в мире, одержавшему более двухсот побед, летчику Герману Графу. Тот отличился в сражениях в небесах Западной и Восточной Европы, его стиль характеризовался особой агрессивностью и беспощадностью, на счету «Бубнового туза» значились и десятки сбитых советских самолетов, он командовал тактической школой переподготовки немецких летчиков. Узнав о планах гитлеровцев, советское командование поспешило предупредить Камозина. Начальство прямо сказало: «Лучшие летчики из школы высшего пилотажа в Берлине объявили за тобой охоту. Полковнику Графу приказали любыми средствами уничтожить старшего лейтенанта Камозина. Тебе разрешено дней десять, пятнадцать, двадцать не летать, отдыхать». На что Павел Камозин спокойно ответил: «А почему он должен охотиться за мной, а не я за ним, за этим Графом?». И Камозин стал готовиться к встрече с врагом, изучая на досуге его тактику, оценивая все известные сильные и слабые стороны, проводя работу с подчиненными и договариваясь с ними обо всех деталях взаимодействия в бою при встрече с немецким асом.

Камозин

И воздушный бой Камозина с Графом состоялся. Случилось это, когда четверка советских истребителей возвращалась после патрулирования на аэродром. Советские летчики, как и немецкие, хорошо знали все позывные, особенно известных асов, вроде Покрышкина. Несмотря на то, что по радио говорили очень мало, когда шел воздушный бой, все было тогда «напрямую». Наша наземная служба вовремя успела предупредить Камозина о появлении Графа, и летчик решил не уклоняться от боя. В голове Павла Камозина уже давно зрел оригинальный и смелый план по уничтожению противника. Оставив пару своих ведомых позади, он приказал им подняться на высоту в шесть с половиной тысяч метров и внимательно следить по сторонам. Его идея заключалась в том, чтобы подставить себя под удар. Как и рассчитывал наш опытный летчик, Граф должен соблазниться возможностью зайти к нему в хвост, и, действительно, как только представился шанс, тот тут же атаковал советский истребитель. Камозин стал уходить из-под огня, резко убрал газ и ушел из поля зрения немецкого летчика, решившего, что он продолжает идти с большой скоростью. После этого Камозин выполнил «бочку» и вышел за пару сотен метров в хвост самолета Графа, с ходу атаковав его. Немец стал резко уходить вверх, набирать высоту, но там его уже ожидала наша вторая пара, оставленная Камозиным как бы в засаде. Заметив ловушку, Граф попытался уйти к земле, но Камозин ту же прошил пулеметной очередью немецкий самолет, который начал разваливаться прямо в воздухе.

А Павел Камозин в тот день написал родным письмо: «Время нынче горячее. Что ни день, то напряженные бои. Мы научились ненавидеть противника и безжалостно его уничтожать».

Стал дважды Героем, но судьба не была к нему благосклонной

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан Павел Камозин удостоен звания Героя Советского Союза второй раз и награжден второй медалью «Золотая Звезда».

И… в том же 1944-ом Павла Камозина сняли с должности командира эскадрильи 66-го полка, переведя с понижением на должность заместителя командира эскадрильи в 101-й гвардейский ИАП.

Камозин

Что же произошло? По одной версии: эскадрилья Камозина базировалась тогда в Бобруйске, погода была совсем не летная, и долгое время летчики сидели без дела на земле. А начальник продовольственной службы их очень плохо кормил, проще говоря, продукты припрятывал в своих корыстных целях. И все время врал, жаловался, что плохо снабжают. А Камозин случайно обнаружил достаточное количество припрятанных продуктов, не сдержался и жестоко избил тыловика. После этого было разбирательство, и Камозина перевели с понижением.

По другой версии, все закончилось трагичней, вроде, как Камозин в порыве гнева то ли вылил кипяток непосредственно на повара, то ли толкнул того на горячую печь… 
И, по этой версии, вроде бы было доложено самому Сталину, который, якобы, приняв во внимание заслуги летчика, распорядился не привлекать Камозина к уголовной ответственности, но в званиях и должностях больше не повышать…

Что Камозина отправили с понижением — факт. Что не вырос больше в званиях — тоже. Так капитаном войну и закончил, хотя летал и сбивал — тоже факт.

5 марта 1945 года во главе группы «Аэрокобр» гвардии капитан Камозин прикрывал бомбардировщики, при отходе от цели группа была атакована 12-ю ФВ-190. Тогда на самолете Камозина внезапно заклинило мотор, и он с высоты 3500 метров спланировал на свою территорию, произвел вынужденную посадку с убранными шасси. Но во время вынужденной посадки на сильно неровную площадку его самолет несколько раз перевернуло, он был разбит, а летчик получил тяжелые травмы — перелом обеих ног.

На этом война для Павла Камозина закончилась. День Победы он встретил в госпитале.

Память людей о герое жива

Сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, Павел Камозин совершил около двухсот боевых вылетов, в воздушных боях одержал сорок девять побед: тридцать шесть вражеских самолетов он уничтожил лично и тринадцать — в группе. А некоторые историки-исследователи фронтовой авиации утверждают, что тридцать шесть самолетов — это далеко не все, которые в действительности сбил Камозин. 

Камозин

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза установлен в Брянске, где одна из улиц носит его имя. На здании аэропорта Брянска и Бежицкого авиаспортивного клуба в память о Герое установлены мемориальные доски. Его имя носит Брянский авиаклуб и средняя школа №11, в последней открыт музей Героя. Павел Камозин удостоен также звания Почетного гражданина Брянска.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59