18°
Меню

Мобильный электротранспорт в городе: помогут ли запреты на самокаты

Фото: автора

Улицы современных городов буквально кишат различными транспортными средствами: если еще несколько лет назад они были заполнены исключительно автомобилями, мотоциклами и велосипедами, то сегодня количество категорий колесной техники с трудом поддается подсчету. Основной тренд сегодня — переход на электрические средства персональной/индивидуальной мобильности (СПМ/СИМ).

Совсем недавно, чтобы прокатиться с ветерком, нужно было потратить собственные деньги и купить моноколесо, электросамокат или электровелосипед, сегодня это необязательно — различные коммерческие фирмы предлагают подобные транспортные средства напрокат.

Баснословную популярность снискал кикшеринг — краткосрочная аренда электрических самокатов.

Это, бесспорно, очень удобная услуга. Особенно — при хорошей погоде и развитой инфраструктуре, как, например, в Минске: в столице Беларуси очень много классных дорожек (изначально, конечно, приспособленных для велосипедов), живописные виды и очень спокойная и доброжелательная атмосфера на дорогах. Поехать на прогулку, успеть вовремя на работу, не завися от пробок, съездить за мелкими покупками — во всех этих делах самокат с электроприводом — отличный помощник, особенно когда его не нужно заряжать, выкатывать из квартиры, обслуживать, мыть. Достаточно найти в специальном приложении (а в Республике работает несколько операторов, занимающихся кикшерингом) ближайшую парковку с 2-колесным транспортом, оплатить аренду с помощью смартфона и отправиться в путь.

В теории вся эта схема незамысловата и беспроблемна, однако засилье самокатов породило серьезную проблему (и не только в РБ, кстати) — контроль безопасности поездок и борьба с нерадивыми пользователями.

В Беларуси, России, Европе и США (стране-родоначальнице кикшеринга) уже пару лет ведутся весьма нешуточные юридические, политические и социальные баталии по вопросу ограничений или и вовсе запрета арендных самокатов. Где-то вопросы решаются, где-то — пока подвешены в воздухе.

Что же делать с СПМ?

Почему все внимание общественности приковано именно к арендной системе средств персональной мобильности? Причин здесь три. Во-первых, у многих клиентов кикшеринга в голове работает схема «Не моё — не жалко». А это значит, что на арендном транспорте можно гнать сломя голову, не беспокоясь о возможных дорожных происшествиях. Во-вторых, сам самокат еще многими воспринимается как простая игрушка — для управления им не нужны специальные права, можно ездить вдвоем или даже втроем, нет необходимости знать и соблюдать ПДД, можно кататься подшофе. В-третьих, поминутная (хотя у операторов есть и специальные пакеты на сутки, несколько дней или даже весь сезон) аренда заставляет нерадивых граждан экономить минуты и нестись на все деньги, подвергая риску себя и окружающих. 

Такое крайне неправильное и безрассудное мнение и поведение некоторых людей приводит к вакханалии на улицах городов — тяжелым авариям с травмами, беспорядкам на парковках самокатов, даже войнам между противниками СПМ и их сторонниками.

В России, например, во многих городах люди просто ненавидят электросамокаты и их пользователей! Притом и тех, кто берет их напрокат, и кто ими владеет — всех чешут под одну гребенку. ДТП очень много, часто — тяжелых: пользователи арендных СПМ бьются сами, калечат прохожих, повреждают автомобили. Ситуация обострилась до такой степени, что общественники начали устраивать рейды на дорогах и отлавливать пьяных, несовершеннолетних и неадекватных «наездников».

Патрули ГАИ (а в РФ теперь ГИБДД называется именно так) забирает у нарушителей на СПМ даже водительские удостоверения (при наличии таковых). Госдума же на днях в первом чтении приняла законопроект о штрафах для водителей самокатов, нарушающих правила. К депутатам поступают просьбы даже полностью запретить арендный электротранспорт! В Москве недавно одна из прокатных компаний вывела на дороги скаутов-штраферов, которые фиксируют нарушения электросамокатчиков! Другая фирма разрабатывает и внедряет специальные системы контроля, блокирующие пьяных пользователей, тех, кто систематически нарушает правила, катается с пассажирами и передает управление детям. В общем, в стране-соседке «самокатная» тема стоит на повестке дня!

В Беларуси понятие «средство персональной мобильности», под которым подразумеваются электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другой мелкий транспорт, было введено в ПДД еще в 2022 году. Законом предусмотрено, что передвигаться на СПМ можно только по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии — по тротуарам, пешеходным дорожкам, либо обочинам дорог, не создавая помех пешеходам и водителям.

Максимально допустимая скорость — 25 км/ч, минимальный возраст пользователя — 14 лет.

ГАИ Республики неустанно следит за пользователями электросамокатов (особенно — арендных), и наказывает их за нарушения. Здесь стоит отметить, что согласно статье 18.20 Кодекса об административных нарушениях РБ, за езду вдвоем на одном СПМ предусмотрен штраф от 1 до 3 базовых величин. В случае, если самокатчик находится в состоянии алкогольного опьянения, то штраф составит от 3 до 5 базовых величин.

Операторы кикшеринга тоже стараются максимально обезопасить всех участников дорожного движения от нерадивых арендаторов СПМ: внедряют технические новшества для ограничения скорости движения самокатов, блокируют нарушителей, запрещают езду на одном СПМ вдвоем, создают специальные когнитивные тесты для определения трезвости своих клиентов.

Работа в стране в направлении «окультуривания» отрасли проката электросамокатов ведется постоянно и результаты уже видны: в Беларуси, в сравнении с РФ, меньше аварий с участием СПМ, контроль над участниками движения и прокатными конторами жестче, сеть специальных дорожек растет быстрее. Они поддерживаются в отличном состоянии, появляются многочисленные зоны, где запрещено движение такой техники, да и призывов полностью искоренить электросамокаты как вид не слышно. Оно и правильно: запретить все опасные механизмы, устройства и вещи невозможно. Гораздо целесообразнее совершенствовать законодательство, пропагандировать необходимость неукоснительного соблюдения ПДД всеми гражданами и воспитывать в них сознательность, аккуратность, порядочность и любовь к ближнему. Только так, а не практикой повсеместных запретов, можно прийти к порядку на улицах Беларуси. Пусть не сразу, а спустя какое-то время…

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59